Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является изучение системы управления и содержания социальной подсистемы предприятия.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
раскрытие понятия социальная подсистема;
анализ социальной системы в ОАО «РЖД»;
выработать профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1 Социальная подсистема и управление ей…………………………….4
1.1 Понятие система……………………………………………………………..4
1.2 Понятие социальная система……………………………………………….5
1.3 Социальная подсистема…………………………………………………….6
1.4 Социальная подсистема организации как объект управления…………...7
Глава 2 Анализ социальной подсистемы ОАО «РЖД»………………….........9
2.1 Характеристика ОАО «РЖД» ………………………………………………9
2.2 Результаты исследования в ОАО «РЖД» …………………………………19
Глава 3 Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма. ……………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………............30
Список источников и литературы………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик т.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

 

Администрация городского округа Самара

Автономное муниципальное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления и информационных технологий

Кафедра «Управления персонала»

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине управление социальным развитием организации

 

Тема: «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ»

 

Студент 4 курса

группы 791 Д

Р. Тимаков

 Работа допущена к защите

                                                                                      ______________________

                                                                                          (подпись руководителя)

____________________

                                                                                                             (дата)

Научный руководитель                                 

                  К.и.н., доц. Г.А. Дудин

 

                                                                                    Работа Защищена с оценкой  

                                                                                      ______________________

                                                                                            (подпись руководителя) 

                                     __________________________

(дата)

                                                Самара 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….........3

 Глава 1 Социальная  подсистема и управление ей…………………………….4

1.1 Понятие система……………………………………………………………..4

1.2  Понятие социальная  система……………………………………………….5

1.3  Социальная подсистема…………………………………………………….6

1.4 Социальная подсистема организации как объект управления…………...7

Глава 2 Анализ социальной подсистемы ОАО «РЖД»………………….........9

2.1 Характеристика ОАО  «РЖД» ………………………………………………9

2.2 Результаты исследования  в ОАО «РЖД» …………………………………19

Глава 3 Профилактическая работа по предупреждению производственного  травматизма. ……………………………………………………………………..26

Заключение ………………………………………………………………............30

Список источников и литературы………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Социальная структура  организации формируется в процессе труда и зависит от факторов деятельности людей и включает такие элементы структуры как функциональную или  содержание труда, профессиональную, социально-психологическую  или межличностные отношения, управленческую или систему управления. Элементом  социальной структуры организации  являются производственные бригады  или коллективы.

Актуальность выбранной  темы данной работы заключается в выступлении организации как объекта социального управления. Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является организация. От деятельности организации зависит развитие государства.

Целью данного проекта  является изучение системы управления и содержания социальной подсистемы предприятия.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными  задачами являются:

  • раскрытие понятия социальная подсистема;
  • анализ социальной системы в ОАО «РЖД»;
  • выработать профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия, такие как Граждан В.Д., Франчук В.И., Гриценко Н.Н и Кишкель Е.Н. 

В первой главе изучается  понятие системы, социальной системы  и рассматривается социальная подсистема организации как объект управления.

Во второй главе приводится полный анализ ОАО «РЖД» и в частности социальной системы сформировавшейся в настоящее время.

В третьей главе описаны  недостатки и представлены рекомендации по совершенствованию социальной  системы в ОАО «РЖД».

Глава 1 Социальная подсистема и управление ей

 

    1. Понятие система

 

Система - это некоторая  целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад  в результат деятельности целого (системы).1

Существует достаточно много  определений системы, но большинство  исследователей сходится к тому, что  отличительными характеристиками системы  является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов  существования для сохранения системы).

К свойствам систем относят:

1. Свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

2. Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;

3. Свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

4. Свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

Для представления и описания системы используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

1. Состояние.

Этим понятием обычно характеризуют  мгновенную фотографию, срез системы  во времени (в какое-то время) или  во время остановки в ее развитии.

2. Поведение системы.

Если система способна переходить из одного состояния в  другое, то говорят, что она обладает поведением.

3. Равновесие.

Это понятие определяется как способность системы в  отсутствие внешних возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

4. Устойчивость.

Устойчивость - способность  системы возвращаться в состояние  равновесия после того, как она  была из этого состояния выведена внешними возмущающими воздействиями.

 

1.2  Понятие  социальная система

 

Термин «организация»  имеет два аспекта: деятельность и результат деятельности. Относительно результата деятельности под организацией понимают некое образование (объединение), ориентированное на достижение определённых целей.

В рамках системной методологии  понятие организации в широком  смысле тождественно понятию «система», под которым понимается набор  взаимосвязанных и взаимозависимых  частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.2 А ведь организация – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих целое.

Для начала необходимо выделить социальные системы. Это системы, образуемые комбинацией элементов трёх типов: «людей, вещей и идей в целесообразное единство».3 Другими словами, социальные системы – это всегда люди, объединённые определёнными целями.

Организациями принято называть именно социальные системы. Организация  представляет собой сознательно  координируемое социальное образование  с определёнными границами, которое  функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Любая хозяйственная организация, независимо от ее общих целей и  функций, является социальной системой. К их числу относятся социальные общности, производственные организации, социальные институты.

 

1.3  Социальная подсистема

 

Система может включать большой  перечень элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая, социальная подсистема.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.4

Система, в набор элементов  которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

Социальные организации  объединяют деятельность людей в  обществе. Взаимодействие людей через  социализацию создает условия и  предпосылки для совершенствования  общественных и производственных отношений.

Социальная сущность организации  проявляется в реализации своих  целей через достижение личностных. Без этого союза между целым  и элементами нет организации  как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что  нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.

Социальная подсистема охватывает так называемую социальную инфраструктуру организации - те элементы, которые обеспечивают выполнение социальных обязательств организации, например, столовую, службу организации отдыха, детский сад и подобное.

 

1.4 Социальная подсистема организации как объект управления

 

Социальная подсистема организации  является объектом управления, следовательно, ее необходимо рассматривать как  самостоятельную систему с присущими  ей связями и закономерностями. Поэтому  при разработке планов (долгосрочных, краткосрочных, среднесрочных) в обязательном порядке должны быть учтены показатели, характеризующие состояние социальной подсистемы организации. Как следует  из практики управления, на определенных этапах развития социальные параметры  могут играть приоритетную роль.

Успешное планирование в  значительной мере связано с учетом внешних факторов, оказывающих влияние  на функционирование организации. Классификацию  внешних факторов, влияющих на организацию, разработал Г.Б. Клейнер:

Первая группа факторов, дифференцируемых по характеру происхождения:5

• макроэкономические;

• мезоэкономические (т.е. связанные с деятельностью отраслей, рынков);

• микроэкономические (определяемые поведением отдельных организаций);

• наноэкономические (обусловленные поведением отдельных индивидуумов).

Вторая группа факторов —  по способу воздействия на организацию:

• сетевые (влияющие на организацию через партнерские связи разнообразного характера с точно известными адресатами);

• социальные («проникающие» в организацию через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересы, с одной стороны, инсайдеров, а с другой — так или иначе связанных с организацией граждан и групп — акционеров, руководителей банков, представителей муниципальных и федеральных органов и т.д. — всех заинтересованных в деятельности или бездеятельности организации субъектов);

• средовые (определяются социально-экономическим положением в стране, действуют не избирательно и не имеют конкретных и постоянных адресатов).

Современная социально-экономическая  ситуация демонстрирует, что игнорирование  социальных факторов ограничивает возможность  социальной реализации работника и  приводит к потерям в развитии организационно-технических инноваций. В свою очередь, игнорирование сетевых  факторов влияет как на функционирование отдельной организации, так и  на общество в целом. Особая роль организаций  в том, что они формируют особенности  поведения отдельных людей, что, в свою очередь, определяет базовые  характеристики государственного устройства и общества в целом.

 

 

Информация о работе Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях