Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:55, контрольная работа
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Введение
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства.
Типы лидерства
Стили лидерства и руководства
Идеальный руководитель
Заключение
Практическая часть
Список использованной литературы
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ
ГОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Росздрава
Кафедра экономики и менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине «Менеджмент. Менеджмент здравоохранения»
на тему: Руководство и лидерство.
Вариант № 9
Введение
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства.
Типы лидерства
Стили лидерства и руководства
Идеальный руководитель
Заключение
Практическая часть
Список использованной литературы
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Часто под
руководством мы подразумеваем, управление
в целом, но это распространённое
мнение ошибочно, потому что управление
делится на две полярные категории:
руководство и лидерство. В свою
очередь эти категории
Но сказать однозначно, что лидерство и руководство не совместимы нельзя. Лидерство это скорее состояние души человека и совокупность его личностных качеств, а отличие от руководства- руководящий пост может занимать любой человек не зависимо от его характера и настроя. Так лидер может иметь большее влияние на сотрудников, чем непосредственный руководитель.
Поскольку однозначного решения не существует, то в данной работе автор ставит своей целью разобраться, что такое лидерство и что такое руководство. Чем они похожи и чем различны.
Объектом исследования являются понятия «лидерство» и «руководство».
Предметом- сходство и различие понятий и сферы их применения.
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. [1]
Лидерство
— это психологическая
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство |
Лидерство |
1. Осуществляется регуляция |
1. Осуществляется регуляция |
2. Связано со всей системой |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный процесс, |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное
|
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более определенная система |
5. Менее определенная система |
6. Процесс принятия решений |
6. Решения принимают |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. [2]
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме того,
поведение формального
Руководители
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои
отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные
играют в запрограммированной цепочке
событий или в формальном процессе
принятия и реализации решений. Это
во многом происходит оттого, что менеджеры
видят себя определенной частью организации
или членами особого
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Типы лидерства
Принято
различать понятия лидера и руководителя
как соответственно неформального
и формального лидера. Процесс
влияния через способности и
умения или другие ресурсы, необходимые
людям, получил название неформального
лидерства. В этом случае влияние
исходит из признания другими
личного превосходства лидера. Формальное
лидерство — это процесс
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме.
Выделяют три типа лидеров:
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, т.к. активно влияют на морально – психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов и именно они составляют резерв на выдвижение кадров. Лидеры бывают: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные. [3]
Официальный руководитель обязан иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации; иметь четкое представление кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление об авторитетности своих заместителей и других сотрудников.
Стили лидерства и руководства
Основу
для классификаций стилей руководства
или стилей поведения дали теории,
основанные на поведенческом подходе.
При поведенческом подходе к
лидерству эффективность
- авторитарный (или автократический,
или директивный, или
- демократический (или
- попустительский (или
Авторитарный стиль управления
Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.
Особенности стиля:
Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.
В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.
Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.
Недостатки стиля: