Российская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России. Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать этапы ее становления и специфику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Российская модель менеджмента.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Особенности российского менеджмента

      Напомним, что менеджмент – это тип управления и, следовательно, он имеет общие  и специфические черты. Общие  отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические  потребности управления, уровень научно-технического прогресса и пр. Специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, а также культуру.

      Реальный  менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента – японского, немецкого и т.д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить и о российском менеджменте.

      Понимание российского менеджмента имеет  большое значение для современной  практики развития управления в нашей  стране. Увлечение зарубежными теориями менеджмента не должно приводить  в прямому переносу идей американского менеджмента в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.

      Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритетах в проблематике, акцентах внимания и усилий, во-вторых, в инфраструктуре менеджмента, социально-экономических и политических условиях его осуществления, в-третьих, в комплексе факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России, в-четвертых, в культурной среде, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять, ибо оно имеет свои преимущества.

      Приоритеты  в проблематике определяются состоянием экономики, потребностями экономической реформы, складывающимися условиями профессионализации управления, отношением к западному опыту эффективного менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в России.

      Наиболее  актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управление конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства  и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.

      Об  инфраструктуре менеджмента мы уже  говорили в предыдущей главе. Там  были выделены главным образом те факторы, которые характеризуют  инфраструктуру российского менеджмента. Напомним лишь, вся совокупность этих факторов представлена в трех группах: факторы менталитета, факторы общественного сознания (осознания практики зарубежного и отечественного управления) и факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развития социально-экономического знания.

      Иной  ракурс понимания особенностей российского  менеджмента – противоречивое взаимодействие факторов затрудняющих и благоприятствующих укреплению концепции менеджмента  в российской действительности

Рисунок 1. Основные черты и специфика российского менеджмента 

      Все факторы, характеризующие особенность  российского менеджмента надо рассматривать  в систематизированном виде, надо сбалансировано оценить, что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту  в России (рис.1).

      1. Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджмента. Экономические связи оказываются в сильной зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании, иногда наблюдается явное преувеличение национально-региональных целей и особенностей экономики, центробежные тенденции. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам.

      Но  при этом существует в России развитая склонность к благотворительности и спонсорству. В сложных ситуациях переходного периода она играет определенную роль в решении проблем реконструкции управления.

      2. В менеджменте важную роль  играет профессионализация управления, которая определяется в первую  очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовка профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.

      Однако  в системе образования России есть хорошая традиция, которая может ускорять процессы подготовки менеджеров и работать на высокое качество их образования. Это сложившаяся десятилетиями традиция ориентации на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования в отличие от сугубо прагматической подготовки, которая существует во многих западных странах .

      3. В каждой стране складываются  собственные традиции в организационной  культуре. Это проявляется в отношении  к тем или видам организации.  Наиболее заметны в мире особенности организационной культуры в Германии, Японии. Россия также имеет собственную организационную культуру, которая складывалась исторически и которая накладывает отпечаток на современное управление.

      Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационные культуры.

      Но  есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту. Это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире, и который может сыграть  положительную роль в понимании менеджмента и эффективном его использовании. Ведь чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает работу.

      4. Современное состояние экономики  России характеризуется деформированной  структурой. В нашем народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. Многое в менеджменте зависит от структуры экономики.

      Однако  мы имеем и хороший опыт государственного регулирования экономики. Если его использовать в соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это может иметь необходимый эффект, способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая позитивные и негативные его стороны. Это для нас сейчас актуально.

      5. Существуют еще в России и  прежние традиции технократического  подхода к управлению, который  характеризуется смещением центра  внимания руководителя на проблемы  техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации. Это управление, не сбалансированное по экономическим факторам развития, способствующее усилению административного подхода к решению проблем. Руководитель – командир производства и у него все должны работать как часы.

      В то же время наш опыт освоения высокий  технологий, управления этими процессами не может не пригодится в построении нового управления. Развитие высоких  технологий зависит от управления и, если мы смогли освоить эти технологии, значит есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.

      6. В экономическом развитии наша  страна стремительно движется  к рыночной экономике, но так  или иначе мы переживаем еще переходный период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента.

      Но  дух предприимчивости не исчез за многие годы командно-административного  управления. Он вспыхнул с новой силой в процессах экономических реформ и играет очень важную роль в утверждении менеджмента как типа управления. Ведь не может быть менеджмента без предприимчивости и предпринимательства.

      7. Российский менталитет также  характеризует определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации. Он отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента, создает при этом определенные трудности. Но есть в нашем менталитете и такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают условиям этого типа управления. Мы имеем в виду потребность в целеустремленности, понимании миссии. Многое в истории России способствовало закреплению этого свойства в российском менталитете. Сегодня оно должно сыграть свою роль в экономической реформе и совершенствовании управления.

      Основные  факторы, определяющие особенности  российского менеджмента можно  рассмотреть и в ином ключе  (Рисунок 2).

      В любой стране существуют антропологические особенности населения, которые откладывают определенный отпечаток на поведение человека, А управление не может не учитывать этих особенностей. Для повышения эффективности их надо учитывать.

      Исторические  тенденции развития страны определяют реальность, а точнее говоря уровень ее развития в различных сферах. Разве может это быть безразличным для управления? И еще фактор, связанный с этими – социальные ценности, которые формируются исторически и проявляются во всех отношениях между людьми.

      Особенностью  для российского менеджмента  являются и масштабы внешней среды  каждой из российских организаций. Велика Россия и ощущение этого является элементом нашей культуры и сознания (рис.2). 

Рисунок 2. Основные факторы, определяющие особенности российского менеджмента 

      Специфически  влияет на нас и внешняя среда  мировых связей. Находясь между Европой, и Азией мы постоянно выбираем модели управления и пытаемся соединить  их в российском менеджменте.

      Особенности российского менеджмента могут  проявляться по-разному и в различных факторах функционирования и развития организации. Они могут бросаться в глаза, но могут быть скрытыми, или проявляться в концентрированном виде и случайных факторах. Если попробовать систематизировать возможные случаи и формы проявления особенностей российского менеджмента, то получиться схема из девяти факторов (рис.3).

Рисунок 3. Возможные случаи и формы проявления особенностей российского менеджмента 

      Среди возможных случаев и форм проявления особенностей российского менеджмента можно выделить следующие:

  1. Проблемные приоритеты, которые отражают видение будущего, оценки общей реальности и ситуаций, опыт и квалификацию, менталитет.
  2. Композиция выделяемых проблем, которая, как и проблемные приоритеты определяется системой общественных ценностей.
  3. Степень корпоративности, которая часто в российских условиях рассматривается как склонность к общинности, коллективизм. Корпоративность проявляется не только в формальном признаке акционерного общества и участия в управлении, но и психологии общения, отношения к людям и делу.
  4. Очень близким к этому фактору, но все-таки отличным от него является фактор организационной культуры. Это отношение к обязанностям, ответственности, использование времени.
  5. Важным фактором проявление особенностей российского менеджмента является и мотивационная основа управления. Некоторые мотивы, хорошо работающие, скажем, в западных странах, в условиях России могут оказаться малопригодными или даже неприемлемыми. Это особенно заметно в неформальном управлении.
  6. Продолжением и дополнением этого фактора является и экономическая психология. Она складывалась в нашей стране исторически и обладает заметной спецификой. Ее невозможно не учитывать в системе оплаты труда. Она влияет и на многие направления маркетингового анализа.
  7. Для многих из этих факторов истоком является характер национального самосознания, самобытность многих национальностей и их ощущение большой, общей страны. Это определяет и противоречивое отношение к зарубежному опыту.

      Как будут изменяться в дальнейшем эти особенности? Будут ли они стираться и сглаживаться, или наоборот углубляться? Это важный вопрос в современном менеджменте. И человек и общество динамичны. Надо предвидеть будущее.

Информация о работе Российская модель менеджмента