Занятость
- участие населения в трудовой
деятельности, включая учебу, службу
в армии, ведение домашнего хозяйства,
уход за детьми и престарелыми.
Занятое
население - активная часть трудоспособного
населения, задействованная в общественном
производстве. К занятому населению
относятся: работающие по найму, предприниматели,
ученики, получающие жалованье, частично
занятые студенты и домохозяйки,
лица свободных профессий, военнослужащие,
помогающие члены семей.
В экономической
науке занятость описывается
системой показателей, отражающих:
- полноту включения в общественное производство активной части населения;
- уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов;
- соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.
Бюджет
при полной занятости представляет
собой расчетное соотношение
государственных расходов и доходов
(активное или пассивное сальдо бюджета)
при допущении, что экономика
в течение года функционировала
в условиях полной занятости.
Существуют
гибкие формы занятости - формы трудоиспользования
рабочей силы, основанные на применении
нестандартных организационно-правовых
условий занятости работников. К
ним относятся:
занятость, связанная с гибкими режимами рабочего времени;
занятость, связанная с социальным статусом работников:
самостоятельные работники и помогающие им члены семьи;
занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная форма;
занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, сезонные работники.
Различают
следующие виды занятости:
- полная занятость - состояние занятости, при котором спрос на рабочие руки равен предложению; при этом работники могут найти работу, а предприниматели - работников в приемлемо короткие сроки;
- неполная занятость - наличие в стране или в регионе лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы;
- частичная занятость - система трудоиспользования, при которой продолжительность рабочего времени значительно ниже нормативной, установленной для данного вида деятельности или профессии в данной организации или в отрасли;
- первичная занятость - трудовая деятельность по основному месту работы;
- вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время;
- потенциальная занятость - показатель, характеризующий верхний предел занятости, который может быть достигнут при определенных условиях в том или ином районе;
- рациональная занятость - в широком смысле - занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны. Рациональная занятость - в узком смысле - доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения;
- самостоятельная занятость - трудовая активность без формальных трудовых отношений с работодателем или в качестве работодателя;
теневая занятость - активное участие граждан в теневой экономической деятельности;
эффективная занятость - занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.
Занятость
населения определяется таким показателем
как уровень занятости, являющийся
относительным показателем числа занятых
в общем объеме рабочей силы. Он зависит
от соотношения между количеством трудоспособного
населения и рабочих мест, а также соответствия
рабочих мест возможностям работников
использовать их, ограниченным профессией,
специализацией, опытом работы, знаниями
и умением. Уровень неполной занятости
- показатель государственной статистики;
отношение численности неполной занятости
к численности экономически активного
населения.
Уровень
занятости трудоспособного населения
общественно-полезным трудом с учетом
распределение трудоспособного
населения между отраслями, сферами
хозяйства и по территории страны
раскрывает использование рабочей
силы.
- Управление занятостью населения.
Проблема управления процессом формирования
структуры занятости трудоспособного
населения прежде всего обусловлена образованием
частного сектора экономики, изменившего
характер и содержание занятости, которые
определяются требованиями к наличию
специальной рабочей силы. Сегодня система
занятости населения полностью разбалансирована,
структура ее не оптимальна, направления
ее развития вызывают тревогу. Соответственно
необходимо по- новому подходить к современным
методам управления процессом формирования
структуры занятости в стране. От планового
распределения рабочей силы и специалистов
по отраслям производства необходимо
переходить к созданию социально-экономических
и правовых условий, обеспечивающие автономный
процесс формирования занятости трудоспособного
населения в интересах как отдельного
предпринимателя или государственной
структуры, а так же в интересах самого
работника и общества в целом.
Основная
цель систем управления занятостью состоит
в стимулировании спроса на рабочую силу
и в приближении структуры предложения
труда к структуре спроса на труд.
Управление
занятостью является важнейшей
частью экономической и социальной
политики страны.
Эта
политика осуществляется:
- Министерством экономики;
- Министерством труда и социального развития;
- Федеральной службой занятости;
- Федеральной миграционной службой, -другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное
управление занятостью осуществляют органы
Федеральной службы занятости. Основной
объем работы по управлению занятостью
выполняют региональные и местные (городские
и районные) службы занятости.
Принято
выделять два типа политики
занятости: пассивную и активную.
При
пассивной основную роль играет
государство, которое стремится
обеспечить работникам сохранение
рабочих мест, работодателям –
поддержание спроса на продукцию,
безработным – выплату пособий
и помощь в трудоустройстве.
Активная
политика занятости предполагает,
что основную роль играет человек,
который чувствует свою ответственность
за материальное благополучие
своей семьи и активно стремится
к сохранению занятости, а при
ее потере – к активному
поиску работы. Практически во
всех странах пытаются проводить
активную политику, стимулируя работников
к участию в создании общественного
продукта и помогая в трудоустройстве.
Активная
политика занятости проявляется
по следующим основным направлениям:
- помощь в трудоустройстве;
- содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
- содействие, самозанятости и предпринимательству;
- организация общественных работ;
- помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Методология управления процессом
формирования занятости трудоспособного
населения включает в себя несколько
основных моментов:
- нельзя отказываться от того позитивного, что было выработано теорией и практикой формирования структуры занятости в плановой системе хозяйствования. Это в первую очередь относится к системе заказа со стороны государства на специалистов и рабочую силу;
- необходимо формировать на государственном уровне систему общественных и государственных приоритетов, построить соответствующую информационную систему, обеспечивающие заинтересованных субъектов в полной информации в соотнесении структуры рабочих мест и наличие рабочей силы и т.д.;
- необходимо формирование соответствующей правовой инфраструктуры, экономической поддержки, формирование общественного мнения и пр.;
- создание соответствующего института, функции которого не ограничивались бы только регулированием безработицы, а занимались всей структурой занятости, безработица только ее частный случай;
- необходимо создавать так называемую буферную зону, то есть разработать систему взаимопонимания и взаимопроникновения структуры подготовки специалистов и структуры занятости. Сегодня они разобщены и выпускники вузов не могут найти себе соответствующее место работы, а с другой стороны система производства не может подобрать себе нужного специалиста. Решение этой проблемы может найдено только в создании специальной службы занятости, но не в том виде, в котором она фрагментарно существует в настоящее время.
В связи с этим возникают ряд
проблем, которые необходимо решать
в самом срочном порядке:
- разработки методов управления предприятием в условиях экономической самостоятельности его отдельных подразделений с последующим обучением руководителей;
- перенесение наработанных в вертикальных организационных структурах приемов и методов в горизонтальные рыночные структуры;
- психологическая адаптация руководителей к работе при внедрении новых организационных структур.
Соответственно проблема занятости
требует разработки специальной программы
деятельности на уровне государственных
органов.
Помощь
в трудоустройстве обеспечивается
прежде всего через содействие
контактам между ищущими работу
и работодателями. Для этого предназначена
система информации (банки данных)
о характеристиках рабочих мест
и тех, кто в них нуждается.
Деятельность служб трудоустройства
бесплатна как для безработных,
так и для работодателей.
Содействие
в профессиональной подготовке
и переподготовке является одним
из важнейших аспектов активной
политики занятости в развитых
странах. Опыт всех стран показывает,
что вероятность оказаться без
работы уменьшается с ростом
квалификации.
Повышение
квалификации и переподготовка
безработных осуществляются как
на базе региональных центров,
так и на предприятиях. В первом
случае ориентируются на профессии
широкого профиля, во втором
– на специфику предприятия.
Для безработных обучение бесплатное;
для предприятий затраты на
переподготовку компенсируются
государством, как правило, через
систему налоговых льгот.
Содействие
самозанятости и предпринимательству
направлено на создание условий
для того, чтобы люди могли
сами создавать рабочие места
для себя и других.
Малое
предпринимательство имеет значительные
перспективы в научно-техническом
и художественном творчестве, кустарных
промыслах, обслуживании населения,
консультировании и других сферах.
Содействие
в занятости групп населения
актуально для инвалидов, молодежи,
пожилых людей. Каждая из этих
групп имеет свои проблемы
с трудоустройством.
Рассматриваемые
направления активной политики
на рынке труда осуществляются
через федеральные, региональные
и местные подразделения службы
занятости. В России действуют
около 2,5 тыс. центров занятости,
в которых работает свыше 40
тыс. штатных сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система управления занятости в
обществе оказывается темно взаимоувязана
с общими проблемами подготовки нового
поколения. Последнее становиться
новым мощным элементом в общей
системе управления занятости трудоспособного
населения.
Изучив рынок труда, мы пронаблюдали,
что система разбалансирована и
нестабильна, что отрицательно сказывается
на многих аспектах экономической и
социальной системах.
В работе выше были изложены основные
методологии для систематизации
рынка труда, а именно по минимизации
числа безработных и управлению
занятостью.
Также мы рассмотрели систему управления
занятостью, основные органы, контролирующие
процессы, происходящие на рынке труда.
В работе было указано, что для преодоления
существующих проблем необходимо предпринять
меры как государственным органам
управления, так и коммерческим,
производственным структурам, заинтересованным
в квалифицированном труде.
Рынок труда динамичная система, претерпевающая
изменения, поэтому есть перспектива стабилизирования
состояния в этой структуре.