Система информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Информационный аспект играет весьма заметную роль в системе корпоративного управления. Это находит отражение как в кодексах корпоративного управления, так и в документах, посвященных публичной корпоративной отчетности. В частности, в кодексах корпоративного управления большое внимание уделяется прозрачности компаний и информационной поддержке стейкхолдеров. Для внешних стейкхолдеров наиболее полным источником информации о компании является финансовая отчетность, характеризующая финансовое положение и результаты деятельности предприятии. В случае, когда речь идет о группе компаний, основным источником информации о группе становится консолидированная финансовая отчетность.

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО.docx

— 252.79 Кб (Скачать файл)

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ  И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Классификация информационных потоков корпоративного управления и стратегического менеджмента

Информационный аспект играет весьма заметную роль в системе корпоративного управления. Это находит отражение как в кодексах корпоративного управления, так и в документах, посвященных публичной корпоративной отчетности. В частности, в кодексах корпоративного управления большое внимание уделяется прозрачности компаний и информационной поддержке стейкхолдеров. Для внешних стейкхолдеров наиболее полным источником информации о компании является финансовая отчетность, характеризующая финансовое положение и результаты деятельности предприятии. В случае, когда речь идет о группе компаний, основным источником информации о группе становится консолидированная финансовая отчетность. Открыто публикуемая финансовая отчетность полезна не только для внешних стейкхолдеров, но и для внутренних пользователей (менеджеров компании), к тому же для управленческих целей она, как правило, дополняется данными управленческого учета и управленческой отчетностью.

Кроме того, современные  тенденции совершенствования корпоративной  отчетности предполагают публикацию не только обязательного набора финансовых отчетов, но и так называемой нефинансовой отчетности. Примером в этой области  может служить «триединая» отчетность GRI, включающая экономические, экологические  и социальные показатели.

Информация играет исключительно  важную роль и с точки зрения стратегического менеджмента. Так, на основе внешней и внутренней информации происходит позиционирование предприятия в окружающей среде, определяются стратегические цели, оцениваются стратегические альтернативы. Реализация стратегии предусматривает детализацию целей, включение соответствующих статей в планы и бюджеты. Затем на основе учетных данных осуществляется план-факт анализ, позволяющий оценить успешность выполнения стратегических планов.

Сказанное позволяет классифицировать информационные потоки системы информационного  обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента  по следующим признакам:

− по отношению к системе корпоративного управления и стратегического менеджмента: входящие, исходящие и внутренние информационные потоки;

− по степени публичности: публичная и внутренняя (управленческая) информация;

− по предметной направленности: информация для принятия решений о финансировании бизнеса, информация для стратегического менеджмента, информация для текущего планирования и управления.

Кроме того, система информационного  обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента  должна включать некоторые вспомогательные (обеспечивающие) функции, позволяющие повысить ценность информации с точки зрения ее уместности для принятия экономических решений. Среди таких функций можно выделить:

− аудит и внутренний контроль – средства обеспечения достоверности информации и предотвращения возможных попыток (как умышленных, так и неумышленных) искажения или сокрытия существенных фактов деятельности предприятия;

− средства создания и поддержки управленческих коммуникаций, позволяющие организовать эффективную среду коллегиального управления (‘collaborative management’) и повысить оперативность процессов сбора, обработки и представления информации без ущерба ее достоверности.

Входящие  и исходящие информационные потоки

Если представить систему  корпоративного управления и стратегического  менеджмента в виде информационно-логической модели, то в такой модели можно  выделить следующие входящие и исходящие  информационные потоки.

К входящим информационным потокам относятся:

− информация о внешней  среде;

− учетная информация (данные финансового и управленческого  учета);

− неколичественная информация о компании.

К числу исходящих информационных потоков относятся:

− публичная корпоративная  отчетность (консолидированная финансовая отчетность и нефинансовая отчетность организации);

− корпоративные планы  и бюджеты, которые впоследствии используются для текущего (более  детального) финансового и операционного  планирования.

Рассмотрим подробнее  каждый из перечисленных информационных потоков.

Информация о  внешней среде. Эта информация представляет собой сведения,

так или иначе характеризующие окружающую среду, в которой работает и развивается компания. Информация о внешней среде весьма разнообразна, она может включать финансовые и нефинансовые, количественные и качественные показатели. В качестве основы для классификации такой информации может, например, использоваться модель PEST, в рамках которой все влияющие на компанию факторы подразделяются на четыре категории: политические и законодательные (P), экономические (E), социальные и культурные (S) и технологические (T).

Мониторинг внешней среды  является основой для позиционирования предприятия в окружающей среде  и формирования различных прогнозов.

Часто информация о внешней  среде является слабоструктурированной или нерегулярной. Это говорит  о том, что для обработки такой  информации не всегда могут быть применены экономико-математические методы и модели, часто выводы основываются на экспертных оценках, учитывающих не только имеющиеся фактические данные, но и опыт предшествующих периодов, а также управленческую интуицию.

Учетная информация. Учетная информация представляет собой фактические сведения о текущем состоянии и совершенных операциях компании. Сюда относится информация бухгалтерского учета (как финансового, так и управленческого), а также данные других видов учета, например, материального или кадрового. Учетная информация всегда носит количественный характер и, как правило, подлежит сбору и обработке на более или менее регулярной основе. При этом учетные процессы должны подчиняться определенным правилам (регламентам), а регистрация тех или иных фактов деятельности предприятия должна определенным образом документироваться.

Впрочем, нередко сбор учетной  информации носит незапланированный  характер и производится на нерегулярной основе, исходя из информационных потребностей тех или иных управленческих задач.

На крупных предприятиях и в группах компаний учетная  информация, как правило, формируется  в разных подразделениях и изначально является разрозненной.

Это предполагает централизованный сбор такой информации, ее выверку  и обобщение.

Учетная информация используется для финансово-экономического анализа, выявления тенденций и прогнозирования. На ее основе формируется финансовая и управленческая отчетность, как индивидуальная (для отдельных предприятий группы), так и консолидированная, а также количественные показатели нефинансовой отчетности.

Неколичественная  информация о компании. Помимо учетной (количественной) информации, в компании имеются сведения, которые не могут быть представлены в виде количественных данных. К ним, например, относятся такие характеристики, как качество выпускаемой продукции, степень удовлетворенности заказчиков, уровень корпоративной лояльности ключевых специалистов и т.п. Эти характеристики могут быть выражены в описательном виде и не подлежат «оцифровке». Тем не менее, они играют важную роль и, наряду с учетной (количественной) информацией, обязательно должны приниматься во внимание при формировании и реализации стратегических инициатив. Кроме того, такие данные играют большую роль при формировании нефинансовой отчетности, предусматривающей наличие качественных характеристик.

Источниками неколичественных данных служат самые разные подразделения  и службы предприятия, поэтому сбор, структурирование и обобщение такой  информации также требует определенных усилий.

Публичная корпоративная  отчетность. Отчетность компании, подлежащая открытой публикации, включает консолидированную финансовую отчетность и нефинансовую отчетность. Такая отчетность адресована, прежде всего, внешним пользователям экономической информации, но она также используется менеджерами самого предприятия для целей финансово-экономического анализа и контроля.

Консолидированная финансовая отчетность обязательна по закону или  в соответствии с требованиями профессиональных сообществ, она формируется в  соответствии с МСФО или национальными  бухгалтерскими стандартами. Функции  формирования и представления консолидированной  отчетности, как правило, возлагаются  на специализированные подразделения  корпоративного уровня, которые также часто обеспечивают трансформацию учетной информации из национальных стандартов в международные. Консолидированные отчеты могут составляться и для данных управленческого учета, однако они не подлежат открытой публикации и используются в аналитических целях внутри компании.

Нефинансовая отчетность формируется и представляется на добровольной основе, на основе Руководства GRI или аналогичных национальных разработок.

К публичной отчетности относится  также индивидуальная финансовая отчетность  относящаяся к отдельным предприятиям группы), однако она формируется не на корпоративном уровне, а в учетных системах отдельных компаний.

Информация  для текущего финансового и операционного планирования

Для того, чтобы повседневная деятельность предприятия не была оторвана от его стратегии, при формировании текущих планов (как финансовых, так и операционных) следует отталкиваться от планов и бюджетов, разработанных на стратегическом уровне. Корпоративные планы и бюджеты, как правило, разрабатываются центральной планово-экономической службой и затем используются локальными плановыми подразделениями для формирования детализированных краткосрочных планов текущей деятельности.

Таким образом, в наиболее общем виде информационно-логическая модель системы информационного  обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента  может быть представлена в виде следующей  схемы (рис. 5.1.).

Основные  подсистемы (функциональные блоки) системы  информационного

обеспечения корпоративного управления и стратегического  менеджмента

В качестве основных подсистем (функциональных блоков) системы информационного  обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента  можно выделить следующие:

− блок стратегического  анализа и моделирования;

− блок управления по ключевым показателям;

− блок корпоративного планирования и бюджетирования;

− блок консолидации финансовой отчетности.

Блок стратегического  анализа и моделирования предусматривает сбор и оценку информации для определения возможных сценариев развития компании, формирование допустимых стратегических альтернатив, их оценку и выбор. Стратегический анализ опирается на информацию о текущем и прогнозируемом состояниях внешней среды (внешний анализ), а также на информацию о самом предприятии (внутренний анализ). При этом информация о предприятии может быть получена как из внутренних источников (из учетных систем, источников неколичественной информации, а также из других блоков системы корпоративного управления), так и извне (например, от внешних аналитиков).

В результате стратегического  анализа формируются общие цели развития (в иерархической системе  стратегических целей они располагаются  на верхнем уровне иерархии), определяются стратегические альтернативы, подлежащие оценке и реализации, составляются прогнозы, формируется нефинансовая корпоративная отчетность.

Многие модели стратегического  анализа носят преимущественно  качественный характер (например, PEST-анализ или SWOT-анализ), но в рамках данного  блока могут применяться и  количественные методы – стратегический управленческий учет, статистический анализ, методы поддержки принятия решений и т.п.

Блок управления по ключевым показателям служит для трансформации выбранной стратегии в конкретные целевые показатели (индикаторы стратегического развития). Исходной информацией для данного блока служат цели верхнего уровня иерархии и стратегические альтернативы (данные блока стратегического анализа и моделирования) а также информация, поступающая из учетных систем.

На основе целей верхнего уровня иерархии и стратегических альтернатив  в рамках блока происходит декомпозиция, в результате которой формируется  детальная система стратегических корпоративных целей и индикаторов (иногда это процесс называют «оцифровкой  стратегии»). Для этого могут быть использованы различные методики, наиболее известной из которых является сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard). Сформированная система целевых показателей (точнее – их плановые значения) впоследствии используется при формировании корпоративных планов и бюджетов.

Данный блок также применим на этапе оценки и выбора стратегических альтернатив: различные комбинации стратегических альтернатив могут  быть проанализированы на предмет их влияния на цели верхнего уровня иерархии.

Учетная информация позволяет  сопоставить целевые и фактические  значения стратегических индикаторов и на этой основе оценить степень выполнения намеченной программы развития.

Блок корпоративного планирования и бюджетирования позволяет связать стратегические цели и ключевые показатели эффективности, определенные для компании в целом, с финансовыми и операционными планами отдельных бизнес - единиц и подразделений, обеспечив их сонаправленность и непротиворечивость.

В качестве исходных данных для планирования и бюджетирования выступают плановые значения ключевых показателей, сформированные блоком управления по ключевым показателям, и прогнозы, сформированные блоком стратегического анализа и моделирования. В случае если формирование планов и бюджетов ведется «от достигнутого», наряду с целевыми показателями используется учетная информация, которая также служит для план-факт анализа.

Информация о работе Система информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента