Самоменеджмент. Понятие, элементы, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.
Исходя из поставленной цели, в своей работе я рассматриваю следующие задачи:
Дать понятие самоменеджмента;
Определить цели и функции самоменеджмента;
Изучить основы и методики планирования и принятия решений;
Проанализировать принципы самоменеджемента;

Содержание

Введение
I. Основная часть
1. Понятие самоменеджмента
1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента………………….5
1.2 Основы и методики планирования и принятия решен…………….7
1.3 Методы искусства управления……………………………………....9
II. Практическая часть
2. Самоменеджмент: методология и практика………………………………14
3. Причины дефицита времени…………………………………………….....15
3.1 Анализ использования рабочего времени………………………..16
4. Реализация и организация…………………………………………………18
5. Контроль…………………………………………………………………….20
6. Информация и коммуникации……………………………………………..21

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

 

министерство образования и  науки российской федерации

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По менеджменту  на тему:

«Самоменеджмент. Понятие, элементы, функции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.

ЭГо-92

Сергеева  Анна

Руководитель: Моисеева Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2011

Содержание

Введение

I. Основная  часть

1. Понятие самоменеджмента

1.1 Определение, цели и  функции самоменеджмента………………….5

1.2 Основы и методики планирования и принятия решен…………….7

1.3 Методы искусства управления……………………………………....9

II. Практическая  часть

2. Самоменеджмент: методология  и практика………………………………14

3. Причины дефицита времени…………………………………………….....15

3.1 Анализ использования  рабочего времени………………………..16

4. Реализация и организация…………………………………………………18

5. Контроль…………………………………………………………………….20

6. Информация и коммуникации……………………………………………..21

 

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“Время - самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем  другим” П. Друкер

Тема моей курсовой работы «Самоменеджмент». Я выбрала эту тему, потому что  так сложилось, что в современном  мире успех руководителя зависит  не только от того, насколько эффективно он управляет другими: едва ли не более  важную роль играет и умение менеджера управлять самим собой и рационально организовывать свою работу. Как для будущего менеджера, мне важны способы овладения искусством управления, в своей работе я хочу разобраться, как вообще можно научиться искусству управлять собой, своим временем и жизнью, какие методы здесь более эффективны.

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему  пространству или к вашему времени, - означает быть подготовленным. Это  означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым  использовать все имеющиеся возможности  и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь  создает на вашем пути. Мы живем  в сложном, быстро развивающемся  мире, который полон безграничных возможностей.

Актуальность темы «Самоменеджмент» определяется тем, что многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально  использовать рабочее время и  т.д. и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. От того какая у них будет самоорганизованность, во многом будет зависеть и успех в карьере.

Преимущества овладения искусства  самоменджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация. Самоменеджмент - это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Нужен серьезный  подход при разработке своей программы. Прежде всего разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни - в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний.

Надо учиться  планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское  использование самого ценного достояния - времени, а именно:

либо имеющееся  время употребить для плодотворной и успешной деятельности (максимальный критерий);

либо достичь  поставленных целей с возможно меньшим  расходом времени (минимальный критерий).

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я рассматриваю следующие задачи:

Дать понятие  самоменеджмента;

Определить  цели и функции самоменеджмента;

Изучить основы и методики планирования и принятия решений;

Проанализировать  принципы самоменеджемента;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Основная часть

1. Понятие самоменеджмента

1.1 Определение, цели и функции  самоменеджмента

 

Что такое  самоменеджмент?

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.

Основная  цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Как и большинству  наук, искусству управлять собой, так и другими, нужно учиться. Кто не научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими - гласит древняя мудрость. Как можно  хорошо понимать других, если не понимаешь  самого себя. Потому, прежде всего, человек  должен познать самого себя. Есть два  пути познания себя: один - внешний, а  другой - внутренний. Внешний путь направлен  на развитие и совершенствование  таких внешних средств, как ум и способности. Внутренний путь ориентирован на развитие и совершенствование  той части сущности человека, которую  называют душа. “Ищите прежде царства  божия, и все остальное приложится вам”. Эти пути совершенно разные и  ведут совершенно к разным результатам. Они диаметрально противоположны.

Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто  готовит себя к работе организатора-менеджера  или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична  неупорядоченность действий, обусловленная  внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и  работа прямо-таки захлестывает, можно  благодаря последовательному планированию времени и использованию методов  научной организации труда лучше  осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Л. Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. «Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает - время - путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять место, указав временный интервал, т.е. определив, какую долю свободного времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное  решение разного рода задач и  проблем можно представить в  виде различных функций, которые  находятся в определенной взаимозависимости  между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмент в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

  • постановка цели - анализ и формирование личных целей;
  • планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
  • принятие решений по конкретным делам;
  • организация и реализация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
  • контроль - самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости - корректировка целей);
  • информация и коммуникация - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции  не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основы и методики планирования  и принятия решений

 

Существует  несколько методик планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.

 

Метод «Альпы»  включает в себя пять стадий:

  • Составление заданий дня.
  • Оценка длительности акций.
  • Резервирование времени «про запас».
  • Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).
  • Последующий контроль - перенос несделанного.

Ведение дневника времени, который представляет собой  одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени.

Установление  приоритетов с помощью анализа  АБВ включает в себя три закономерности:

  • Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;
  • На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;
  • Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю - около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов - важное правило эффективной технической  работы. Нужно уяснить, что не все  можно сделать и не все нужно  сделать. Всегда надо начинать с самых  важных дел.

 

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно  этому правилу устанавливаются  по таким критериям, как срочность  и важность дела.

В зависимости  от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности  их оценки и (в итоге) выполнением:

  1. Срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.
  2. Срочные/менее важные дела.
  3. Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.
  4. Менее срочные / менее важные задачи.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра» или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

Информация о работе Самоменеджмент. Понятие, элементы, функции