Система управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются
следующие:
• Формализация методов и процедур отбора кадров;
• Выдвижение молодых и перспективных работников;
• и многое другое.
Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления
производством при становлении рыночной экономики.

Содержание

Введение
1. Построение системы управления персоналом
2. Зарубежный и отечественный опыт построения систем управления персоналом
2.1. Системы управления персоналом
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Кадровая политика.docx

— 126.48 Кб (Скачать файл)

Изложенные направления  изменений, происходивших в систему  управления персоналом американских компаний, справедливы во многом и для компаний Японии.  Однако, несмотря на наличие  сходных процессов, управление персоналом является наиболее характерной областью деятельности, в рамках которой японские компании наглядно демонстрируют  качественное отличие своего практического опыта  от американского.

В японских компаниях большую  роль играет отел кадров, т.к. на него возложена  функция подбора и расстановки  персонала. Тогда как на американских компаниях  собеседование проводит менеджер, к которому нанимается кандидат. Большое значение японские управляющие придают справедливому отношению к работнику, т.к. в ряде случаев управляющие, руководствуясь благими намерениями, предпринимают меры, справедливые  по отношению к одним работникам и несправедливые по отношению к другим. Поэтому ценится в управляющих умение выслушать проблемы подчинённого, вникнуть в них и решить проблему. В противоположность этому американские менеджеры,  решая подобные проблем, применяют шаблонные приёмы.Одной из ключевых проблем управления на американских компаниях является преодоление обособленности подразделений, в которых наблюдается тенденция к зацикливанию на своих задачах и недооценке важности контактов с другими подразделениями. В результате снижается общая эффективность.

Всё это подробно представлено в таблице 1.

Японская система управления нацелена не на получение в ближайшее  время прибыли, а на обеспечение  стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперёд.

Одно из направлений совершенствования  управления человеческим фактором является концепция «реинжиринга» (основатели этой концепции Майкл  Хаммер и Джеймс Чампл). Авторы считают, что в современную эпоху организации необходимо создавать путём объединения отдельных операций и производственных функций в целостные процессы, которые уже не будут разделяться между различными структурными отделами. Соответственно, обеспечение каждого такого процесса (от входа его в организацию до его выхода) будет осуществляться одним работником или группой. При этом все члены команды должны быть способны не только к выполнению всего цикла операций, но и полностью взаимозаменяемы. В силу этого фирма должна готовить работников, ориентированных на целостный производственный процесс. Тогда, как традиционная система управления базировалась на развитой системе разделения труда, т.е. производственный процесс разделяется на отдельные операции, выполняемые различными членами организации.

Реинжиринг - нацелен на быстрые и принципиальные изменения, решительное отбрасывание всего неэффективного. Тогда как прежние системы ориентированы на постепенные и небольшие изменения, на отдельные улучшения  и поправки.

2.1. Системы управления  персоналом.

Рассмотрим конкретные примеры  систем управления персоналом. International Business Machines (IBM) (США)

Фирма занимается выпуском электронно-вычислительной техники. В  своей деятельности ориентируется  на принципы:

Уважение к человеку, его  правам и достоинству. Это основополагающий принцип компании. Руководствуясь им  фирма:

- Помогает своим сотрудникам  развивать творческие способности  и использовать их наиболее  эффективным способом.

- Оплачивает труд сотрудников  и обеспечивает их продвижение  в зависимости от их вклада  в общее дело.

- Обеспечивает установление  двухстороннего контакта между  руководителем и подчинённым,  предусматривающего беспрепятственное  рассмотрение спорных вопросов  и их справедливое решение. 

В основе системы управления персоналом лежит  принцип уважения к  личности, проводится политика гарантированной  занятости в период экономического спада, демократическая форма общения, проводится проф. обучение.

Политика гарантированной  занятости не мешает использовать временных  работников, с которыми заключаются  контракты на твёрдо установленный  срок. В основном это работники  предпенсионного возраста или сотрудники, специальные знания и опыт которых особенно ценен.

Ожидается, что практика найма временных работников по контрактам будет расширяться. Она стала  распространятся на выпускников ВУЗОВ, что обеспечило прилив свежих сил в компанию.

Компания разработала  программу «сокращения персонала  без увольнения» во время экономического спада. Она избегала принудительного  увольнения. «IBM» использовала различные  компенсационные выплаты и оказывала  помощь при подборе нового места  работы, в том числе и на других предприятиях фирмы. Применялось также  материальное стимулирование  добровольного  увольнения  и досрочного выхода на пенсию. Программа проводилась  в 37 странах. Стоимость этих программ не превышала затрат, связанных с  увольнение работников на фирмах сравнимых  с «IBM». В результате проведения этой программы численность персонала  уменьшилась, но нежелательной атмосферы  общего страха удалось избежать.

Создание загородного  клуба, политика открытых дверей, обязательность проведения собраний и ежемесячный  опрос персонала, быстрое продвижение  по службе, выдвижение на руководящие должности своих сотрудников, ротация на одном месте не более 2-3 лет (правило трёхгодичной ротации линейных менеджеров в штаб-квартиру) всё это привело к тому, что  компания  является лидером на мировом рынке компьютеров, благодаря эффективной работе персонала.

«Всё дело в людях», гласит плакат офиса в Нью-Йорке с  фотографиями всех служащих. Люди на всех уровнях организации, вплоть до самых низших, гордятся деятельностью фирмы. Вся история «IBM»- это история усиленной ориентации на человека, находящее своё применение в мельчайших деталях.

Политика открытых дверей, загородные клубы, простота общения, шумиха чествований, повышение квалификации, - всё это стиль и отличительная  особенность  фирмы.

Введена в эксплуатацию внутрифирменная  электронная сеть связи, включающая телестудию. Информационные передачи ведутся в рабочее время на всех 300 предприятиях. Передаётся информация о внутрифирменных аспектах деятельности, новости, происшествия, события в  отрасли и т.п. Каждый сотрудник в курсе дел IBM. Действует система непрерывного обучения. Примерно 5% годового рабочего  времени уходит на обучение. Результаты обучения могут привести к служебному росту и повышению зарплаты или премии. Разработана система премирования  в зависимости от результатов производственной деятельности.Раз в 2 года проводится  доверительный опрос персонала об их отношении к фирме и руководителю.Для руководителей кадровой службы организован двух недельный курс занятий по управлению персоналом. Его прохождению предшествует опрос каждого руководителя и его подчинённых о стиле его руководства. Кадровая политика направлена на сохранение целостности фирмы.

Распространён дистанционный  метод работы (аналог гибкого времени), означающий предоставление персоналу  возможности работать вне помещения  фирмы. А также предоставляется  работникам право работать на дому, используя гибкий график работы.Работают программы социальной помощи работникам и членам их семей, финансовой поддержки работников, участвующих в различных общественных и культурных программах. Социальная политика способствует росту производительности труда. Примеры социальных программ:

- предоставление права работать на дому;

- предоставление возможности использовать гибкий рабочий день. При таком режиме работы руководители вынуждены использовать прогнозирование и предварительное планирование, делегирование полномочий подчинённым, при этом у них  вырабатывается умение определять первоочередные задачи;

- организация досуга детей сотрудников, их медицинское обслуживание;

- предоставление помощи при смене места жительства;

- предоставление предпенсионного отпуска сроком до одного года ;

и др.

Фирма постоянно производит реорганизацию оргструктуры, создаёт конкурентные условия между подразделениями. IBM  поставила перед собой цель превратится в конгломерат автономных компаний, полностью отвечающих за результат производственно-хозяйственной деятельности, и контролируемых холдинг-компанией «IBM», которая сосредоточится на разработке инвестиционной политики по отношению к каждому из входящих в фирму автономных подразделений. Возможны три варианта реализации этой политики: 1) полная продажа акций автономных компаний, входящих в фирму; 2) частичная продажа акций; 3) сохранение автономных компаний в составе фирмы.На вновь созданных 13 самостоятельных фирмах в рамках «IBM» кадровые вопросы стали решаться самостоятельно. На кадровые службы возложены новые функции. Например, разработка и внедрение новых типовых краткосрочных контрактов и новой системы оплаты труда.  Работая с персоналом, управленцы должны вселить дух уверенности в правильности новой стратегии фирмы.В качестве премирования используют выдачу акций компании, что увеличивает ответственность работников за результаты своей деятельности.

Организация автономных  компаний приведёт к ликвидации нескольких уровней управления и позволит ускорить процесс принятия решения, позволит каждой компании стать  лидером  в профильном для неё товарном рынке.

«Мацусита» (Япония)

Основана в 1918 г. в городе Осака как небольшая частная  компания по изготовлению одного из видов  электротехнического оборудования. В настоящее время, став акционерной  компанией  «Мацусита», является крупнейшим в мире производителем бытовой электротехники. Компания является типичным представителем японского подхода к управлению, и  обладает чертами «мягкой» организации:

- круг обязанностей определён  примерно, и работник обязан выполнять  любую, связанную с основной, работу;

- содержание работы постоянно меняется;

- от исполнителя ждут  предложений по улучшению работы;

- формальных инструкций  мало, а те, что существуют, не  всегда исполняются.

«Мацусита» применяет организационную структуру с двойным подчинением. Руководители подразделений фирмы отчитываются как по вертикали (перед президентом  компании), так и по горизонтали (перед вице-президентом, возглавляющим продуктовую группу). Неоднозначность определения должностных  обязанностей «Мацуситы» питается несколькими источниками: система оплаты труда не привязана к должности, а  зависит от квалификации и выслуги лет; групповое решение проблем и участие в их   выработке персонала; широко распространена система письменных рационализаторских предложений. Решения принимаются медленно, но выполняются быстро, т.к. каждый, кого оно касается, уже знаком с ним в деталях.

Рис.1 Организационная структура с двойным подчинением, применяемая на фирме «Мацусита».

Миссия «Мацуситы» – «Способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода электроприборами».Организационная структура построена по продуктовому принципу. Структура фирмы базируется на «бизнесе оптимальных масштабов». Способность человека управлять имеет определённые пределы, поэтому необходим постоянный поиск оптимального масштаба бизнеса, позволяющего эффективно управлять. В децентрализованной компании президент должен контролировать управляющих отделениями. Эффективное средство для этого – система управленческого контроля.

Большое внимание уделяется  системе ценностей и целей  организации. Укрепляется чувство  самоотождествления с целями компании у каждого. На фирме разработана целостная система управления инновационными предложениями. Её принцип: много небольших умов эффективнее, чем несколько больших умов.Каждый год 5% сотрудников (из них 1/3 управляющие) перемещаются из одного отделения в другое, в котором они закрепляются до своего следующего продвижения по службе.Отдел кадров жёстко контролирует решения руководства отделения о приёме на работу служащих с высшим образованием  и следит за их успехами. Фирма «Мацусита» сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию.

Продвижение по службе для:

- рабочих – по принципу  иерархии должностей;

- служащие – параллельная  служебная лестница (одновременно  с иерархической лестницей выстраивается  параллельная цепочка из различных  званий, присваиваемых квалифицированным  специалистам, занимающимся профессиональными  задачами, а не административной  работой);

- высших руководителей  – система двух иерархий (должностей  и статусов). Иерархия должностей  состоит из: главы предприятия,  главы отдела, главы сектора, группы  и т.п. Иерархия  профессионального  статуса: главный инженер, зам.  главного инженера, старший инженер  и т.п. 

Продвижение по статусу происходит в соответствии со стажем работы в  компании автоматически. Повышение  по должности учитывает личные способности  и рвение, содержание работы и её результативность и т.д., т.е. скорость продвижения индивидуальна и  различна в зависимости только от  личных качеств. Между уровнем должности  и уровнем статуса есть определённое соответствие. Но работник может продвигаться по иерархии  статусов, при этом оставаясь  на прежней должности.

 «Siemans AG» (Германия)

Фирма «Сименс» является одной  из старейших промышленных компаний мира. Она была  основана в 1847 г. изобретателями Дж. Халске и В. фон Сименс как небольшая мастерская с числом занятых 10 человек. Фирма относится к числу лидеров по производству радиоэлектронной и радиотехнической техники.Матричная структура управления, применяемая на фирме, обеспечивает определённый контроль над деятельностью каждого департамента (их всего 17), как со стороны продуктовых, так и со стороны региональных управляющих, отчитывающихся пред центральным управлением. Каждый департамент автономное подразделение. Обеспечена связь со всеми уровнями компании, как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие этого  возможен доступ ко всем ноу-хау компании и взаимодействие со специалистами всех сфер деятельности, объединённых в единой оргструктуре.Анализ кадровой политики поставлен во главу угла исследований собственной деятельности. У персонала исключительное значение при реализации стратегических планов. Анализ структуры и организации кадров позволяет фирме определить  и установить многие недостатки производства.Создана система моральных и материальных стимулов качественной работы в противовес администрированию.

Основные принципы:

-  Создание системы  материальных стимулов;

- Обеспечение отношения  к работникам  как к самостоятельным  исполнителям;

- Обеспечение широких  возможностей продвижения по  службе;

- Создание системы подготовки  кадров;

-  Рост спроса на квалифицированную рабочую силу по мере расширения применения на производстве гибких автоматизированных систем, позволяющие выпускать различные виды изделий без замены оборудования.

Информация о работе Система управления персоналом