Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:30, курсовая работа
Построение систем анализа данных является важным направлением развития информационных технологий. В последнее время в связи с ростом числа накопленных данных в организациях и необходимостью принятия обоснованных управленческих решений интерес к этому направлению растёт. С помощью систем анализа данных могут быть решены следующие задачи: сбор всех необходимых для анализа данных в одном месте с согласованием форматов и удалением ошибок, интерактивный просмотр этих данных аналитиком, автоматическое извлечение закономерностей из данных. Всё это позволяет в каждый момент времени иметь полную информацию об организации и эффективно принимать управляющие решения.
Оглавление
Информационные аналитические системы (ИАС) – это наука, которая использует информационные системы для проведения аналитического анализа деятельности предприятий и организаций.
Построение систем анализа данных является важным направлением развития информационных технологий. В последнее время в связи с ростом числа накопленных данных в организациях и необходимостью принятия обоснованных управленческих решений интерес к этому направлению растёт. С помощью систем анализа данных могут быть решены следующие задачи: сбор всех необходимых для анализа данных в одном месте с согласованием форматов и удалением ошибок, интерактивный просмотр этих данных аналитиком, автоматическое извлечение закономерностей из данных. Всё это позволяет в каждый момент времени иметь полную информацию об организации и эффективно принимать управляющие решения.
Информация всегда играла важную роль в управлении. Но только при создании ИАС она становится ключевой. Происходит это потому, что традиционные системы управления, действуя в условиях информационного барьера, используют в основном информацию, обобщающую состояние производства в крупных подразделениях и за значительный период времени. Но обобщенные сведения не всегда точны, да и готовятся они довольно редко.
Целью курса «Информационно-аналитические системы» (ИАС)» является изучение студентами проблематики автоматизации анализа информационной подготовки принятия управленческих решений с использованием современных информационных технологий на основе применения инструментальных средств широкого назначения и специализированных пакетов прикладных программ; освоение основ участия в разработке и сопровождении информационных хранилищ, технологий оперативного и интеллектуального анализа данных, отражающих деятельность предприятий в различных предметных областях.
Основной задачей курса является приобретение студентами прочных знаний и навыков, определяемых целью курса. Должно быть сформировано представление о содержании аналитической работы, необходимо получить знания технологии создания и сопровождения ИАС на основе использования современных инструментальных средств, приобрести навыки аналитической работы.
Мировой опыт передовых предприятий показывает, что управление предприятием будет эффективным, если будут выполняться восемь принципов менеджмента качества, положенных в основу ГОСТР ИСО 9001-2008.
Принцип 1 - Ориентация на потребителя (п.5.2 МС ИСО 9001:2008)
Потребители - главный источник прибыли организации. Поэтому нельзя ограничиваться простым удовлетворением формальных требований потребителя, зафиксированных в договоре, технических условиях или иных документах.
НАДО ПЫТАТЬСЯ ПРЕДУГАДАТЬ НЕВЫСКАЗАННЫЕ ЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПОСТАРАТЬСЯ УДОВЛЕТВОРИТЬ ИХ.
ИСКРЕННЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ЭТОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ ВАЖНЕЕ САМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Применение этого принципа предполагает:
• понимание всего диапазона потребностей и ожиданий потребителя относительно продукции, дисциплины поставки, цены, надежности и т.д.;
• обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных лиц (владельцев, сотрудников, поставщиков местного сообщества и общества в целом);
• доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всех в организации;
• измерение удовлетворенности потребителя и соответствующие действия на основе результатов этого измерения;
• управление отношениями с потребителем.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
•для формулировки политики и стратегии - потребности потребителя и других заинтересованных сторон становятся понятными для всех в организации;
• для установления целей и показателей - достигается непосредственная связь этих целей и показателей с потребностями и ожиданиями потребителя;
• для оперативного управления - улучшение показателей организации ведет к удовлетворению потребителя;
• для управления людскими ресурсами - гарантируется, что персонал знает требования потребителей организации и умеет их удовлетворять.
Принцип 2 - Лидерство руководителя.
Никакое серьезное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя лидерские функции.
Руководитель - лидер по улучшению деятельности предприятия должен быть морально чистым, честным, открытым человеком - необходимое условие для внедрения СМК на предприятии.
Применение этого принципа предполагает:
• умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;
• понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них;
• принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, сотрудников, поставщиков, местное сообщество и общество в целом;
• формирование ясного видения будущего организации;
• формирование ценностей и этических ролевых моделей на всех уровнях организации;
• создание в организации атмосферы доверия;
• предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчетности;
• поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации;
• ведение открытого и честного обмена информацией;
• непрерывное обучение сотрудников;
• постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности организации;
• применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего организации;
• для установления целей и показателей - установленное видение организации трансформируется в измеримые цели и показатели;
• для оперативного управления - вовлеченные люди с делегированными полномочиями, достигая собственных целей, способствуют достижению целей организации;
• для управления людскими ресурсами - создается новая корпоративная культура, основанная на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности персонала.
Принцип 3 - Вовлечение людей.
Чем больше люди, работающие в организации, действуют во благо этой организации, тем более светлые перспективы открываются перед ней.
Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекать в процессы постоянного улучшения деятельности организации.
Современная организация - система взаимодействующих команд.
Применение этого принципа предполагает следующие действия со стороны персонала:
• принятие ответственности за определенный круг задач и решение возникающих при этом проблем;
• активный поиск возможностей для улучшений;
• активный поиск возможностей повышения уровня компетентности, знаний и опыта;
• свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп;
• сосредоточение на создании ценности для потребителей;
• новаторство и изобретательность при формулировании будущих целей организации;
• стремление к улучшению имиджа организации у потребителей, местного сообщества и общества в целом;
• получение удовлетворения от работы;
• энтузиазм в работе и гордость за принадлежность к своей организации.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - люди эффективно участвуют в улучшении политики и стратегии организации;
• для установления целей и показателей - люди, наделенные полномочиями, становятся "хозяевами" соответствующих процессов и целей организации;
• для оперативного управления - люди оказываются вовлеченными в принятие соответствующих решений и в процесс улучшения;
• для управления людскими ресурсами - повышается удовлетворенность людей своей работой и стремление к самосовершенствованию на благо развития организации.
Принцип 4 - Процессный подход.
Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы.
Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения сотрудников.
Применение этого принципа предполагает:
• определение такого процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
• определение и измерение входов и выходов этого процесса;
• выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса;
• выявление способа «общения» участников процесса с функциональными подразделениями организации;
• оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
• установление ответственности, полномочий и четких взаимодействий для управления процессом.
При разработке процесса рассмотрение его этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологии, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения запланированного результата.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - реализация определенных процессов приведет к более предсказуемым результатам, лучшему использованию ресурсов, более коротким временам циклов и меньшим затратам;
• для установления целей и показателей - понимание возможностей процессов порождает цели и показатели, вызывающие стремление к постоянному улучшению на основе непрерывного совершенствования;
• для оперативного управления - применение процессного подхода ко всем операциям дает снижение затрат, предупреждение ошибок, управление вариацией, сокращение времен циклов и более предсказуемые результаты;
• для управления людскими ресурсами - установление эффективных по затратам процессов управления (прием на работу, обучение, тренировка), согласование этих процессов с потребностями организации в квалифицированном персонале, обладающем большими возможностями для совершенствования.
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту.
Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности деятельности организации.
Системный подход, прежде всего, ведет к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, ее видением, стратегическими целями и Политикой в области качества.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения "проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия.
Это - процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями.
Системный подход ведет к пересмотру наших представлений об организации. Этот принцип, как и все остальные, ведет к пересмотру логики бизнеса.
Применение этого принципа предполагает:
• формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;
• структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
• понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;
• постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
• установление ограничений на ресурсы до начала действий.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - создание исчерпывающих и способствующих улучшению планов, которые связывают функциональный и процессный подходы;
• для установления целей и показателей - цели и показатели отдельных процессов согласуются с ключевыми целями организации;
• для оперативного управления - получение возможности широкого обзора эффективности процессов, ведущего к пониманию причин проблем и к своевременным действиям по улучшению;