Российская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России. Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать этапы ее становления и специфику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Российская модель менеджмента.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

     КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     им. В.И. Ульянова-Ленина

     Экономический факультет

     Кафедра экономики 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  менеджменту 

     Российская  модель менеджмента 
 
 
 
 

     Выполнил  студент группы 1493

     Чирков  Денис Михайлович

     Научный руководитель ст. преподаватель,

     Авдонина  Софья Геннадьевна 
 
 
 
 
 
 

Казань  – 2011 

Содержание 

 
Введение

 

      Основная  особенность российского менеджмента  – это высокая скорость протекания социально-экономических, политических и других процессов, которые определяют среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурной средой, особенностью общественного сознания и т.п. Благодаря воздействию факторов внутренней и внешней среды российский менеджмент приобрел специфические черты. Сегодня Россия находится на стадии «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

      Сказанным выше, обозначена актуальность выбранной темы. Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России. Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать этапы ее становления и специфику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1.Раскрыть понятие и сущность менеджмента.

      2. Дать историческую справку развития  менеджмента в России.

      3. Определить специфические особенности  российского менеджмента.

     Информационная  база, которая использовалась при  написании данной курсовой работы следующая:

  • научно-теоретическая литература по менеджменту;
  • периодическая литература (журналы).

     Структура курсовой работы: введение, основана часть из трёх разделов, заключение, список использованной литературы, приложения. 

 

1. Понятие и сущность менеджмента

1.1. Понятие и роль менеджмента

      Термин  «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его  определение будет неполным. С  некоторой степенью приближения можно сказать, что это образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой социально-экономической системы, включающей в себя как субъективные, так и объективные элементы. Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

      Объектом  управления является организация. Предмет  менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и  закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.

      Менеджмент  как теоретическая наука –  это комплекс знаний об управлении, школы и учения теории управления. Практически – это инновационное  мышление, интуиция в принятии управленческих решений, умение общаться  и многое другое. Таким образом, чтобы стать успешным менеджером, мало знать только теорию менеджмента. Не зря всего лишь 7 % населения всего мира способны корректно управлять.

      Роль  менеджмента.

      1. Менеджмент - непосредственная производительная сила.

      2 . В настоящее время, когда предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему менеджмент – это связь между многочисленными элементами предприятия. 

1.2. Принципы менеджмента

      Теория  и практика менеджмента постоянно развиваются. Этот процесс непрерывен, так как меняются цели, стратегия и способы организации, накапливается опыт деятельности.

      Можно выделить четыре основные сложившиеся  школы менеджмента:

  1. Школа научного управления.
  2. Административная, или классическая школа.
  3. Школа человеческих отношений.
  4. Математическая школа управления.

      Школа научного управления зародилась с появлением работ Фредерика Уинс-лоу Тейлора (1856–1915). По словам П. Драккера, «тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Система Тейлора заложила основы научной организации труда через «создание многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Тейлор ввел расчленение трудового процесса на отдельные элементы с целью их анализа и наилучшего освоения. Применительно к оплате труда он сформулировал, например, следующие принципы: установление расценок должно быть основано на точном знании; расценки должны быть единообразны; заработная плата выплачивается человеку, а не месту; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. Наряду с Тейлором основы научной школы определили работы Френка и Лилии Гилберт, Генри Ганта. Они разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций.

      Основные  направления деятельности школы:

  • анализ элементов трудовых процессов;
  • разработка принципов подбора работников;
  • разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;
  • разработка систем стимулирования труда.

      Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных  принципов управления, реализация которых ориентирована на успех. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон (1853–1931), А. Файоль (1841–1925), М. Вебер (1864–1920), Г. Форд (1863–1947), А. А. Богданов (1873–1928), А. К. Гастев (1882–1941).

      Основные  направления деятельности школы:

  • развитие принципов управления;
  • описание функций управления;
  • систематизация управления организацией.

      Гаррингтон  Эмерсон сформулировал важнейшие  принципы повышения производительности труда на предприятии: «Истинная  производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность – это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные». Основные принципы Эмерсона: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчи-рование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; стандартные письменные инструкции; вознаграждение за производительность.

      Анри  Файоль (выдающийся французский администратор и предприниматель) основное свое внимание концентрировал на управленческих кадрах: «Управлять – вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов». Его базовые принципы управления предусматривали следующие положения: власть неотделима от ответственности, разделение труда при специализации, единство распоряжения, дисциплина, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух. Анри Файоль подчеркивал, что управление не является исключительной привилегией директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается в определенной степени всех работающих, включая рабочих.

      Деятельность  Генри Форда ориентировалась  на крупные промышленные комплексы. Он сформулировал для них следующие  организационные принципы: вертикальное управление комплексом предприятий, ориентированных  на выпуск единого конечного продукта; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение массового спроса и большую прибыль; развитая стандартизация; четкое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления производством.

      Александр Александрович Богданов заложил  основы общей теории систем, ввел понятия  обратной связи, управляемой и управляющей  систем. В его работе «Всеобщая  организационная наука» систематизированы  закономерности организационных систем различной природы (живой и мертвой).

      Школа человеческих отношений ориентирована  на менеджмент как систему социально-психологических  факторов. Основоположниками данной школы считаются Ф. Тэйлор и Элтон  Мейо (1880–1949), Абрахам Маслоу (1908–1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906–1964), П. М. Кержинцев (18811940), Дейл Карнеги (1888–1945).

      В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные предположения: человек – это «рациональное животное», озабоченное максимизацией своих экономических доходов; люди реагируют на экономические ситуации индивидуально; люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде.

      Элтон Мейо отказался от принципов Тейлора. Он считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента – развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности.

      Абрахам Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека.

      Развивая  идеи Маслоу, Фредерик Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические  и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени.

      Основные  направления деятельности школы:

  • применение наук об управлении человеческим поведением;
  • разработка систем мотивации труда.

      Математическая  школа управления (кибернетика, экономико-математические методы), которая сформировалась в середине XX в., опирается на первые работы Норберта Винера, Л. В. Канторовича, А.И. Берга, Р. Акоффа, Р. Беллмана, Л. Бер-таланфи, С. Бира, Р. Калмана, Д. Форрестора.

      Математическая  школа характеризуется использованием в менеджменте оптимизационных и количественных методов, математического моделирования. Ключевым элементом при этом является замена словесных рассуждений на построение и анализ моделей.

      Кибернетика стимулировала внедрение математических методов и вычислительной техники  в сферу управления производством.

      Основные  направления деятельности школы:

  • развитие математических методов оптимизации;
  • разработка математических моделей для конкретных организаций;
  • математическое моделирование процессов функционирования организаций.

      В последнее время сформировалось несколько направлений совершенствования менеджмента. С одной стороны, происходит систематизация всего комплекса знаний в области менеджмента, а с другой – разработка новых принципов управления. Например, «теория хаоса» – это представление менеджмента как механизма, малейшие изменения в котором ведут к принципиальным изменениям в управляемом объекте. Небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении управляемой системы. При этом кажущиеся случайными изменения на самом деле складываются в закономерный рисунок, и его последствия можно предсказать. Согласно принципам этой теории, руководителю следует абстрагироваться от небольших, кажущихся случайными изменений и сосредоточиться на выявлении общей тенденции. Менеджер предсказывает наиболее вероятные последствия и принимает соответствующие правильные решения. Системный подход заключается в том, что организация предстает как система элементов, ориентированных на достижение определенных целей. Предприятие рассматривается как открытая система. 

Информация о работе Российская модель менеджмента