Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:30, курсовая работа
Построение систем анализа данных является важным направлением развития информационных технологий. В последнее время в связи с ростом числа накопленных данных в организациях и необходимостью принятия обоснованных управленческих решений интерес к этому направлению растёт. С помощью систем анализа данных могут быть решены следующие задачи: сбор всех необходимых для анализа данных в одном месте с согласованием форматов и удалением ошибок, интерактивный просмотр этих данных аналитиком, автоматическое извлечение закономерностей из данных. Всё это позволяет в каждый момент времени иметь полную информацию об организации и эффективно принимать управляющие решения.
Готовая продукция поступает потребителю. Потребитель может выразить свое недовольство продукцией в виде рекламации и возврата продукции в установленный срок. Информация о рекламациях и возврата продукции поступает в блок «удовлетворенность потребителя».
Информация о ходе процесса изготовления, хранения, доставки и степени удовлетворения потребителя передается владельцу процесса для принятия управленческих решений. Принятие решений может быть двух видов: оперативное управление процессами на уровне исполнителей процесса
Владельцем процесса является лицо, которое имеет полномочия управлять четырьмя видами ресурсов:
- персонал;
- финансы;
- время;
- машины и оборудование.
Управление ресурсами осуществляется в том случае, если имеются обнаруженные несоответствия, по которым необходимо выполнить коррекцию – исправление брака, корректирующие действия – устранение причины несоответствия, предупреждающие действия – устранение причины потенциального несоответствия.
Имеется следующий замкнутый цикл информационных потоков.
Контрольные точки процесса являются источниками информации, которая собирается в блоке «информация о ходе процесса», группируется, анализируется, обобщается, выясняются факты появления несоответствий, выясняются причины несоответствий, предлагаются меры по устранению причин несоответствий.
Отчет по обработанной информации передается владельцу процесса для принятия управленческих решений. Владелец процесса управляет, выделенными ему ресурсами для выполнения процесса в заданных нормативах.
Результаты принятых управленческих решений отразятся в контрольных точках процесса и далее дойдут до владельца процесса, который может судить о достижении поставленных целей по нормализации производственного процесса. Затем цикл управления повторяется.
Для выявления причин возникающих проблем в выполнении процессов используют диаграмму Исикавы.
Диаграмма причины-следствия Исикавы - это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбной кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Диаграмма причины-следствия разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем.
Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях.
Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.
При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда.
Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. рис.5).
Рис. 5 - Принцип метода диаграммы Исикавы.
Преимущества метода
Недостатками могут быть
1. Проясняют и оговаривают
2. Отрабатывают более подробно
по каждой основной причине
возможные более подробные
3. Проверяют полноту: действительно
ли учтены все возможные
4. Выбирают более реалистичные
высказывания о причинах. Потенциальные
причины оцениваются в
5. Проверяют установленные самые
вероятные причины на
Приводим схему попарного сравнения важности факторов, влияющих на качество продукции, процессов и систем.
Допустим по каждой группе факторов были выявлены причины, влияющие на проблему.
Необходимо проранжировать эти причины и выбрать наиболее существенные из них.
Для этой задачи используем метод попарного сравнения причин.
Алгоритм попарного сравнения причин.
Шаг 1. Составляется матрица причин, состоящая из строчек и колонок с одинаковым обозначением причин.
Шаг 2. Сравниваются причины, находящиеся на строчках с причинами, находищимися в столбиках. Если влияния причин на проблему одинаковое, то ставится 1, если влияние причины, находящейся на строчке больше причины, стоящей на столбике, то ставится 2, в противном случае ставится 0.
Шаг 3. После заполнения первой строчки рассчитываются значения первого столбца по формуле аi1 = 2- a1j , где а - значения матрицы.
Аналогично заполняются значения матрицы второй строчки и расчитываются значения второго столбца.
Шаг 4. Вычисляются суммы по строчкам, которые показывают значимость причин.
Шаг 5. Ранжируются факторы по величине значимости.
Шаг 6. Строится диаграмма Парето с использованием значимости причин.
Пример реализации метода попарного сравнения причин см. табл. 3.
Таблица 3 - попарное сравнение причин
Причины |
Пр. 1 |
Пр. 2 |
Пр. 3 |
Пр. 4 |
Значимость |
Пр. 1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Пр. 2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Пр. 3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пр. 4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Построение диаграммы Парето см. табл. 4.
Таблица 4 – Исходные данные для построения диаграммы Парето
Причины |
Значимость |
Нак. Сумма |
Влияние, % |
Пр. 1 |
7 |
7 |
43,75 |
Пр. 2 |
4 |
11 |
68,75 |
ПР. 3 |
3 |
14 |
87,5 |
Пр. 4 |
2 |
16 |
100 |
Диаграмма Парето построена на рис. 6
Рис. 6 – Диаграмма Парето
Анализ диаграммы Парето показывает, что причины с номерами 1 и 2 вместе имеют около 70% влияния на проблему
Приводим Японскую схему управления предприятием по улучшению производственных процессов
Схема улучшения качества процессов показана на рис. 7.
Рис. 7 – Японская схема улучшения процессов
Более подробно об Японской схемы улучшения процессами можно почитать и произвести расчеты в папке Литература файле «Японская схема улучшения.xls»
Содержание АХД вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест (рис. 8).
Рис. 8 – Место экономического анализа в системе управления
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.
С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.
Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др.
С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Как функция управления АХД тесно связана с плакированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежит АХД в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов лля предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени.
При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства.
АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. Эта функция анализа — контроль за выполнением планов и подготовка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменения каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.
Большая роль отводится анализу в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует активизации инновационной деятельности, направленной на экономное использование ресурсов, выявление и внедрение передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждение излишних затрат, недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.