Система социального партнерства за рубежом, её основные модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 05:19, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. Все чаще социальное партнерство выступает как инструмент стратегического планирования, комплексного развития территориальных образований, играя важную, подчас определяющую роль в принятии управленческих решений. Говоря о России, можно сказать, что социальное партнерство получило легитимацию в Трудовом кодексе, документах стратегического развития страны, региональных законах о социальном партнерстве, ведомственных нормативных актах, отраслевых методических рекомендациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Понятие социального партнерства
1.1 Исторические и теоретические истоки социального
партнерства…………………………………………………………………4
1.2 Социальное партнерство: сущность, особенности, принципы……...6
1.3 Система социального партнерства, его структура и механизм……..8
2 Социальное партнерство за рубежом
2.1 Модели социального партнерства в зарубежных странах………...11
2.2 Социальное партнерство в Росси……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная социальное партнерство.docx

— 69.14 Кб (Скачать файл)

Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету (совету) доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), оно может быть аннулировано в судебном порядке. Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран [15].

Анализ международного опыта социального партнерства показывает, что существует ряд вопросов, на решение которых значительное влияние оказывает институт социального партнерства. К ним относятся:

1. Влияние социального  партнерства на эффективность политики. В условиях сужения национальной автономии и свободы действий институты социального диалога вооружают национальные директивные органы мощным средством возможностями по мобилизации информации. Это наглядно демонстрируют системы подготовки кадров в Бразилии и Германии. В Уругвае социальное партнерство также играло решающую роль в развитии системы профессионально-технического обучения и аттестации специалистов, что содействовало местным компаниям выдерживать конкуренцию.

Исключительно показательным в отношении политической эффективности является опыт четырех небольших государств, которые использовали социальное партнерство в качестве одного из средств достижения экономического возрождения в Австрии, Дании, Ирландии и Нидерландов. В результате они добились повышения экономической эффективности, и в том числе активизации участия мужчин и женщин на рынке труда и сокращения безработицы. В этом процессе участвующие партнеры осознали свою зависимость друг от друга во имя достижения определенных политических целей и недопущения развития негативных тенденций [2].

Другой вид социального партнерства просматривается с точки зрения взаимоотношений с институтами производительности, которые играют важную роль во многих странах Азии, таких как Япония и Сингапур. В Южной Африке проект «Задачи в сфере производства», начатый Министерством торговли и промышленности, нацелен на рост рентабельности местной промышленности при участии социальных партнеров. Социальные партнеры могут также на ранней стадии предостерегать о возможных проблемах на рынке труда [4].

2. Влияние социального  партнерства на оплату труда, безработицу и сопряженные вопросы. В литературе по этим проблемам анализируются социально-экономические корреляты социального партнерства между национальным правительством и ведущими ассоциациями работодателей и работников, в частности в отношении инфляционных процессов и уровня безработицы. Согласно опубликованному Всемирным банком обзору имеющейся на этот счет литературы, «страны, придерживающиеся скоординированной политики в области коллективных переговоров, как правило, и при равных прочих условиях, имеют более низкие уровни безработицы, чем другие страны. Другие исследования также свидетельствуют о том, что чем выше степень координации заработной платы, тем ниже уровень безработицы [14].

3. Влияние социального  партнерства на процесс преобразований  и кризисы. Чрезвычайно важна роль социального партнерства в достижении консенсуса, особенно когда реформы в области политики влекут за собой определенные потери в краткосрочном плане, обещая более широкие преимущества или «перетасовку» внутри различных социальных групп. Благодаря социальному партнерству можно добиться широкого социального консенсуса по спорным и иногда непопулярным реформам. Например, реформа пенсионного обеспечения в странах континентальной Европы была одобрена без каких-либо эксцессов, после того как к процессу разработки реформы и ее проведения правительства привлекли организации работодателей и особенно профсоюзы. В Австрии, Дании, Ирландии и Нидерландах в ходе реформ, начатых в 1990-м году в области рынка труда, постоянно поддерживался диалог социальных партнеров с правительством на национальном и местном уровнях [6].

Опыт ряда развивающихся стран подтверждает важную роль трехсторонних социальных партнеров в процессе социальных преобразований. Например, в Южной Африке в период конца 1980-х и начала 1990-х годов страна покончила с режимом апартеида и приступила к быстрому развитию основ демократии и более открытой экономики. При поддержке опытного политического руководства и в условиях ведения социального диалога на национальном уровне, который в настоящее время ведется Национальным советом экономического развития и трудовых проблем и Советом целей тысячелетия в области труда, страна добилась больших успехов в ходе переходного периода.

В Мексике, начиная с середины 1980-х и вплоть до середины 1990-х годов, социальные партнеры периодически выступали в качестве инициаторов рассмотрения серьезных экономических проблем, с которыми сталкивается страна. В середине 1980-х годов в Уругвае и в начале 1990-х годов в Чили социальный диалог стал катализатором реставрации демократического порядка и экономических реформ [8].

4. Влияние социального  партнерства на развитие предприятий. Сами предприятия обеспечивают собственный успех и не только с точки зрения прибылей, но и в более широком смысле, укрепляя свои контакты с акционерами, наемными работниками и их представителями, субподрядчиками, а также всеми заинтересованными сторонами, такими как потребители и местные общины. Фирмы и профсоюзные организации могут выступать в роли социальных партнеров, благодаря чему активными участниками этого процесса становятся все подразделения этой фирмы внутри страны, субрегиона или всего мира. Внутри компании социальное партнерство может носить различные формы согласованных между работниками и администрацией инициатив, которые в некоторых странах включают даже элементы принятия общих решений по целому ряду вопросов. На высокорентабельных предприятиях новые формы организации труда, такие как бригадные формы труда, многопрофильность, оплата по конечному результату, выравнивание иерархий и т.д. ведут к повышению производительности труда и рентабельности предприятий в том случае, если они применяются в совокупности, а не по отдельности [2].

5. Влияние социального  партнерства на совершенствование  методов корпоративного управления. В результате финансовых скандалов, затронувших ведущие компании мира, все настойчивее стали звучать требования о проведении реформ правил, применяемых к корпоративному управлению. Возможно, злоупотребления имеют меньшие масштабы, когда управляющие подотчетны не только перед своими акционерами, но также и перед организациями, представляющими работников, и другими заинтересованными сторонами [4].

Далее выявим, к какой модели социального партнерства относится социальное партнерство в России, что позволит определить его характерные особенности и отличительные черты.

 

 

2.2  Социальное партнерство  в Росси

 

Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки коренных преобразований со всей остротой потребовали от социологии, политологии, философии, экономической и юридической наук дать научное обоснование этому процессу, объяснить его плюсы и минусы, указать перспективы развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Тогда и возникло принципиально новое направление в российских социальных науках – социальное партнерство [16].

Термин «социальное партнерство» утвердился, прежде всего, именно в российской научной литературе и официальных документах. Общественная практика поставила перед российской наукой задачу – имея исторически незначительную практику регулирования новых социально-трудовых отношений, разработать теорию, определить перспективы развития этого нового феномена, обозначить основные признаки и факторы его функционирования в России. Социальное партнерство – это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости – экономической, социальной, правовой – вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников.

Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), организующей свою работу на принципах трипартизма – участия трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально-трудовых отношений. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года [6].

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.

Есть два подхода к этому противоречию: революционный (марксистско-ленинский) и реформаторский. Именно применительно ко второму способу мы говорим о социальном партнерстве, которое является важнейшим средством снижения уровня напряженности между трудом и капиталом, в обществе в целом.

Ученые АТиСО выделяют этапы и характерные черты становления системы социального партнерства в России следующим образом.

Первый этап. 1991 год – середина 1990-х годов. Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» провозгласил начало становлению социального партнерства в постсоветской России. Подавляющая часть общества не удовлетворена ходом рыночных реформ.

Второй этап. Середина 1990-х годов – 2002 год. Укрепление законодательной базы социального партнерства. Принятие федеральных законов «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1 мая 1999 года), региональных законов «О социальном партнерстве».

Развитие трехстороннего взаимодействия, прежде всего, на региональном уровне. Активное формирование объединений работодателей на региональном уровне.

Профсоюзы постепенно определяют свое место в условиях рынка, происходит осознание их роли в новых условиях.

Третий этап. 2002 год – по настоящее время. Социальная переориентация государственных приоритетов (общенациональные проекты). Начал действовать Трудовой кодекс РФ (1 февраля 2002 года), новая редакция – с 1 октября 2006 года. Законодательное признание социального партнерства – 2 раздел Трудового кодекса РФ [16].

Формирование многоуровневой системы социального партнерства. Принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей» (27 ноября 2002 года) и активизация деятельности крупных объединений работодателей на федеральном уровне с внутренней территориально-отраслевой структурой. Российская модель социального партнерства основывается на:

- общих закономерностях и общих принципах социального партнерства, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране;

- международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений;

- рациональном использовании мирового опыта становления и развития социального партнерства в российской практике с обязательном учетом российской специфики;

- учете новых факторов и явлений, которые привносят в практику социального партнерства отечественный опыт и современные реалии.

Если национальную (общегосударственную) модель социального партнерства рассматривать как зафиксированный определенный опыт с выявлением основных тенденций (векторов) его развития, то сущностное содержание российской модели можно выразить в следующих чертах.

Во-первых, специфика положения, роли и форм деятельности каждого из субъектов системы социального партнерства. Например, содержание, характер и границы участия государства в регулировании социально-трудовых и иных отношений. Это участие характеризуется традиционно высокой ролью государства как основного субъекта в формировании социальной политики, как выразителя, представителя и защитника интересов общества в целом. В Концепции социального государства, разработанной по инициативе Академии труда и социальных отношений, отмечено то, что социальное партнерство является важнейшим принципом общественных отношений в социальном государстве.

Следует отметить недостаточную структурированность российских работодателей, их низкую социальную ответственность. Столь же специфичны российский опыт и роль в социальном партнерстве других его субъектов. Профессиональные союзы имеют относительно высокую численность, более полно, чем в других странах, представляют права и интересы работников. Вместе с тем следует отметить неизжитую до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.

Во-вторых, специфика российского опыта заключается в расширительном толковании сфер общественных отношений, регулируемых на принципах социального партнерства: это не только социально-трудовые, но и связанные с ними экономические и политические отношения.

В-третьих, в России складывается одна из самых сложных в мире систем социального партнерства, она отличается своим многоуровневым характером, значительной структурированностью. Согласно Трудовому кодексу РФ, российская система социального партнерства насчитывает шесть уровней и семь видов соглашений.

Наконец, в-четвертых, специфично законодательное обеспечение функционирования системы социального партнерства в России, что, в частности, выражается в относительно небольшом числе ратифицированных конвенций МОТ и многоуровневости законодательного обеспечения. Законодательная база российской практики социального партнерства - одно из слабых мест нашего опыта [6].

В содержании взаимодействия субъектов социального партнерства ожидается наполнение соглашений более конкретным содержанием, установление определенной «планки» взаимоотношений в социально-трудовой сфере. Социальное государство будет передавать часть своих полномочий в регулировании социально-трудовой сферы в систему социального партнерства. Наряду с развитием существующих функций социального партнерства наметился их выход за пределы сферы трудовых отношений в сторону вопросов приватизации, участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ) [14].

Информация о работе Система социального партнерства за рубежом, её основные модели