Сертификация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:37, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Республике Казахстан сложилась и развивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего в качестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов его сертификации и аккредитации для системы сертификации. Сертификация во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативно повлиять на безопасность жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3
1 Сертификация персонала 5
1.1 Предпосылки и необходимость сертификации персонала 5
1.2 Цели сертификации персонала 7
1.3 Процесс функционирования системы сертификации 7
1.4 Объекты сертификации персонала 8
1.5 Структура процессов сертификации персонала 8
2 Что даёт сертификация персонала 11
2.1 Преимущества предприятия, прошедшего процедуру
сертификации персонала 11
2.2 Что дает сертификация персонала непосредственно работникам предприятия 11
Заключение 13
Список использованных источников 14

Вложенные файлы: 1 файл

Сертификация персонала.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Процесс функционирования системы сертификации

 

Для функционирования системы  сертификации необходимы:

    1. профессиональные стандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям и умениям;
    2. независимый Центр сертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационного экзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведения экзаменов;
    3. ресурсные центры, имеющие профильное оборудование и специалистов для проведения оценки практических умений и навыков сертифицируемых лиц.

Профессиональные стандарты  разрабатываются при участии  работодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы по каждой конкретной профессии.

Центр сертификации персонала  осуществляет следующие функции:

  • организует и обеспечивает процедуру и утверждение итогов сертификации;
  • обеспечивает наличие бланков сертификатов и их заполнение, ведет учет сертифицированных лиц и экспертов;
  • ведет учет средств, поступающих в качестве платы за сертификацию, обеспечивает финансовую отчетность.

Ресурсные центры планируется  организовать на базе имеющихся учреждений профессионального образования, оснастить  современным оборудованием, обучить специалистов.

 

 

1.4 Объекты сертификации персонала

 

Объекты сертификации:

  • физические лица, добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки или компетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии;
  • должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов, отдельные категории персонала;
  • отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части;
  • отдельные категории работников.

 

 

1.5 Структура процессов сертификации персонала

 

Сертификация осуществляется в рамках определённой системы и  по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена 5-ю основными этапами:

    1. Заявка на сертификацию.
    2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.
    3. Анализ результатов оценки соответствия.
    4. Решение по сертификации.
    5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

1. Этап заявки на  сертификацию в выборе заявителем  органа по сертификации, способного  провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает её и сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе схему сертификации, наименование испытательной лаборатории (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатуру нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация. В случае сертификации персонала в решении по заявке указывается экзаменационный центр.

2. Оценка соответствия  персонала как особого объекта  сертификации имеет свои особенности.  В последнее время этот вид  сертификации развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности, сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недвижимого имущества. После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации заявителя. В первую очередь последний должен соответствовать установленным критериям, таким как:

  • общее и профессиональное образование;
  • опыт работы в специальной области;
  • профессиональная этика;
  • физическая пригодность.

Дополнительно к этому  запрашиваются отчёты о работе в  специальной области, сделанные  заявителем за последнее время (отчёты по оценке, протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительном  результате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре. Он должен располагать необходимыми площадями, оборудованием, документацией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии, при сертификации специалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится в письменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты по оценке, например, автотранспорта, сдают теоретические экзамены в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируется в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным.

3. Этап анализа практической  оценки соответствия объекта  сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверке системы качества в органе по сертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.

4. Решение по сертификации  сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5 лет.

5. Инспекционный контроль  за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта Казахстана, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановления его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта Казахстана и других участников системы сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Что даёт сертификация персонала

 

2.1 Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации

персонала   

 

 

Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации персонала:

  • выполнение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • выполнение требований заказчика, работодателя;
  • приоритетность инвестирования, кредитования;
  • обязательное условие участия в международных тендерах/ проектах;
  • повышение имиджа предприятия;
  • возможность реализации продукции (услуг) по обоснованным ценам;
  • дополнительный аргумент для отклонения претензий к изготовителю при предъявлении судебных исков по качеству производимой продукции или оказываемых услуг;
  • способ доказательства партнерам по бизнесу своей надежности;
  • способ повышения профессионализма и заинтересованности персонала;
  • возможность получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;
  • возможность сопоставить соответствие персонала заявленному качеству выпускаемой продукции;
  • возможность стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост;
  • возможность сформировать рекомендации по перспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, выработать предложения для корректировки образовательных стандартов системы профессиональной подготовки специалистов.

 

 

2.2 Что дает сертификация персонала непосредственно работникам

предприятия

 

Это, прежде всего:

  • документально оформленное свидетельство профессионализма;
  • подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени;
  • повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки;
  • приоритетность продвижения по служебной лестнице;
  • подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций;
  • основание для заключения трудового договора с индивидуальным тарифом оплаты труда;
  • дополнительное основание для повышения заработной платы;
  • обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. Сертификация персонала осуществляется на основе спектра (классификатора стандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессий и должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании»
  2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии - М.:ЮНИТИ, 2003
  3. Раков А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг – М.:ЮНИТИ, 2002
  4. Интернет http://tpp.mari-el.ru/sertificat.html
  5. Интернет http://upr7.mnogosmenka.ru/upr70097/upr70112.htm

Информация о работе Сертификация персонала