Руководитель как организатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы нравственных отношений в коллективе, выявление определений этическим понятиям, используемым в организаторской работе руководителя, его нравственных устоях и принципах в служебном коллективе; рекомендаций по совершенствованию отношений в коллективе и нормальной работы сотрудников. Задачи работы:
1. Дать определение понятиям: теодицея, теономная этика, моральное убеждение, утилитаризм, фатализм, дискриптивная этика, иезуитизм, квиетизм, критика, мещанство.
2. Дать характеристику исторической личности: Джон Стюарт Милль, Н.А. Добролюбов, Фома Аквинский, Эрих Фромм, Августин Блаженный, Анри Бергсон, Вивекананда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Первичный коллектив и его морально-психологический климат ……........6
2. Определение понятий…………………………….............................................8
3. Характеристика исторических личностей.......................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

рук-ль как организатор нравст.отн.в служебн.кол-ве.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

«Дескриптивная этика» - особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. Она изучает практикуемые обычаи, нравы, традиции и др. формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в обществе норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространенных представлений о морали. Некоторые из этих задач решаются также в рамках этнографии и эмпирической социологии.

«Иезуитизм» (иезуитство) - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus) и исторически связан с церковно-полити-ческой организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. и построенной по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви в целом7.

«Квиетизм» (от лат. quies – покой) – далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: “не стремиться ни к чему, ничего не отклонять” (“ni desirer, ni refuser”8).

«Кри́тика» (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение») —указание на недостатки в том, что было сделано. Критикой называют широкую область, включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков, исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.  Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме.

«Мещанство» - моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узко личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости.

В лексиконе социалистического общества термин «мещанство» означает стремление «устроить жизнь» любыми средствами, приспособиться к обстановке и найти пути к «успеху по службе» и личному процветанию.

3. Характеристика исторических личностей

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДОБРОЛЮБОВ (1836-1861)

 Русский литературный критик и публицист, философ-материалист, революционный демократ. Добролюбов внес много нового в разработку философии «антропологического материализма», в материалистическое обоснование теории морали и нравственного воспитания. Добролюбов полагал, что путь к моральному прогрессу общества лежит через социальную революцию, через разрушение эксплуататорского строя, державшего массы в нищите и невежестве. Добролюбов считал при оценке поступков человека учитывать условия, в которых он формировался и которые диктуют ему способ поведения. Как основу морали Добролюбов рассматривал труд и интересы народных масс. Моральным,- считал Добролюбов, - может быть только действие во имя высоких идеалов. Он развивал концепцию разумного эгоизма: соединение высоких общественных идеалов с индивидуальными интересами людей.

 

МИЛЛЬ (MILL) Джон Стюарт (род. 20 мая 1806, Лондон - ум. 8 мая 1873, Авиньон) - англ, философ, психолог, социолог и экономист; сын Джеймса Милля9. Особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики ("System of Logik, ratiocinative and induktive", 1843 - рус. пер. "Система логики силлогической и индуктивной", 1914); продолжал традиции классического эмпиризма англ, философии, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Милль наряду с Контом и Ардиго - наиболее значительный позитивист 19 в. Согласно учению Милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия - это просто (языковые) названия (терминологические). Милль отвергает силлогизм Аристотеля. Милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к "наукам о природе") и науки о духе  (moral sciences) - психология, "этология", наука об обществе - и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. Задачей этики, по Миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. Моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. Для Милля ("Utilitarianism", 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по Бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. Эвдемонизм, Утилитаризм). Исходя из этических принципов, Милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по Миллю, затрудняют веру во всемогущество этого Бога. Милль высказал определенную точку зрения также и в отношении многих др. проблем: парламентаризма (в 1866 - 1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (сначала он был служащим Ост-Индской компании), по ирл. вопросу, по женскому вопросу. Его произв.: "Examination of Sir W. Hamilton&s philosophy", 1865. (рус. пер. "Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона", 1869; резкие нападки на рационализм); "Огюст Конт и позитивизм", 1865 (1897); "Principles of political economy", 2 vol., 1848 (рус. пер. "Основания политической экономии", 1909); "Essay on liberty", 1859 (рус. пер. "О свободе", 1906); "Considerations and discussions, political, philosophical and historical", 4 vol., 1859; "Letters", 2 vol., 1910; "Autobiography", 1873 (рус. пер. "Автобиография", 1896)10.

 

ФОМА АКВИНСКИЙ

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, философ, теолог, но и как систематизатор учения Аристотеля. Его этического наследие представляет огромный интерес, именно ему посвящено данное исследование. Во многих своих трактатах он рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных связях, опознании.

Основным в этическом учении Фомы является утверждение первенства разума над волей, что в полной мере согласовывалось с интеллектуальной направленностью XIII в. При этом Ф. Аквинский дополнял свои положения идеей, что любовь к Богу намного важнее познания Бога. Он Аквинский знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения - тем лучше; не удается - Аквинскому нужно, лишь вернуться к откровению.

Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека высшей целью; экономику, в это понятие включались добродетели, которые присущи людям как частным лицам; политику как гражданское поведение людей.

Таким образом, одной из главных проблем для Фомы становится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоящий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Человечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первоначально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.

 

 

 

ЭРИХ ФРОММ

Эрих Фромм - выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире (еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами).

В то же время множество практических психологов, увлеченных диагностическими и тренинговыми манипуляциями, почти ничего не знают о Фромме, так как ни тем, ни другим он никогда не занимался. Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. А ведь это, по сути дела, и есть те стержневые вопросы, вокруг которых ветвятся все прикладные психологические исследования и разработки.

Большинство авторов считают Эриха Фромма одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называют главой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистический психоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван был создать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки и Прикладного Искусства Социальной Реконструкции». «Прожив жизнь, вместившую почти целое столетие, полное социальных потрясений, он не разуверился в способности человека к разумной жизни и умел возвращать эту разумность в тех, в ком она была затоптана.

 

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

Августин Блаженный разработал учение о воле, которое стало стержневым в эпоху Средневековья, так как в нем за–ключается онтологическое доказательство бытия Бога. В труде «О Граде Божием» воля мыслителем определяется как приро–да, которая является «духом жизни»11.

Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патри–стики. Для этики мыслителя характерно осознание Бога как единственного источника и меры нравственности, объясне–ние зла как отрицания добра и отступления от божественных предписаний, негативное отношение к активности человека и отрицание нравственной полноценности личности. Августин создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом, находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения постужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.

В православии Августин - блаженный, католической же церковью он канонизирован как святой.

 

АНРИ БЕРГСОН

БЕРГСОН (BERGSON) Анри (1859-1941) - фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. Подвергнув критике механистическое понятие времени, которым пользуется «позитивная наука», Бергсон дал психологическую интерпретацию времени («длительности») как движения «памяти». «Длительность» - атрибут «жизненного порыва», сверхсознания, лежащего в основе вселенной, может быть постигнута не интеллектом, а лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуицией. Этическое учение Бергсона изложено в книге «Два источника морали и религии» (193212). Общественную связь индивидов Б. рассматривает по аналогии с взаимодействием клеток организма. Природная («закрытая») мораль, по Бергсону, инстинктивная, она требует от индивида безоговорочного подчинения интересам целого, как пчела подчинена интересам улья. Ее повеления догматичны и безличны («должно, потому что нужно»); ее цель подготовить нацию если не к нападению, то к обороне, но всегда к войне13.

 

ВИВЕКАНАНДА СВАМИt - (псевдоним Нареандранатха Датта) (1863-1902) - индийский философ-гуманист,t религиозный реформатор и общественный деятель. В Америке и в Европе он известен как автор лекций о йоге и как просветитель неоведантизма.t

(Нарендранатх Датта) (1863-1902)t – индийскийt мыслитель, tрелигиозныйt реформаторt и общественныйt деятель, ученик выдающегося мистика Рамакришны (1836-1886).t

В Европе и Америке известен как пропагандист неоведантизма, автор лекций о йоге. Вивекананда пытался переосмыслить сложившиеся религиозные представления, выступал против искусственного отделения религиозных культов, от жизни отвергая слепое поклонение авторитетам, В. призывал людей к сохранению чувства собственного достоинства, рекомендовал им доверять собственному разуму. При этом он абсолютизировал роль разумных усилий, считая, что «нет ни греха, ни добродетели, есть только невежество» Излагая учение о йоге, в качестве обязательного условия В. выдвигал нравственные требования: быть правдивым, не завидовать, делать добро др. людям, не наносить вреда живому, не посягать на чужое достояние и т. д. Он осуждал тех, кто занят лишь личным спасением, и тех, кто, зная высокие принципы, не осуществляет их в собственной жизни («слишком многие борются с заблуждениями соседа»). Придерживаясь религиозно-идеалистических взглядов, В. признавал, однако, заслуги науки, материализма и даже атеизма. Национально-патриотический дух учения В. не мешал ему ценить достижения др. народов, а демократическое содержание его учения способствовало освободительному движению в Индии. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вt современныхt условияхt выработкаt иt принятиеt решенийt все болееt становятсяt коллективнымt творчеством.tВырабатывая решение, руководительt коллективаt определяетt круг лиц,t которыхt следует привлечьt дляt этого, запрашиваетt у нихt нужнуюt информацию, выслушивает мнения,t требуетt обоснованияt техt илиt иныхt вариантов предлагаемыхt действий,t приемовt иt способовt выполнения поставленной задачи и лишь после этого принимает решение.t

Рассмотревt в даннойt работеt некоторыеt вопросыt отношений в коллективеt сотрудниковt можноt сделатьt следующиеt выводы:t

1. Наt достижениеt конечногоt результатаt деятельностиt коллективаt работаютt иt нравственныеt отношения,t которыеt требуют постоянногоt совершенствованияt системыt иt полученияt планируемого результатаt с наименьшимиt затратами.t

2. Основнойt движущейt силойt нравственных отношений в коллективе является руководитель.t

Основными обязанностямиt руководителяt являютсяt следующие:

- организация обучения и воспитания  подчиненных;

- руководство их служебно-профессиональной  деятельностью;

- организация выполнения коллективом  стоящих перед ним задач;

- осуществление контроля и проверки исполнения принятых им решений, требований законов и других нормативных документов, приказов и распоряжений вышестоящих руководителей.

Информация о работе Руководитель как организатор