Рынок труда и структура занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

Занятое население - активная часть трудоспособного  населения, задействованная в общественном производстве. К занятому населению  относятся: работающие по найму, предприниматели, ученики, получающие жалованье, частично занятые студенты и домохозяйки, лица свободных профессий, военнослужащие, помогающие члены семей.

В экономической  науке занятость описывается  системой показателей, отражающих: 

    • полноту включения в общественное производство активной части населения; 
    • уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; 
    • соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.

Бюджет  при полной занятости представляет собой расчетное соотношение  государственных расходов и доходов (активное или пассивное сальдо бюджета) при допущении, что экономика  в течение года функционировала  в условиях полной занятости.

Существуют  гибкие формы занятости - формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников. К  ним относятся: 

    • занятость, связанная с гибкими режимами рабочего времени; 
    • занятость, связанная с социальным статусом работников: 
    • самостоятельные работники и помогающие им члены семьи; 
    • занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная форма; 
    • занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, сезонные работники.

Различают следующие виды занятости:

    • полная занятость - состояние занятости, при котором спрос на рабочие руки равен предложению; при этом работники могут найти работу, а предприниматели - работников в приемлемо короткие сроки;
    • неполная занятость - наличие в стране или в регионе лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы;
    • частичная занятость - система трудоиспользования, при которой продолжительность рабочего времени значительно ниже нормативной, установленной для данного вида деятельности или профессии в данной организации или в отрасли;
    • первичная занятость - трудовая деятельность по основному месту работы;
    • вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время;
    • потенциальная занятость - показатель, характеризующий верхний предел занятости, который может быть достигнут при определенных условиях в том или ином районе;
    • рациональная занятость - в широком смысле - занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны. Рациональная занятость - в узком смысле - доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения;
    • самостоятельная занятость - трудовая активность без формальных трудовых отношений с работодателем или в качестве работодателя;
    • теневая занятость - активное участие граждан в теневой экономической деятельности;
    • эффективная занятость - занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве.

Занятость населения определяется таким показателем как уровень занятости, являющийся  относительным показателем числа занятых в общем объеме рабочей силы. Он зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Уровень неполной занятости - показатель государственной статистики; отношение численности неполной занятости к численности экономически активного населения.

Уровень занятости трудоспособного населения  общественно-полезным трудом с учетом распределение трудоспособного  населения между отраслями, сферами  хозяйства и по территории страны раскрывает  использование рабочей  силы.

  1. Управление занятостью населения.

 Проблема управления процессом формирования структуры занятости трудоспособного населения прежде всего обусловлена образованием частного сектора экономики, изменившего характер и содержание занятости, которые определяются требованиями к наличию специальной рабочей силы. Сегодня система занятости населения полностью разбалансирована, структура ее не оптимальна, направления ее развития вызывают тревогу. Соответственно необходимо по- новому подходить к современным методам управления процессом формирования структуры занятости в стране. От планового распределения рабочей силы и специалистов по отраслям производства необходимо переходить к созданию социально-экономических и правовых условий, обеспечивающие автономный процесс формирования занятости трудоспособного населения в интересах как отдельного предпринимателя или государственной структуры, а так же в интересах самого работника и общества в целом.

 Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.

  Управление  занятостью является важнейшей  частью экономической и социальной  политики страны.

  Эта  политика осуществляется:

    • Министерством экономики;
    • Министерством труда и социального развития;
    • Федеральной службой занятости;
    • Федеральной миграционной службой, -другими министерствами и ведомствами.

Непосредственное  управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.

  Принято  выделять два типа политики  занятости: пассивную и активную.

  При  пассивной основную роль играет  государство, которое стремится  обеспечить работникам сохранение  рабочих мест, работодателям –  поддержание спроса на продукцию,  безработным – выплату пособий  и помощь в трудоустройстве.

  Активная  политика занятости предполагает, что основную роль играет человек,  который чувствует свою ответственность  за материальное благополучие  своей семьи и активно стремится  к сохранению занятости, а при  ее потере – к активному  поиску работы. Практически во  всех странах пытаются проводить  активную политику, стимулируя работников  к участию в создании общественного  продукта и помогая в трудоустройстве.

  Активная  политика занятости проявляется  по следующим основным направлениям:

    • помощь в трудоустройстве;
    • содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
    • содействие, самозанятости и предпринимательству;
    • организация общественных работ;
    • помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Методология управления процессом  формирования занятости трудоспособного  населения включает в себя несколько  основных моментов:

    • нельзя отказываться от того позитивного, что было выработано теорией и практикой формирования структуры занятости в плановой системе хозяйствования. Это в первую очередь относится к системе заказа со стороны государства на специалистов и рабочую силу;
    • необходимо формировать на государственном уровне систему общественных и государственных приоритетов, построить соответствующую информационную систему, обеспечивающие заинтересованных субъектов в полной информации в соотнесении структуры рабочих мест и наличие рабочей силы и т.д.;
    • необходимо формирование соответствующей правовой инфраструктуры, экономической поддержки, формирование общественного мнения и пр.;
    • создание соответствующего института, функции которого не ограничивались бы только регулированием безработицы, а занимались всей структурой занятости, безработица только ее частный случай;
    • необходимо создавать так называемую буферную зону, то есть разработать систему взаимопонимания и взаимопроникновения структуры подготовки специалистов и структуры занятости. Сегодня они разобщены и выпускники вузов не могут найти себе соответствующее место работы, а с другой стороны система производства не может подобрать себе нужного специалиста. Решение этой проблемы может найдено только в создании специальной службы занятости, но не в том виде, в котором она фрагментарно существует в настоящее время.

В связи с этим возникают ряд  проблем, которые необходимо решать в самом срочном порядке:

    • разработки методов управления предприятием в условиях экономической самостоятельности его отдельных подразделений с последующим обучением руководителей;
    • перенесение наработанных в вертикальных организационных структурах приемов и методов в горизонтальные рыночные структуры;
    • психологическая адаптация руководителей к работе при внедрении новых организационных структур.

 

 Соответственно проблема занятости требует разработки специальной программы деятельности на уровне государственных органов.

 Помощь  в трудоустройстве обеспечивается  прежде всего через содействие  контактам между ищущими работу  и работодателями. Для этого предназначена  система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест  и тех, кто в них нуждается.  Деятельность служб трудоустройства  бесплатна как для безработных,  так и для работодателей.

  Содействие  в профессиональной подготовке  и переподготовке является одним  из важнейших аспектов активной  политики занятости в развитых  странах. Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без  работы уменьшается с ростом  квалификации.

  Повышение  квалификации и переподготовка  безработных осуществляются как  на базе региональных центров,  так и на предприятиях. В первом  случае ориентируются на профессии  широкого профиля, во втором  – на специфику предприятия.  Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на  переподготовку компенсируются  государством, как правило, через  систему налоговых льгот.

  Содействие  самозанятости и предпринимательству  направлено на создание условий  для того, чтобы люди могли  сами создавать рабочие места  для себя и других.

  Малое  предпринимательство имеет значительные  перспективы в научно-техническом  и художественном творчестве, кустарных  промыслах, обслуживании населения,  консультировании и других сферах.

  Содействие  в занятости групп населения  актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих  групп имеет свои проблемы  с трудоустройством.

  Рассматриваемые  направления активной политики  на рынке труда осуществляются  через федеральные, региональные  и местные подразделения службы  занятости. В России действуют  около 2,5 тыс. центров занятости,  в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система управления занятости в  обществе оказывается темно взаимоувязана  с общими проблемами подготовки нового поколения. Последнее становиться  новым мощным элементом в общей  системе управления занятости трудоспособного  населения.

Изучив рынок труда, мы пронаблюдали, что система разбалансирована и  нестабильна, что отрицательно сказывается  на многих аспектах экономической и  социальной системах.

В работе выше были изложены основные методологии для систематизации рынка труда, а именно по минимизации  числа безработных и управлению занятостью.

Также мы рассмотрели систему управления занятостью, основные органы, контролирующие процессы, происходящие на рынке труда.

В работе было указано, что для преодоления  существующих проблем необходимо предпринять  меры как государственным органам  управления, так и коммерческим, производственным структурам, заинтересованным в квалифицированном труде.

Рынок труда динамичная система, претерпевающая изменения, поэтому есть перспектива стабилизирования состояния в этой структуре.

 


Информация о работе Рынок труда и структура занятости