Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Соответственно это повлияло и на развитие различных наук, в том числе и менеджмент. Появляются новые идеи, новые подходы, новые методы управления.
Объектом исследования является изучение истории развития менеджмента в Российской Федерации, его особенностей на современном этапе. Предметом исследования в курсовой работе является исследование исторических аспектов развития процесса
управления в дореволюционной России, советской и на современном этапе.
Введение.
Глава 1. История развития российского менеджмента;
1.1. Дореволюционный период развития менеджмента в России.
1.2. Послереволюционный период развития менеджмента в СССР
Глава 2. Специфика менеджмента в России на современном этапе.
2.1.Состояние менеджмента в России
2.2.Формирование общероссийского рынка
2.3. Проблемы менеджмента в России
Глава 3.Концепция развития собственного менеджмента
3.1.Характеристика основных концепций развития менеджмента
3.2.Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России
Заключение.
Список использованной литературы.
Период времени начиная
с 1965 г. по настоящее время
— реформа системы управления экономикой 1965 г.;
— реформа системы управления 1979 г.;
— ускорение социально-
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
— внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
— быстрый переход к рынку без государственного регулирования;
— создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в
России наблюдается
Глава 2.
Специфика менеджмента в России на современном этапе.
2.1.Состояние менеджмента в России.
Состояние и проблемы менеджмента
в современной России. Прежде чем
говорить о российском менеджменте,
следует отметить объективные особенности
современного этапа российской экономики.
Как известно, рынок есть результат
естественного отбора наиболее эффективных
и действенных инструментов ведения
хозяйства. История человечества не
знает другой экономической системы,
кроме рыночной экономики, которая
являлась бы высокоэффективной, восприимчивой
к научно-техническим
Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:
достижение материально-
изменение стереотипов сознания и поведения;
подготовка кадров новой формации.
2.2.Формирование общероссийского рынка
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. Кто же работает на развивающемся российском рынке?
Отвечая на этот вопрос, необходимо
учесть следующее важное обстоятельство.
С начала радикальных рыночных преобразований
в России прошло лишь около 10 лет. Естественно,
за столь короткий срок объективно
не могла появиться новая массовая
генерация трудоспособного
У советского работника преобладала привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника — благодетеля, а не зарабатывать. ^Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все привычно и знакомо). Если же обстоятельства этого не позволяют (конверсия, банкротство и т.д.), то предпочтение отдается государственным предприятиям. И это несмотря на то, что в возможность улучшения качества работы на государственных предприятиях верят менее 20%, отдавая в этом приоритет частным.
Другой субъект рыночных
отношений — руководитель. Типичный
представитель руководства —
это администрация
Лишь один из четырех руководителей,
по данным НИИ труда России, читает
литературу по социологии и психологии
труда, экономике, финансам, менеджменту
и маркетингу. На предприятиях, возглавляемых
такими руководителями, продолжают процветать
административно-командные
Вопросам формирования общей
стратегии предприятия, повышению
конкурентоспособности
Таким образом, главная трудность
в реформировании бывшей советской
системы — это люди. России остро
не хватает современных
Приблизительно 30—40% общего
объема промышленной продукции приходится
на изделия, которые выпускает только
один производитель, что говорит
о монополизме экономики
В настоящее время в
России функционируют следующие
предприятия: государственные, не подлежащие
приватизации; приватизированные с
участием либо без участия государства;
частные (вновь созданные). Имеются
некоторые особенности в
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
И кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
Вторая, потенциально наиболее
значимая, группа предприятий —
это приватизированные
Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю пол-,ноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
К сожалению, среди значительной
части руководителей и
Необходимо также уточнить, что совмещение в одном лице собственника средств производства и наемного работника в большей степени характерно для периода первоначального накопления капитала. Сейчас же до 3/4 работающих в развитых странах не являются собственниками своего предприятия. Тем не менее, другие рычаги рыночной экономики (высокая конкуренция, угроза безработицы, высокий уровень оплаты труда) не позволяют им работать плохо.
Общероссийский рынок
формируется как единое структурное
образование. Каждая из его частей должна
выполнять свою функциональную роль
в общественном разделении труда, решении
социальных, экономических и
Главный фактор формирования
рынка в России в настоящее
время — это увеличение предложения
и соответственно производства разнообразных
товаров PI изделий. Огромные размеры
необеспеченного
К числу преимуществ малых
предприятий относятся: быстрая
адаптация к постоянно
Особо необходимо остановиться
на управлении малым частным предприятием.
Именно здесь открывается
Однако нельзя не сказать
о проблемах малых и средних
предприятий. Располагая относительно
незначительными
Опыт развитых зарубежных
стран показывает, что оптимальным
вариантом является участие малых
и средних предприятий наряду
с крупными в выполнении совместных
работ. Особенно благоприятные условия
для такой деятельности создаются
при выполнении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов.
Менеджер может столкнуться
в своей деятельности с давлением
со стороны местных органов
Информация о работе Российский менеджмент и его особенности развития