Руководоство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современного конкурентного рынка, от личности руководителя, от уровня его квалификации и особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем приходится работать, прониклись к вам расположением, были убеждены в вашей правоте, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….………..2
I. Руководитель………………………………………………….………………4
1.1. Типы руководителей……………………………………….………………4
1.2. Качества, необходимые руководителю…………………………..……….8
II. Стили руководства………………………………………………………….10
2.1. Стиль работы современного руководителя…………………………..….10
2.2. «Многомерные» стили управления……………………………….………16
Заключение……………………………………………………………...……….24
Список использованной литературы…………………………………..………26

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 783.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………….….………..2

I. Руководитель………………………………………………….………………4

1.1. Типы руководителей……………………………………….………………4

1.2. Качества, необходимые  руководителю…………………………..……….8

II. Стили руководства………………………………………………………….10

2.1. Стиль работы современного  руководителя…………………………..….10

2.2. «Многомерные» стили  управления……………………………….………16

Заключение……………………………………………………………...……….24

Список использованной литературы…………………………………..………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В условиях современного конкурентного  рынка, от личности руководителя, от уровня его квалификации и особенно от стиля  руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой  сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в  отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем приходится работать, прониклись к вам расположением, были убеждены в вашей правоте, прилагали  максимальные усилия для успеха общего дела.

Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец  повышения уровня своих теоретических  знаний и практических навыков, общекультурного  роста. Крайне важна систематическая  демонстрация им хорошего владения технологией  интеллектуального самовыражения  при выработке управленческих решений.

Стиль руководства – это  наиболее устойчивый, типичный для  руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. способ  взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. От стиля руководства зависит  эффективность деятельности организации, ее возможные пути развития.

Впервые к экспериментальному изучению стиля руководства обратился  К. Левин, который описал три классических стиля: автократический, демократический  и либеральный. Несколько иную классификацию  предложил Р. Лайкерт, который, сравнивая  группы с высокой и низкой производительностью  труда, на этой основе разделил руководителей  на тех, кто сосредоточен на производстве, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства  была модифицирована Р. Блейком и  Дж. Мутоном, которые построили для  этой цели управленческую решетку. В  настоящее время данная проблема активно изучается, поскольку происходит переход от авторитарности к демократии в управлении.

I. Руководитель

1.1. Типы руководителей

Руководителем1 считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования.

Сущность деятельности руководителя состоит в организаторской работе. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются.

Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение, в том числе и внеслужебное. Поэтому он должен быть достаточно хорошо подготовлен не только профессионально, но и педагогически.

Руководители осуществляют восемь практических функций: постановку заданий, планирование, инструктаж, контроль, оценку, мотивацию, организацию, демонстрацию личного примера. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач, так чтобы они не противоречили друг другу, иначе он не справится со своими обязанностями.

Особенность положения  руководителя состоит в следующем: он сосредоточивает функции реальной решающей силы и власти; имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения; как правило, исключен из окружения и первичного коллектива; является воплощением справедливости, поэтому выполняет 
для подчиненных функции арбитра; все его поведение постоянно оценивается подчиненными.

Выделяют три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объемом полномочий и возможностей.

К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3—7%. Особенностью их работы является то, что она интернациональна по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.

Руководители  высшего уровня отличаются тем, что  в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчиненными; систематические личные контакты с другими руководителями; эпизодические личные встречи.

Основные функции  высших руководителей организации  состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Эти функции и  обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтому в крупной организации  первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за все, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не «боссами», а первыми среди равных.

Команда высшего  руководства обычно подбирается  первым руководителем, или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником, являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

В обязанности  первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители  среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40—60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.

Через подчиненных  руководителей низового уровня они  управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы, поощрять или наказывать своих подчиненных.

Работа руководителей  среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых «наверху», и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия.

Именно на них  ложится вся тяжесть повседневного  управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за ходом их осуществления, соблюдением сроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители  низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Низовой уровень  управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит к нему. Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач.

Таким образом, в сфере  управления2 происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности выработки решений; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.

Помимо официальных  обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, успехах, взаимоотношениях в коллективе; оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия иногда на себя их вины.

Руководитель  должен избегать фаворитизма, нарушающего  стабильность коллектива, знать об отношении к себе подчиненных и время от времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении.

Все это очень  важно, поскольку на практике не только подчиненные зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Кроме того, руководитель зависит и от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

1.2. Качества, необходимые руководителю

Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:

  • высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
  • широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
  • стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
  • умение планировать свою работу.

Выделяют три  группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50%. 


Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем  делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

  • умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
  • энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
  • контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
  • целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
  • ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;
  • стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к  руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

В этих условиях целесообразнее всего ориентироваться  на требования должностных инструкций или паспорта рабочего места руководителя.

Информация о работе Руководоство