Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:13, курсовая работа
В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управле-ние организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Сущность, цели и функции самоменеджмента 5
1.2 Концепции самоменеджмента 7
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента 15
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 18
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера 18
2.2 Эффективное использование рабочего времени 22
2.3 Организация выступлений 24
2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
– раскрытие служебных и коммерческих секретов;
– невозвращение долга в срок и т.д.
Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.
Для проведения указанной работы в организации могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию.
Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.
Социальная ответственность менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности менеджера. Рассмотрим ее основные отличительные качества.
1. Сложность. Поскольку социальная ответственность в отличие от юридической не имеет строгой нормативной регламентации, реализация ее слабо разработана, менеджер к ней плохо подготовлен.
2. Неясные последствия. Многие важные акты проявления социальной ответственности не имеют достаточной законодательной базы (например, меценатство, благотворительность) и поэтому их экономические последствия порой не ясны менеджеру.
3. Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.
4. Отступление от главной цели менеджмента. Занимаясь бесплатными социальными программами, организация вынуждена отклоняться от своей главной рыночной задачи – максимизации прибыли. Это может привести к необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта и т. п.
5. Моральное давление. При этом нарушается важнейший принцип рынка – рыночная свобода. Организация в ряде случаев теряет возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.
6. Дополнительный маневр
7. Возможность получения
8. Благоприятный
9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная деятельность предоставляет менеджеру свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, не требующий какого-либо отчета.
Проблема недостающего времени заботит всех. В.П. Шейнов отмечает, что по результатам исследований социологов совершенно справедливо утверждение: «Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать» [15, с. 115]. Время представляет собой уникальный ресурс, поскольку, если оно потрачено впустую, эту потерю восполнить невозможно. Управлением временем – это персональная форма эффективного планирования временных затрат. Суть управления временем заключается в его максимально эффективном использовании.
Выделяют два основных вида непроизводительного расходования рабочего времени. Они делятся на:
Четкое планирование работы должно обеспечить эффективность использования рабочего времени, что дает возможность руководителю восстановить свои силы после работы для успешного продолжения деятельности.
Можно выделить 10 правил эффективной организации времени:
Правило 1. Составить план дня с указанием перечня дел в порядке их важности. Когда люди тратят время на планирование времени, его становится больше. Рекомендуется выписать в блокнот дела на день (неделю) в порядке приоритетов:
Правило 2. Браться прежде всего за важные и срочные дела. Обычно 80% времени отнимают дела маловажные, приносящие в копилку результативности дня не более 20%. И, наоборот, из 10 дел всегда найдется 2-3, сделав которые, человек уже будет доволен своим днем.
Правило 3. Спрятаться от «текучки», уединиться хотя бы на 1 час. Количество обращений к управленцу очень велико. Средний интервал между обращениями – не более 8 минут. Однако если учесть, что значительная часть времени уходит на совещания, ходьбу по кабинетам, то в остальное время эти интервалы значительно меньше. Поэтому не приходиться надеяться на вдумчивое рассмотрение важных дел, требующих значительного времени. Практика «закрытых дверей» является единственно приемлемой при написании серьезного документа, решении важного вопроса. Для этого необходимо запереться, отключить телефон, т. е. создать условия для работы!
Правило 4. Не распыляться, заниматься в каждый момент только одним делом.. «Перескакивание» с вопроса на вопрос – это расточительство, поскольку нужно вникать в вопрос – значит тратить дополнительное время. К тому же «перескакивание» быстро утомляет, ухудшает качество работы, увеличивает количество ошибочных действий и решений.
Правило 5. Руководителю не следует делать то, что могут сделать его подчиненные. Многие руководители привыкли рассчитывать больше на себя: «не могу никому доверить. Все сделают не так». Нужно четко отдавать приказы и требовать их выполнения.
Правило 6. Оптимизировать систему контроля. При отсутствии контроля уровень исполнительской дисциплины неминуемо падает, что в итоге делает любые усилия руководителя бесплодными, а результаты его деятельности – плачевными. Однако и чрезмерный контроль не годится. Нужно найти золотую середину.
Можно воспользоваться двухзвенную систему:
1. систематический контроль каждого подчиненного осуществлять по ключевым точкам (выделить ключевые моменты в действиях и обязать его регулярно информировать о них);
2. раз в месяц проверять исполнительность и ответственность каждого подчиненного путем скрупулезной ревизии выполнения им одной из его основных функций.
Это позволит: составить объективное мнение о работе сотрудника, быть в курсе дел, держать подчиненного в состоянии уверенности.
Правило 7. Не умножать количество бумаг на столе. Обычно по 80% бумаг может быть принято решение с первого прочтения – стоит лишь немного подумать над каждой из них.
Правило 8. Рационализировать технику чтения. Наиболее радикальное средство – освоить технику быстрого чтения. Это позволит тратить на чтение документов в 3-5 раз меньше времени.
Правило 9. Экономить время на совещаниях. Совещания необходимо собирать только при наличии двух условий:
- без него не обойтись;
- оно подготовлено.
Очень важно заранее позаботиться о том, чтобы были подготовлены цели совещания, круг участников, определена продолжительность.
Правило 10. Использовать эффект 7 «мелочей»:
1) Записывать полезную
2) Использовать для работы и чтения время ожидания приема, в очереди;
3) Всегда носить с собой блокнот и ручку;
4) Не тратить время на сетования по поводу неудач;
5) Анализировать свои привычки и наклонности;
6) Не считать, что методы и приемы Вашей работы – самые лучшие;
7) Решив трудную задачу, наградить себя кратким отдыхом.
Руководитель должен владеть деловым красноречием. Без этого нельзя оперативно и эффективно управлять коллективом. Слова руководителя должны характеризовать деловитость, лаконичность, взвешенность, емкость, полный отказ от штампа, умение предельно доходчиво, точно, ясно, увлекательно сказать о самых сложных и серьезных вещах.
Замечено, что на современную публику особенно благоприятно действует импровизированная речь, когда оратор, отталкиваясь от текста, свободно, аргументирует, спорит, проявляя при этом глубокую увлеченность. Импровизированная речь пригодна не только на выступлениях в прениях на собраниях, для похвальных или ритуальных выступлений, но и для производственных сообщений.
При обдумывании плана речи необходимо учитывать следующее: с избытком подбирать материал для выступления, это позволит уверенно обращаться с ним. Уверенность в речи способствует солидные знания в соответствующей области. Если же их нет – провал неизбежен.
При подготовке выступления нужно помнить, каковы круг слушателей (половозрастной состав, интересы), на который рассчитано выступление, причина выступления, его тема и цель. Необходимо тщательно, лаконично спланировать выступление, подумать как сформулировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления.
План выступления, предложенный Шейновым, поможет гладко провести любое выступление [15, с. 120].
Вступление: цитаты, пословицы, поговорки, интересные примеры и факты; обоснование темы; утверждения; определения.
Основная часть: анализ проблемы; ясность построения, идейное и систематизация содержания, логическое изложение основных и второстепенных вопросов; эмоциональный накал и его усиление; доходчивость; неопровержимость вызовов.
Заключение: изложение основной мысли выступления в виде тезисов; заключительные выводы; личное отношение к содержанию речи; указание на нерешенные проблемы и возможные решения; благодарность за внимание.
Выступление не должно быть слишком коротким, не слишком длинным. Основная функция выступления – привлечь внимание слушателей к предмету изложения и наладить контакт с аудиторией.
Успех доклада во многом зависит от того, насколько убедительна его основная часть, но многое зависит и от концовки. Не следует затягивать свою речь.
Далее необходимо проанализировать технические приемы оратора. Особо ярко о технических приемах ораторского искусства пишет Шипунов [16, с. 195].
Хорошее владение речью и голосом – важная составляющая внутренней культуры человека, тем более руководителя. Его голос – составляющая арсенала управленческих средств. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему оратора, придает уверенность, создает настроение, а плохо звучащий – наоборот. Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь полностью нюансами тембра.
В общественной практике и производственной информационной деятельности важны и необходимы выступления по готовым текстам. При этом важно, чтобы выступающий не монотонно считывал свою речь с листа, а стремился к тому, чтобы с помощью характерной манеры изложения превратить написанный текст в действительную и убедительную речь. Некоторые технические приемы помогут оратору изложить мысли более убедительно:
А) выбор целесообразного, умеренного темпа. Это важно, когда восприятие и усвоение информации требует усилий. Стоит варьировать темп речи в зависимости от содержания. Не нужно говорить слишком быстро тогда, когда речь транслируется через динамики.
Б) четкое произношение отдельных слов и предложений.
В) визуальный контакт со слушателями, но не с одним. Специалисты рекомендуют пробегать глазами фразу, во время ее произнесения на мгновение отрываться от «шпаргалки» и, обращаясь к слушателям, снова возвращаться к тексту.
Г) использование интонации для выделения отдельных положений. Необходимо выделить существенные моменты. Это поможет аудитории сконцентрироваться на самом важном.
Как же отвечать на вопросы собеседника?
Наряду с живостью и оперативностью ответы на вопросы считаются одним из наиболее трудных способов общения с массами. Задача руководителя, отвечающего на вопросы, сложна, его ответы содержат элементы как диалогической речи с характерными для нее дефицитом времени и быстрой реакцией, так и монологической.
В обстановке демократизации и гласности изменился характер вопросов. Расширился диапазон понятия «острый вопрос». Это не только вопрос, связанный с недостатками в снабжении, торговле, обслуживании, организации. Сегодня «острый вопрос» - это вопрос-критика, вопрос-выступление, вопрос-предложение. И чем больше таких вопросов, тем больше возможностей у менеджера вести откровенный разговор, живую дискуссию с аудиторией.
При этом исключается позиция «конфликтов с аудиторией», «обороны» от острых вопросов с переходом на контратаку; не словесная баталия, а современный поиск решения с учетом поставленных вопросов.
Информация о работе Самоменеджмент или как правильно распределить время своей деятельности