Российский менеджмент и его особенности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Соответственно это повлияло и на развитие различных наук, в том числе и менеджмент. Появляются новые идеи, новые подходы, новые методы управления.
Объектом исследования является изучение истории развития менеджмента в Российской Федерации, его особенностей на современном этапе. Предметом исследования в курсовой работе является исследование исторических аспектов развития процесса
управления в дореволюционной России, советской и на современном этапе.

Содержание

Введение.
Глава 1. История развития российского менеджмента;
1.1. Дореволюционный период развития менеджмента в России.
1.2. Послереволюционный период развития менеджмента в СССР
Глава 2. Специфика менеджмента в России на современном этапе.
2.1.Состояние менеджмента в России
2.2.Формирование общероссийского рынка
2.3. Проблемы менеджмента в России
Глава 3.Концепция развития собственного менеджмента
3.1.Характеристика основных концепций развития менеджмента
3.2.Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.docx

— 63.03 Кб (Скачать файл)

совершенствовать работу предприятия на основе применения современных  методов управления, улучшать организационную  структуру предприятия, добиваясь  эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;

разрабатывать и внедрять в практику более совершенные  формы бизнеса, осваивая новые отрасли  и сферы;

определять цели, соответствующие  интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

внедрять теоретические  разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;

подходить к управлению с  учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и  российского менталитета;

уметь предотвращать и  успешно преодолевать кризисные  явления в процессе деятельности организации.

Краткое содержание главы

Рыночная экономика в  силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование  процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о  рациональной организации и управлении производством.

Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного  руководства коллективом. В числе  таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность.

Развитие научной управленческой мысли, возникшей на рубеже XIX—XX вв., продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные  научные направления, которые привнесли  в практику менеджмента много  нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность  системы организации и управления производством. Богатый опыт стран  с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.

Наиболее известными и  существенно отличающимися друг от друга являются модели менеджмента  в Японии и США. Однако использование  различных подходов к управлению производством не препятствовало созданию в этих странах эффективной экономики. Не менее впечатляющие результаты демонстрирует  и система организации и управления производством в Германии.

Богатый зарубежный опыт менеджмента  необходимо использовать в России при  соответствующем учете особенностей страны.

Глава 3.

Концепция развития собственного менеджмента

3.1.Характеристика основных концепций развития менеджмента

Переход к рыночной экономике стал предпосылкой формирования российского менеджмента. Предпосылки возникновения:

развитие товарного производства, менеджмент как форма управления присуща товарному производству;

становление российского  менеджмента зависит от уровня технического и технологического развития общества.

Основные концепции российского  менеджмента.

Концепция копирования западной теории менеджмента. Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета. Для освоения теории надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем использовать данные положения на практике, не меняя их. Реализация этой концепции достаточно проста, но может привести к необратимым последствиям в силу различий в экономических процессов разных странах.

Концепция адаптации западной теории менеджмента. Характеризуется  частичным учетом особенностей русской  ментальности, предполагает не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. Необходимо определить, какая  из западных теорий будет использоваться, т. к. системы управления Японии, США, Западной Европы различаются между собой. Необходимо учитывать специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития страны, ментальность жителей.Адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике максимального положительного эффекта.

Концепция создания российской теории менеджмента. Основывается на учете  особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно полное копирование западного и  восточного опыта или полное отрицание  достижений западной и восточной  школы менеджмента. Российский менеджмент должен обладать своим характерным  содержанием, формой и методами управления, которые должны соответствовать специфике российского менталитета и национальных особенностей.

В последние годы наблюдается  тенденция развития специальных  видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента и др.

Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного  вида деятельности особых приемов, методов  и технологий управления.

Отличительная черта: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

В последние годы большое  внимание уделяется формированию культуры организации. Ее составляющими компонентами являются: правила, нормы, принципы, ценности, идеалы, история организации, символы, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. Культура организации является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости организации в рыночных условиях.

3.2.Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России

Существует  несколько целей менеджмента, основной и главной из которых является управление, направленное на успешную и плодотворную деятельность, управление присуще и каждой компании, и отдельно взятой личности.

Основные  задачи менеджмента формируются, в свою очередь, в рамках целей и предполагают выработку систем мероприятий, направленных на достижение той или иной цели. В зависимости от специфики и типа менеджмента, различное значение имеют, ставящиеся цели и задачи.

Для задач менеджмента характерно непрерывное  усложнение, обусловленное ростом масштабов  производства и выпуска продукции, требующих обеспечения необходимыми постоянно увеличивающими объемами требуемых ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и пр.

Основные  задачи менеджмента возглавляет организация производства и выпуска продукции с учетом потребностей целевой группы потребителей и на основании имеющихся у компании финансовых и человеческих ресурсов. Реализация этой задачи позволяет обеспечить компании успешность, высокую прибыльность, рентабельность деятельности, а также создание и сохранение стабильного положения компании на рынке.

В условиях современной экономики  рынка в основные задачи менеджмента входит постоянный поиск и последующее освоение новых сфер и каналов рынка.

Также основные задачи менеджмента – это:

• привлечение к работе специалистов высокой квалификации;

• стимулирование и мотивирование  сотрудников;

• выявление и поиск необходимых  ресурсов;

• разработка и внедрение стратегии  развития компании;

• осуществление контроля эффективности  деятельности компании.

Основные  задачи менеджмента призваны обеспечить единение всех форм и этапов процесса управления для достижения поставленных компанией целей. Управление через постановку и реализацию целей и задач должно осуществляться с учетом оценки возможностей компании, наличия необходимых ресурсов и современных условий конкурентной борьбы.

 

 

 
 

 

 

 

 

Заключение.

Выполнив данную работу я поняла что, подготовка современных менеджеров невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Советский период развития теории и  практики управления в нашей стране характеризуется значительными  достижениями в области приспособления управления к требованиям административно-командной  системы: к её политике, идеологии, системе  ценностей, к организационно-правовому  и хозяйственному механизмам. Весь потенциал советских ученых и  практических работников был направлен  на реализацию идей и целей административно-командной  системы управления, которая по своему существу являлась бюрократической, механистической  системой. Эта система доказала свою несостоятельность и потребовала  радикальной перестройки, основанной на изменении форм собственности, предоставлении предприятиям всех прав на хозяйственную  самостоятельность в распоряжении материальными, трудовыми и финансовыми  ресурсами, результатами труда (распределение  прибыли и доходов) и выхода на внешние рынки).

Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта  управления зарубежных стран и использование  его при анализе собственных  управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально по следующим основным причинам:

- создание новых организационно-правовых  форм предприятий требует ознакомления  с формами и методами управления  зарубежных фирм с целью использования  их опыта на отечественных  предприятиях;

- осуществление российскими предприятиями  внешнеэкономической деятельности  требует глубокого знания зарубежной  практики управления.

В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений  одним из приоритетных её направлений  является выработка основных теоретических  и методологических позиций по использованию  менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск  новых конкретных и реальных путей  совершенствования системы управления, выработка позиции по различным  проблемам управления применительно  к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. За последнее  время вышли учебники и работы по теоретическим проблемам управления, были проведены международные и  федеральные совещания и конференции  по проблемам менеджмента.

В условиях все возрастающего интереса к менеджменту возникает потребность  обобщить и систематизировать знания по истории его развития. Такая  попытка сделана в нашем курсовом исследовании.

Наша работа состоит из 2 глав.

В первой главе мы рассмотрели историю  развития различных школ менеджмента  как в зарубежной практике, так  и в отечественной.

В истории менеджмента выделяют следующие пять школ: школа научного управления, классическая (административная) школа в управлении, школа психологии и человеческих отношений, школа  поведенческих наук, школа науки  управления (количественная).

Создатели школы научного управления опирались на два важных принципа. Это – вертикальное разделение труда, когда на менеджера возлагается  функция планирования, а за работником закрепляется функция выполнения поставленной задачи. И – измерение труда, суть которого заключается в том, что, используя измерения, наблюдения и  анализ администрация может усовершенствовать  операции ручного труда для их более эффективного выполнения.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом предполагалось, что следование этим принципам, несомненно, приведёт организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных вопроса. Один из них – разработка рациональной системы управления организацией. Приверженцы  классической школы полагали, что  могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или  рабочие группы и определить основные функции управления. Второй вопрос касается построения структуры организации и управления работниками.

Представители школ поведенческих  наук разрабатывали методы помощи работнику  в осознании своих собственных  возможностей на основе применения концепций  поведенческих наук, к построению и управлению организациями. Их главной  целью было повышение эффективности  организации за счёт повышения эффективности  её человеческих ресурсов.

Сторонниками школы количественных методов ввели в практику применение количественных измерений при принятии решений, информационных систем управления и вычислительной техники. Количественные методы в управлении получили название «исследование операций». Сторонники этой школы считают: что любая организация представляет собой сообщество людей, объединенных общими интересами, то есть большую систему; что формальные и неформальные структуры дополняют друг друга. Применение к исследованию больших систем системного подхода, математической теории исследования операций и математического моделирования существенно увеличили возможности управленческого контроля над всеми параметрами организации.

Среди отечественных ученых-исследователей, занимавшихся проблемами теоретического развития менеджмента можно выделить: А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Информация о работе Российский менеджмент и его особенности развития