Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является изучение системы управления и содержания социальной подсистемы предприятия.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
раскрытие понятия социальная подсистема;
анализ социальной системы в ОАО «РЖД»;
выработать профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1 Социальная подсистема и управление ей…………………………….4
1.1 Понятие система……………………………………………………………..4
1.2 Понятие социальная система……………………………………………….5
1.3 Социальная подсистема…………………………………………………….6
1.4 Социальная подсистема организации как объект управления…………...7
Глава 2 Анализ социальной подсистемы ОАО «РЖД»………………….........9
2.1 Характеристика ОАО «РЖД» ………………………………………………9
2.2 Результаты исследования в ОАО «РЖД» …………………………………19
Глава 3 Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма. ……………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………............30
Список источников и литературы………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик т.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

Руководители ряда подразделений  не делают выводов из имевших место  случаев электротравматизма, не занимаются работой по их предупреждению, в  результате аналогичные происшествия повторяются в одних и тех  же структурных подразделениях.

В связи с ухудшением работы по обеспечению электробезопасности  на местах центральная комиссия ОАО  «РЖД» провела внеочередную проверку, которая показала низкий уровень  знаний по электробезопасности у  ряда главных инженеров служб, отделений  и дирекций. И это притом, что  они являются ответственными за электрохозяйство и председателями комиссий по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Большинство случаев производственного  травматизма со смертельным исходом  в структурных подразделениях дирекций, вышедших из состава железных дорог, свидетельствуют о недостатках  в организации профилактической работы в период их становления.

Выявлены следующие характерные недостатки:      

-приоритет у руководителей структурных подразделений выполнения производственных и плановых заданий перед обеспечением безопасных условий труда работников;

-недостаточная вовлеченность руководителей, ИТР и производственного персонала подразделений в работу по охране труда;

-недостаточно организованная работа по воспитанию корпоративной культуры безопасности труда и ответственного отношения к здоровью работников среди руководителей среднего звена в структурных подразделениях;

-при производстве работ допускаются опасные ситуации, при этом руководители работ не обращают на это должного внимания и не принимают управленческих решений и корректирующих действий к их исправлению;

-комиссиями при расследовании происшествий не всегда выявляются ключевые причины, приведшие к травмированию работников, что не позволяет разработать меры, гарантирующие исключение их повторения;

-допуск к работе своевременно  не прошедших медицинское освидетельствование  работников, в том числе связанных  с движением поездов;

-недостаточные знания у руководителей структурных подразделений и командиров среднего звена вопросов охраны труда;

-невыполнение в полном объеме руководителями различного уровня Перечня основных работ по охране труда, определенного стандартом СТО РЖД 1.15.002-2008 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

На ряде железных дорог  недостаточно эффективно работает система  информации «Человек на пути». Руководителями подразделений и инструкторским составом локомотивных бригад при сопровождении  поездов по системе информации «Человек на пути» замечания практически  не выявляются, не в полной мере применяется  мотивация локомотивных бригад.

В хозяйстве перевозок  ревизоры движения (ДНЧ), имея исключительные возможности влиять на предупреждение травмоопасных ситуаций, не в полной мере вовлечены в работу по охране труда. В структурных подразделениях компании сменяемость инженеров  по охране труда составила около 50%. Основными причинами являлось возложение на них дополнительной, несвойственной им работы и неправомерное привлечение их к ответственности за неисполнение обязанностей руководителя.

Глава 3 Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма.

 

Статистика производственного  травматизма, проверки в дирекциях, вышедших из состава железных дорог, показали, что управление вопросами  охраны труда, в том числе предупреждения производственного травматизма, после  выхода их из состава железных дорог  не систематизировано и требует  корректирующих мер.

Для предупреждения производственного  травматизма на железных дорогах  для начала следует  разработать  планы по охране труда с учетом следующих  рекомендаций:

1. Разработка и планирование мероприятий по охране труда, включаемых в план, осуществляются работодателем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза или иного представительного органа работников.

К выполнению этой работы нужно привлечь службы охраны труда РЖД в каждом филиале. При необходимости, для проведения консультаций по разработке и планированию мероприятий в установленном порядке привлекаются специалисты отдела охраны труда Департамента по управлению персоналом и кадровой политике Администрации городского округа.

2. Мероприятия должны предусматриваеть решение следующих основных задач:

- обеспечение в установленном  порядке обучения, инструктажа и  проверки знаний работников по  вопросам охраны труда;

- информирование работников  об условиях и охране труда  на рабочих местах, о риске  повреждения здоровья и полагающихся  им компенсациях и средствах  индивидуальной защиты;

- устранение (снижение) профессиональных  рисков, улучшение условий и охраны  труда;

- сокращение численности  работников, занятых во вредных  и (или) опасных условиях труда,  тяжелым физическим трудом;

- обеспечение работников  санитарно-бытовыми помещениями  до установленных норм, оснащение  их необходимыми устройствами;

- обеспечение средствами  индивидуальной защиты (их содержание), смывающими и обезвреживающими  средствами;

- проведение обязательных  медицинских осмотров работников.

3. Разработка и планирование  мероприятий осуществляются на  основе нормативных правовых  актов по охране труда и исходных данных о состоянии условий охраны труда в организации.

Для решения этой задачи в РЖД следует провести следующие  мероприятия:

- анализ состояния и  причин производственного травматизма,  профессиональной и производственно  обусловленной заболеваемости;

- результаты аттестации  рабочих мест по условиям труда,  паспортизации санитарно-технического  состояния условий и охраны  труда; 

- анализ обеспечения рабочих  мест, работников необходимыми средствами  защиты, а также средствами обеспечения  обучения и инструктажа, проверки  знаний работников по вопросам  охраны труда;

- результаты технических  осмотров, освидетельствований, испытаний,  экспертизы технического состояния  объектов (зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов и других), другая документация организации  по вопросам охраны труда (приказы,  распоряжения, акты, протоколы, журналы  административно-общественного контроля  и другое), а также требования  безопасности, изложенные в эксплуатационной  и ремонтной документации изготовителей  оборудования, используемого в организации;

- предписания уполномоченных  государственных органов надзора  и контроля, службы охраны труда,  других служб работодателя, заключения  специалистов отдела охраны труда  Администрации городского округа, представления уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов;

- предложения структурных  подразделений и служб организации,  профсоюза, а также отдельных  работников.

Так же рекомендуется усовершенствовать  инструкцию по охране труда с учетом следующих рекомендаций:

  • Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.
  • Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.
  • Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при её отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учётом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.
  • Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.
  • Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работником представительного органа.
  • Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь разработчикам.
  • Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.
  • Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Отдел по охране труда РЖД  должен учесть рекомендации провести анализ производственного травматизма  и на основе выявленных недостатков  усовершенствовать инструкции и  провести мероприятия по предупреждению производственного травматизма в РЖД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Организация, развивающаяся  социальная система, и к ней применимы  все законы и принципы групповой  динамики.

В организации всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой  задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.

Итак, организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный  эффект. Суть этого эффекта - прирост  дополнительной энергии, превышающей  сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию  как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным  элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и  большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и  пределы управляемости.

Оценка фактического состояния  условий труда по степени вредности  и опасности производится на основе сопоставления результатов измерений  всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и  напряжённости трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. По результатам таких сопоставлений  определяется класс условий труда, как для каждого фактора, так  и для рабочего места в целом.

Изучив ОАО «РЖД» можно  прийти к выводу, что условия труда  там травмоопасные и тяжелые. Поэтому проблемам обеспечения  безопасных условий труда в компании, как и прежде, уделяется повышенное внимание.

Подтверждением этого  стало снижение уровня производственного  травматизма на 4%. За такой динамикой  стоит последовательная, планомерная работа, которую проводят руководители всех уровней и специалисты по охране труда по целому ряду направлений: разработка нормативно-правовой базы, приведение рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, обучение персонала, профилактика травматизма и т.д.

Все это говорит о том, что условия труда рабочих  постепенно улучшаются, несмотря на то, что проблемы с производственным травматизмом остаются.

Поэтому в целом по компании можно отметить тенденцию улучшения  социальной среды за счет ее фактора  – условий труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

  1. Источники

 

  1.  Постановление  Правительства РФ от 18.09.2003№ 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»
  2. Постановление  Правительства РФ от 18.05.2001№ 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  4. Положение «о порядке обеспечения работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и функциональных филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода» от 19 сентября 2006 года N ВП-8343
  5. Распоряжение от 19 декабря 2006 г. N 2495р «Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве при организации перевозок грузов»

 

  1. Литература

 

  1.  Граждан В.Д. Социология управления: учебник. – М.: КНОРУС, 2009.
  2. Гриценко Н.Н. Основы социального государства. – М.: Социальные отношения, 2004.
  3. Гулиев М.А.Социология и психология управления: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  4. Захаров Н.Л.Управление социальным развитием организации. – М.: Инфра-М, 2006.
  5. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.
  6. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - №5. С 7-12
  7. Российские железные дороги// http://rzd.ru/
  8. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991.

 

 

 

 

 

 

1 Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991. С. 6.

Информация о работе Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях