Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:02, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей японской системы подготовки кадров.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осветить особенности японской системы подготовки кадров, а именно:
- Философию японского управления
- Японскую систему управления трудовыми ресурсами
- Особенности подготовки кадров
Япония не является
исключением. Обычно и здесь
сторонники общего образования
добиваются превосходства.
Анализ развития
и современного состояния
Профессионально-техническое обучение как отрасль образования имеет отношение к подготовке рабочих профессий. Оно обычно отпочковывается от общеобразовательной школы, когда экономика начинает испытывать нужду в обученных кадрах. В Японии такая нужда дала себя знать в начале 90-х годов прошлого века. Именно в этот период в стране начала складываться система школ профессиональной подготовки.
На первых порах в
них зачисляли выпускников
В 1899 году по
вопросам профессионально-техни
В этих школах устанавливался четырехлетний срок обучения. Условием поступления в профессионально-технические школы объявлялось получение неполного среднего образования. Несмотря на столь широкую сеть их распространения, в послевоенные годы, когда японская экономика начала демонстрировать беспрецедентно высокие темпы роста, в стране все же обозначился дефицит обученного персонала. Принятая правительством программа «обучения на производстве», построенная на американский манер, оказалась недостаточной. В 1958 году был принят закон о профессиональной подготовке рабочих. Правительственные организации создали «Японскую ассоциацию профессионально-технического обучения» («Нихон сангё кунрэн кисе»), которая стала осуществлять методическое руководство обучением рабочих в специальных центрах, а также консультирование фирм по вопросам соответствующей подготовки персонала.
Японская молодежь
знакомится с основами
Следует сказать,
что занятия по всем
Там, где в Японии усваивают тончайшие профессиональные навыки, сам процесс обучения больше походит на сеансы релаксации: учащихся приучают к тому, чтобы они не напрягались, не суетились и не боялись совершить ошибки. Инструкторы практического обучения, сами будучи первоклассными умельцами, дают своим ученикам уяснить довольно простую истину: чем сильнее человек старается избежать ошибок, тем чаще он их допускает. Ведь боязнь совершить ошибку порождает напряженность, сковывает мышцы, что неизменно выливается в целую гамму отрицательных эмоций. В итоге — преждевременная усталость, неловкость и в конечном счете раздражение. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, в процессе обучения добиваются безупречной отработки всех элементов трудовых действий. Именно такого рода методика испокон веков культивировалась в японских частных школах-студиях, где обучали каллиграфии, живописи, боевому искусству. Многое из того, чем владели методисты прошлого, перенеслось в систему профессионально-технического обучения.
Японцы любят
обучаться долго и обстоятельно
Данный принцип построения программ характерен для любой специальности. В зависимости от срока подготовки изменяется лишь время, отводимое на отработку отдельных тем. Соотношение же частей программы остается неизменным. Таким образом, и в обучении специалистов рабочих профессий опять-таки преобладает общеобразовательная подготовка.
На японские
предприятия приходит молодой
обученный персонал, имеющий прочную
общую подготовку и
Известно, что сама
идея производственного
Схема производственного
обучения на японских
Тем не менее можно выделить нечто общее, что свойственно большинству фирм, и даже найти наиболее типичную схему.
Всех нанятых, как правило, собирают вместе и приучают к атмосфере фирмы. Новичков обычно поселяют в специальных гостиницах, где они «притираются» друг к другу, усваивают коллективные нормы поведения. Работник, не развивший в себе чувства коллективизма, считается в Японии неэффективным. Поэтому в период адаптации прежде всего обращается внимание на подбор рабочих групп. Методика адаптации разработана японской ассоциацией профессионально-технического обучения. На многих крупных компаниях действуют специальные подразделения, ответственные за реализацию данной методики. В своем практическом воплощении она представляет собой начальную фазу культивирования у рядовых работников вполне определенных слагаемых «корпоративного духа» фирмы.Только по завершении адаптационного курса, длящегося обычно 10—12 дней, вновь принятых начинают знакомить с технической стороной их будущей деятельности, т. е. с рабочим местом, его оснащением, системой производственных операций.
Ознакомительная
техническая ориентация новичко
Техническая ориентация
обычно начинается с изучения
соответствующих инструкций. Как
правило, такие инструкции
Отработка практических
навыков у новичков
а) сначала до
автоматизма отрабатываются
б) затем усвоенные действия сливаются в единый процесс управления агрегатом;
в) наконец, осуществляется шлифовка навыков управления и доведение их до автоматизма;
г) после этого обучаемые переходят на реальные механизмы и под руководством наставников начинают выполнять облегченные задания;
д) как только обучаемые достигнут намеченных уровней умения совершать индивидуальные операции, их объединяют для комплексного обучения. Это уже качественно новая фаза обучения.
Комплексное обучение
преследует две цели. Это, во-первых,
отработка групповых операций
рабочего комплекса станков и
агрегатов. Во-вторых, сплочение
рабочих групп, точнее, осуществление
мероприятий по обеспечению
Рабочие, допущенные к самостоятельному труду, с самого начала уясняют себе тот факт, что их успех на рабочем месте во многом будет зависеть от того, как они станут в дальнейшем продвигаться в области совершенствования своих технических знаний и навыков. Концепция «образование в течение всей жизни» вдохновляет их на овладение все новыми и новыми высотами мастерства. На японских предприятиях этим целям служат целенаправленные курсы лекций, конференции, различного рода встречи по обмену опытом. Рабочему при этом постоянно внушают мысль о недопустимости ограничиваться в работе только заботами сегодняшнею дня, о необходимости заглядывать в будущее. Применяются такие методы преподавания, которые помогают перебросить мостик из настоящего в будущее. Эти методы направлены на разностороннюю тренировку творческих способностей работника, они воспитывают у него устремленность в будущее, самостоятельность, желание ставить и решать все новые и новые проблемы.
Частным примером
здесь могут служить методы
анализа конкретных
Каждая крупная
фирма располагает рядом
Таков путь продвижения всех работников крупных фирм. На мелких фирмах, где число работающих невелико, просто не имеется возможности держать обучающиеся резервы. Продвижение там регулируется главным образом выслугой лет.
Кандидаты на
выдвижение, обычно уже опытные
работники с 10-летним стажем
лояльной службы на фирме,
Назначенный бригадиром сразу же проходит курс ориентации по новой должности и включается в практическую работу как лидер малой рабочей группы. Одновременно с накоплением опыта руководства бригадир совершенствуется в теории: прослушивает лекции по педагогике («Как обучать?») и по психологии управления («Как управлять людьми?»). Через 5—7 лет положительно оцениваемого и признанного лояльным бригадира могут выдвинуть на должность мастера.