Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:51, контрольная работа
Информационный аспект играет весьма заметную роль в системе корпоративного управления. Это находит отражение как в кодексах корпоративного управления, так и в документах, посвященных публичной корпоративной отчетности. В частности, в кодексах корпоративного управления большое внимание уделяется прозрачности компаний и информационной поддержке стейкхолдеров. Для внешних стейкхолдеров наиболее полным источником информации о компании является финансовая отчетность, характеризующая финансовое положение и результаты деятельности предприятии. В случае, когда речь идет о группе компаний, основным источником информации о группе становится консолидированная финансовая отчетность.
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Классификация информационных потоков корпоративного управления и стратегического менеджмента
Информационный аспект играет весьма заметную роль в системе корпоративного управления. Это находит отражение как в кодексах корпоративного управления, так и в документах, посвященных публичной корпоративной отчетности. В частности, в кодексах корпоративного управления большое внимание уделяется прозрачности компаний и информационной поддержке стейкхолдеров. Для внешних стейкхолдеров наиболее полным источником информации о компании является финансовая отчетность, характеризующая финансовое положение и результаты деятельности предприятии. В случае, когда речь идет о группе компаний, основным источником информации о группе становится консолидированная финансовая отчетность. Открыто публикуемая финансовая отчетность полезна не только для внешних стейкхолдеров, но и для внутренних пользователей (менеджеров компании), к тому же для управленческих целей она, как правило, дополняется данными управленческого учета и управленческой отчетностью.
Кроме того, современные
тенденции совершенствования
Информация играет исключительно важную роль и с точки зрения стратегического менеджмента. Так, на основе внешней и внутренней информации происходит позиционирование предприятия в окружающей среде, определяются стратегические цели, оцениваются стратегические альтернативы. Реализация стратегии предусматривает детализацию целей, включение соответствующих статей в планы и бюджеты. Затем на основе учетных данных осуществляется план-факт анализ, позволяющий оценить успешность выполнения стратегических планов.
Сказанное позволяет классифицировать информационные потоки системы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента по следующим признакам:
− по отношению к системе корпоративного управления и стратегического менеджмента: входящие, исходящие и внутренние информационные потоки;
− по степени публичности: публичная и внутренняя (управленческая) информация;
− по предметной направленности: информация для принятия решений о финансировании бизнеса, информация для стратегического менеджмента, информация для текущего планирования и управления.
Кроме того, система информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента должна включать некоторые вспомогательные (обеспечивающие) функции, позволяющие повысить ценность информации с точки зрения ее уместности для принятия экономических решений. Среди таких функций можно выделить:
− аудит и внутренний контроль – средства обеспечения достоверности информации и предотвращения возможных попыток (как умышленных, так и неумышленных) искажения или сокрытия существенных фактов деятельности предприятия;
− средства создания и поддержки управленческих коммуникаций, позволяющие организовать эффективную среду коллегиального управления (‘collaborative management’) и повысить оперативность процессов сбора, обработки и представления информации без ущерба ее достоверности.
Входящие и исходящие информационные потоки
Если представить систему корпоративного управления и стратегического менеджмента в виде информационно-логической модели, то в такой модели можно выделить следующие входящие и исходящие информационные потоки.
К входящим информационным потокам относятся:
− информация о внешней среде;
− учетная информация (данные финансового и управленческого учета);
− неколичественная информация о компании.
К числу исходящих информационных потоков относятся:
− публичная корпоративная отчетность (консолидированная финансовая отчетность и нефинансовая отчетность организации);
− корпоративные планы и бюджеты, которые впоследствии используются для текущего (более детального) финансового и операционного планирования.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных информационных потоков.
Информация о внешней среде. Эта информация представляет собой сведения,
так или иначе характеризующие окружающую среду, в которой работает и развивается компания. Информация о внешней среде весьма разнообразна, она может включать финансовые и нефинансовые, количественные и качественные показатели. В качестве основы для классификации такой информации может, например, использоваться модель PEST, в рамках которой все влияющие на компанию факторы подразделяются на четыре категории: политические и законодательные (P), экономические (E), социальные и культурные (S) и технологические (T).
Мониторинг внешней среды является основой для позиционирования предприятия в окружающей среде и формирования различных прогнозов.
Часто информация о внешней среде является слабоструктурированной или нерегулярной. Это говорит о том, что для обработки такой информации не всегда могут быть применены экономико-математические методы и модели, часто выводы основываются на экспертных оценках, учитывающих не только имеющиеся фактические данные, но и опыт предшествующих периодов, а также управленческую интуицию.
Учетная информация. Учетная информация представляет собой фактические сведения о текущем состоянии и совершенных операциях компании. Сюда относится информация бухгалтерского учета (как финансового, так и управленческого), а также данные других видов учета, например, материального или кадрового. Учетная информация всегда носит количественный характер и, как правило, подлежит сбору и обработке на более или менее регулярной основе. При этом учетные процессы должны подчиняться определенным правилам (регламентам), а регистрация тех или иных фактов деятельности предприятия должна определенным образом документироваться.
Впрочем, нередко сбор учетной информации носит незапланированный характер и производится на нерегулярной основе, исходя из информационных потребностей тех или иных управленческих задач.
На крупных предприятиях и в группах компаний учетная информация, как правило, формируется в разных подразделениях и изначально является разрозненной.
Это предполагает централизованный сбор такой информации, ее выверку и обобщение.
Учетная информация используется
для финансово-экономического анализа,
выявления тенденций и
Неколичественная информация о компании. Помимо учетной (количественной) информации, в компании имеются сведения, которые не могут быть представлены в виде количественных данных. К ним, например, относятся такие характеристики, как качество выпускаемой продукции, степень удовлетворенности заказчиков, уровень корпоративной лояльности ключевых специалистов и т.п. Эти характеристики могут быть выражены в описательном виде и не подлежат «оцифровке». Тем не менее, они играют важную роль и, наряду с учетной (количественной) информацией, обязательно должны приниматься во внимание при формировании и реализации стратегических инициатив. Кроме того, такие данные играют большую роль при формировании нефинансовой отчетности, предусматривающей наличие качественных характеристик.
Источниками неколичественных данных служат самые разные подразделения и службы предприятия, поэтому сбор, структурирование и обобщение такой информации также требует определенных усилий.
Публичная корпоративная отчетность. Отчетность компании, подлежащая открытой публикации, включает консолидированную финансовую отчетность и нефинансовую отчетность. Такая отчетность адресована, прежде всего, внешним пользователям экономической информации, но она также используется менеджерами самого предприятия для целей финансово-экономического анализа и контроля.
Консолидированная финансовая
отчетность обязательна по закону или
в соответствии с требованиями профессиональных
сообществ, она формируется в
соответствии с МСФО или национальными
бухгалтерскими стандартами. Функции
формирования и представления
Нефинансовая отчетность формируется и представляется на добровольной основе, на основе Руководства GRI или аналогичных национальных разработок.
К публичной отчетности относится также индивидуальная финансовая отчетность относящаяся к отдельным предприятиям группы), однако она формируется не на корпоративном уровне, а в учетных системах отдельных компаний.
Информация для текущего финансового и операционного планирования
Для того, чтобы повседневная деятельность предприятия не была оторвана от его стратегии, при формировании текущих планов (как финансовых, так и операционных) следует отталкиваться от планов и бюджетов, разработанных на стратегическом уровне. Корпоративные планы и бюджеты, как правило, разрабатываются центральной планово-экономической службой и затем используются локальными плановыми подразделениями для формирования детализированных краткосрочных планов текущей деятельности.
Таким образом, в наиболее общем виде информационно-логическая модель системы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 5.1.).
Основные подсистемы (функциональные блоки) системы информационного
обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента
В качестве основных подсистем (функциональных блоков) системы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента можно выделить следующие:
− блок стратегического анализа и моделирования;
− блок управления по ключевым показателям;
− блок корпоративного планирования и бюджетирования;
− блок консолидации финансовой отчетности.
Блок стратегического
анализа и моделирования предус
В результате стратегического анализа формируются общие цели развития (в иерархической системе стратегических целей они располагаются на верхнем уровне иерархии), определяются стратегические альтернативы, подлежащие оценке и реализации, составляются прогнозы, формируется нефинансовая корпоративная отчетность.
Многие модели стратегического анализа носят преимущественно качественный характер (например, PEST-анализ или SWOT-анализ), но в рамках данного блока могут применяться и количественные методы – стратегический управленческий учет, статистический анализ, методы поддержки принятия решений и т.п.
Блок управления по ключевым показателям служит для трансформации выбранной стратегии в конкретные целевые показатели (индикаторы стратегического развития). Исходной информацией для данного блока служат цели верхнего уровня иерархии и стратегические альтернативы (данные блока стратегического анализа и моделирования) а также информация, поступающая из учетных систем.
На основе целей верхнего
уровня иерархии и стратегических альтернатив
в рамках блока происходит декомпозиция,
в результате которой формируется
детальная система
Данный блок также применим на этапе оценки и выбора стратегических альтернатив: различные комбинации стратегических альтернатив могут быть проанализированы на предмет их влияния на цели верхнего уровня иерархии.
Учетная информация позволяет
сопоставить целевые и
Блок корпоративного планирования и бюджетирования позволяет связать стратегические цели и ключевые показатели эффективности, определенные для компании в целом, с финансовыми и операционными планами отдельных бизнес - единиц и подразделений, обеспечив их сонаправленность и непротиворечивость.
В качестве исходных данных для планирования и бюджетирования выступают плановые значения ключевых показателей, сформированные блоком управления по ключевым показателям, и прогнозы, сформированные блоком стратегического анализа и моделирования. В случае если формирование планов и бюджетов ведется «от достигнутого», наряду с целевыми показателями используется учетная информация, которая также служит для план-факт анализа.