Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
В крупных организациях, стратегическое планирование является устоявшейся практикой. В основном оно затрагивает долгосрочные стратегические вопросы. У него своя методология и очень отличается от обычного планирования бизнеса.
Актуальность данной тематики в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые во главу высокой эффективности производственно-экономической и торговой деятельности предприятия ставят прежде всего эффективную систему стратегического планирования.
Цель выполнения настоящей работы – изучение стратегического планирования в организации, его целей, методики разработки и реализации в реальном управлении.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1. Понятие стратегического планирования в организации 4
1.2. Цели стратегического планирования и методика его разработки 8
1.2.1. Традиционные методы разработки стратегий 11
1.2.2. Матричный метод разработки стратегий 13
1.2.3. Схема стратегического планирования 18
2. Реализация стратегического планирования в реальном управлении. Стратегическое планирование в ООО «Стройком» 21
2.1. Реализация стратегического планирования в реальном управлении 21
2.2. Стратегическое планирование в ООО «Стройком» 24
Заключение 31
Список литературы 34
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
Все подходы к разработке стратегии организации сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая.
Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.
Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса4.
По Портеру, необходимо:
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
Разработка видения организации
Различные состояния внешней и внутренней среды организаций объясняют разнообразие самих организаций и их фактическое состояние.
Многофакторность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации.
Различный жизненный опыт работников организаций приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «рисования образов» (настоящего и будущего желаемого состояния организации) и последующего их описания, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью5.
Взгляд
со стороны направлен на оценку возможностей
и угроз, определение конкурентного
положения организации и
Видение изнутри направлено на описание потенциала организации (ее сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций организации, а также особенностей управления персоналом и ориентации самой организации.
На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее организации.
Миссия организации
Являясь платформой мотивации развития организации, миссия отражает амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается потенциал не только организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.
В любом случае необходимо помнить о том, что в разработке миссии должны принимать участие и те сотрудники, которые будут внедрять результаты разработки,— менеджеры среднего звена.
Полезной является матрица, приведенная в табл. 1, для концентрации информации с целью составления формулировки миссии.
Таблица 1. Матрица миссии
Уровень | Параметр | Содержание параметра | Содержание характеристик организации | |
Наименование | Ранг | |||
Миссия организации вовне | Предназначение | Ценности и нормы | ||
Легальное осуществление идеи | ||||
Удовлетворение потребностей клиентов | ||||
Стратегическая цель | Экспансия | |||
Развитие | ||||
Совершенствование | ||||
Идентифицикация организации во внешней среде |
||||
Национальная идея | Особенности национального менталитета | |||
Аспекты национальной гордости | ||||
Рекламная акция | Презентация своего образа | |||
Формирование имиджа организации | ||||
Заверение в приоритетности интересов клиентов, партнеров | ||||
Направленность | Народная | |||
Элитарная | ||||
Специальная | ||||
Миссия организации вовнутрь | Собственное представление о себе | Кадровый потенциал | ||
Мотивация к развитию | ||||
Уникальность ресурсов и квалификации | ||||
Социо-культурные ценности, принятые в организации | Нравственные нормы | |||
Этические и эстетические нормы | ||||
Ответственность за производимую продукцию | ||||
Традиции и легенды | ||||
Ожидания персонала | ||||
Выравнивание вектора интересов сотрудников в одном направлении | Ориентация на концепцию консенсуса (компромисса) | |||
Снижение противоречия между трудом и капиталом | ||||
Работа в команде | ||||
Помощь работникам в идентификации себя с организацией | Вовлеченность персонала в управление | |||
Объединение персонала | ||||
Возможность раскрытия потенциала работников | ||||
Удовлетворение потребностей персонала | Качество трудовой жизни | |||
Обучение всему передовому | ||||
Помощь
персоналу в |
Миссия вовне, представленная в матрице пятью направлениями, расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемой организации. Указанные характеристики формулируются, заносятся в таблицу и ранжируются (например, по степени значимости для организации в целом и для формирования миссии в частности).
Аналогичным образом оцениваются параметры внутренней среды организации: определяются соответствующие им характеристики организации, которые ранжируются.
Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики организации.
Цель организации
Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей организации. Известный голландский консультант Х. Виссема — выделяет три типа стратегических целей:
Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого явления, но все сформулированные цели затем так или иначе будут использованы при детализации самой стратегии организации.
Стратегия организации
Напомним, что под стратегией следует понимать модель достижения цели организации. Указанная модель должна отражать параметры образа организации, предназначение и конкретные цели организации, поэтому следует воспользоваться наработанным материалом по философии бизнеса. Для разработки вербальной модели составим итоговую матрицу, включающую конкретные параметры организации.
Матрица, представленная в табл. 2, включает описание внешних и внутренних характеристик организации по трем составляющим философии бизнеса — видению, миссии и целям. Конкретное содержание указанных составляющих взято из соответствующих предыдущих матриц.
Таблица 2. Матрица стратегии
Примечание: сплошная линия — оценка существующего состояния; пунктирная линия — оценка желаемого состояния.
Матрицей предусмотрена оценка существующего и желаемого состояния бизнеса по 10-балльной шкале. Величина разрыва между желаемым и будущим определяет приоритетные направления разработки стратегии организации.
Формулировка стратегии должна, с одной стороны, отражать движение в направлении устранения разрыва между настоящим и желаемым будущим, а с другой — вбирать в себя основное содержание стратегических целей, сформулированных на предыдущем этапе.
Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рис.1).
Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.
В
процессе стратегического планирования
главные цели предприятия устанавливаются
высшим руководством и согласуются со
всеми подразделениями. Плановые службы
предлагают каждому подразделению варианты
первоначальных показателей валовой и
нераспределенной (чистой) прибыли на
долгосрочный период. После их рассмотрения
подразделения выдвигают свои предложения
и, тем самым, создаются необходимые предпосылки
для выработки общих целей стратегического
планирования. В утвержденных планах предусматриваются
общие цели предприятия, его место на рынке,
организационная структура управления,
финансовые результаты и т.д.
Рис.1.
Схема стратегического
Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.
Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров.