Роль руководителя в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть роль руководителя в современной организации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть портрет современного руководителя. 2. Проанализировать роли руководителя и лидера в организации. 3. Изучить функции и роли руководителя в организации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Роль руководителя.

Задача предприятия  состоит  в том,  чтобы осваивать новые  рынки, удовлетворять потребности  клиентов. Успехи и неудачи предприятия  – это, в первую очередь, успехи и неудачи руководителя. Руководитель должен стремиться организовывать работу на предприятии с таким расчетом,  чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям  сотрудников и позволяла активизировать их работу  и повысить  ее  эффективность. Принимая  любые решения,  руководитель  должен постоянно иметь в виду не только  высокую рентабельность  фирмы,  но  и проблемы существования своих сотрудников,  а также потребителей, ради которых фирма существует, и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров.  Любое  принимаемое  решение должно в  длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.  Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует  расценивать как ошибочное.

Роль руководителя в общем  управлении предприятием может быть определена следующим образом: прогнозировать, организовывать, руководить, координировать, контролировать.

Функции работы руководителя:

Составляющая  функция

Действия по реализации данной функции

установление целей

определение будущего состояния предприятия

разработка стратегии

определение способов достижения цели

планирование работы

определение задач конкретным исполнителям

проектирование работы

определение рабочих функций исполнителей

мотивирование к работе

целенаправленное воздействие на работника

координация работы

согласование усилий исполнителей

учет и оценка работы

измерение результатов и их анализ

контроль работы

сопоставление результатов с целями

обратная связь

корректировка целей

развитие навыков (ролей) руководителя

развитие роли руководителякак цивилизованного человека


 

При общении уделяйте собеседнику  все свое внимание, демонстрируйте сигналы, подтверждающие, что вы активно  его слушаете — слова «да», «угу», кивки головой, зрительный контакт. Дабы удостовериться в правильности понимания, попробуйте перефразировать сказанное собеседником. Если что-то упустили и не поняли, задайте уточняющий вопрос. Слушайте для того, чтобы лучше понять чувства собеседника и ход его мысли, а не для того чтобы поскорей ответить. Роль руководителя в управлении без умения слушать станет менее значима, ведь это ценный навык не только для любого начальника, но и для любого человека.

Если задача или какое-нибудь решение кажутся вам неразумными или до конца не ясными, следует попросить разъяснений. Если что-то противоречит вашим убеждениям или вы просто не хотите что-либо делать, скажите твердое «нет». Вы имеете право иметь свои убеждения и отстаивать свои приоритеты. Отказывая человеку, делайте это так, чтобы «нет» не было сомнительным, и в вашем отказе не читалось «Я подумаю об этом». Объясняйте причины отказа как можно короче.

Чтобы лучше понять человека, пытайтесь поставить себя на чужое место, проявляйте эмпатию, старайтесь дать понять собеседнику, что Вам небезразлично то, о чём он говорит.

При общении уверенно и четко доносите свои мысли и идеи коллективу. Смотрите в глаза тому, с кем разговариваете.

Убедитесь, что ваши слова  не расходятся с делом, и Вы всегда держите данное Вами слово. Если слова руководителя расходятся с делом, он стремительно начнёт терять авторитет и уважение в коллективе.

Извинитесь, если Вы неправы. Постарайтесь объяснить что произошло и возьмите на себя всю ответственность. Если Вы причинили вред, то по возможности примите срочные меры по его устранению. А если ошибку допустил кто-то из окружающих, будьте готовы простить. Не мстите и не обижайтесь, это лишь усугубит положение. Внесите свой вклад в развитие и поддержание отношений.

Развитие роли руководителя как профессионала.

Ставьте конкретные цели и  задачи, которые будете претворять в жизнь. Рассказывайте членам команды  о своих задумках, а так же объясняйте планы действий по их реализации. Будьте готовы не только к одобрению своих идей, но и к их критике.

Будьте для других ролевой  моделью, никогда не обещайте то, что  не в силах сделать, и всегда выполняйте данные Вами обещания. Делайте сами то, за что агитируете.

Размышляйте над тем, что  можно изменить, чтобы повысить эффективность своей работы и работы коллектива в целом. Идите в ногу со временем: используйте информационные технологии, технические новинки, также перенимайте передовой успешный опыт коллег.

Не избегайте критики, а получая неприятную лично для Вас информацию, не становитесь агрессивным. Правильное следование роли руководителя в коллективе немыслимо без формирования имиджа профессионала. Спросите себя что Вы для этого сделали.

Для получения информации о своей профессиональной деятельности используйте различные источники — периодические издания, учебные программы, профессиональные конференции и форумы, интернет и т.д. Попытайтесь понять насколько эффективно Вы учитесь новому и самосовершенствуетесь в профессиональной области, ведь компетентность является одним из самых важных качеств руководителя. Подумайтекак этот процесс можно улучшить.

Обсуждайте с сотрудниками последние и самые интересные тенденции развития в вашей индустрии. Если к Вам обращаются за профессиональным советом, одобряйте и поощряйте это, или сами узнавайте есть ли области, в которых вы сможете подсказать (направить их, указывая, где и как они могут найти ответ на интересующий их вопрос) и оказать помощь.

Развитие роли руководителя как командного игрока.

Постоянно проводите анализ эффективности команды. Сделайте так, чтобы ваш рабочий коллектив  регулярно работал над методами повышения качества своих обязанностей. Для анализа взаимодействия внутри команды и получения данных следует  наладить инструменты обратной связи. Их выбор зависит от стиля руководства коллективом, личностных особенностей управленца и подчинённых, специфики работы и ещё от ряда факторов.

Чтобы проводить больше времени  с людьми, не следует сильно перенасыщать свою повестку дня.

Управленческие роли руководителя немыслимы без роли руководителя в управлении конфликтами. Следите  за тем, чтобы психологическая атмосфера  в коллективе была здоровой.Психологическому давлению чаще подвержены новые работники, поэтому важно в первый рабочий день на новой работе дать понять ему и всем остальным, что он является частью коллектива и необходим компании, что он такая же личность, как и остальные члены коллектива, что его новаторские свежие идеи, возможно, смогут помочь организации выйти на новый уровень. Для этого нужно знать как представить нового сотрудника коллегам.

Пригласите на одну из командных встреч человека, которому Вы доверяете. Попросите его, чтобы он объективно оценил работу команды, сконцентрировавшись на следующих вопросах:

— Есть ли в коллективе скрытый  конфликт?

— Хорошо ли Вы справляетесь с ролью руководителя в конфликте?

— Хорошо ли Вы вовлекаете сотрудников?

— Слушаете ли Вы?

— Открыто ли участвуют  члены команды в конфликте?

— Контролируете ли Вы во время совещаний повестку дня, обзор возможных решений, выработку стратегии дальнейших действий, управление временем (много ли потерянно времени)  и т.д.?

— Что можно сказать  о составе предприятия?

Убедитесь, что распределение  обязанностей соответствует мотивации  и компетенции  сотрудников. Если это не так, необходимо соответствующим  образом перераспределить роли и  обязанности.

Привлекайте для работы в  команде людей различных по стилю  мышления, ведь наиболее разнообразный  состав более гибок в выполнении задач. Поощряйте множественность  мнений.  Анализируйте как и в какой области работники могут дополнять друг друга и быть полезными, между кем и кем наименее возможны конфликтные ситуации.

Время от времени позволяйте членам своей команды принимать  решения самостоятельно, не высказывая первым свою точку зрения.

Развитие роли руководителя как менеджера.

Придерживаясь целостности  стратегии, устанавливайте четкие приоритеты, ставьте ясные цели, создавайте планы конкретных действий. Доходчиво разъясняйте организации каким именно способом Вы добиваетесь стратегических целей (поможет применение  интеллект карт).

Менеджмент-роль руководителя также заключается в изучении основных рисков предприятия. Продумайте что можно сделать, чтобы избежать возможных опасностей. В случае возникновения кризисных ситуаций думайте над тем, чтобы найти не разовое, а системное успешное решение, после чего введите его постоянную практику.

Регулярно рассчитывайте  какие именно потребуются ресурсы  для выполнения стоящих перед  вами задач, какие из них в случае надобности могут быть выгодно перераспределены на наиболее важные направления, какие из всех направлений являются наиболее важными.

Следуя закону Парето, время от времени задавайтесь вопросом есть ли у Вас в команде малоэффективные сотрудники  или непроизводительные активы. Может, от каких-то из них рационально было бы избавиться, а Вы все медлите?

Роль руководителя как  менеджера в частности и роль руководителя в организации в целом – это организация двухсторонней связи на всех уровнях. Измеряйте эффективность разносторонних коммуникаций и делегирования с помощью существующих инструментов обратной связи.

Чтобы дать обратную связь  работникам, не стоит ждать ежегодной оценки деятельности. Каждый раз, когда возникает подходящий случай (и в случае успеха, и в случае неудачи) давайте своевременную конструктивную обратную связь.

Проводя ежегодную оценку результативности, будьте ролевой моделью для подчиненных. Роль руководителя в коллективе – стать примером для подражания и следить, чтобы члены команды делали то же самое. Всегда подчеркивайте значимость выполнения главных целей в срок.

Постоянно обращайте внимание на то, что может быть делегировано. Используйте в работе простую  матрицу решений с двумя измерениями: «вещи, которые мне нравится делать / не люблю делать» и «важные / не важные». Каждое решение расположите в этой матрице по приоритетам и фокусируйте свои усилия, прежде всего на важных делах, которые Вы делать любите.

Развитие роли руководителя как предпринимателя.

Следите за современными популярными  тенденциями развития индустрии. Найдите  источники информации, дающие лучшие рекомендации в таких областях как PR, финансы, маркетинг и логистика. То, что применимо в Вашей организации – используйте.

Раз в неделю изучайте деловую прессу и выделяйте реалистичную идею, способную улучшить Ваш бизнес. Чаще спрашивайте себя: как, соединяя разные технологии, товары или услуги создать добавочную ценность для предприятия?

Не бойтесь для развития собственного бизнеса использовать чужие идеи. Боритесь с творческим кризисом и ищите вдохновение и в смежных, и в отличных от Вашей областях, к примеру, в таких как наука или искусство. Беседуйте с людьми из самых различных сфер деятельности, применяя их опыт для улучшения эффективности работы своей организации.

Поддерживайте новые идеи, повышающие эффективность организации, предложенные Вашими сотрудниками и партнерами, внедряйте их в производство и используйте на практике, если Вы видите, что они действительно работают.

Для того, чтобы узнать как поставщики и клиенты оценивают Ваше предприятие и Ваши услуги, периодически встречайтесь с ними. Такая обратная связь положительно скажется и на их отношении к Вам и Вашей организации, и на Вашей работе, так как из их отзывов можно узнать объективную картину своей деятельности и исправить ошибки, если таковые имеются. Узнавайте сильные и слабые стороны Ваших конкурентов, чтобы Ваше производство было не только рентабельным, но и конкурентоспособным.

Чтобы отыскать новые решения для развития собственной фирмы и утвердится в роли руководителя, порой полезно поставить себя на место конкурентов и представить какие стратегические решения он мог бы применить, чтобы потеснить Вас с рынка.

Также полезно представить, что ваша компания занимается тем  же самым (производит тот же товар  или оказывает те же услуги), но не является связанной ее историей и  действующими структурами. Что бы Вы предприняли, не будучи этим ограничены?

Пытайтесь своим сотрудникам сложные и непонятные вопросы в развитии бизнеса объяснять более простым и доступным языком, чтобы у них было четкое понимание того, что и во благо чего они делают, и не возникало ни малейшей неясности. Активнее внедряйте в умы подчиненных целостное видение картины бизнеса, поощряйте стратегический подход и глобальное мышление.

Развитие роли руководителя как хозяина.

Поразмыслите на тему что будет с фирмой после того, как Вы покинете занимаемую должность. Соотносите ли Вы достижения компании, в которой трудитесь, со своими личными достижениями? Какое наследие Вы хотите после себя оставить? Что надо сделать, чтобы оставить после себя именно то, что Вы себе представили?

Введите на предприятии (или  его структурном подразделении) систему резерва менеджмента  и планирования преемственности.

Ответьте:задумываетесь ли Вы над сменой работы (хотите ли отойти от дел)? Если да, то подумайте кто сможет занять Вашу должностьи каких профессиональных и личностных качеств  недостает Вашему предполагаемому приемнику; справится ли он с ролью руководителя в управлении компанией; что в данный момент Вы предпринимаете для того, чтобы подготовить своих преемников, планируют ли преемственность те, на кого Вы возлагаете надежду?

Информация о работе Роль руководителя в современной организации