Собственность. Формы и виды собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность – это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт. Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества предоставление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природы, а социальной ее основы. Человек живет, производит и использует результаты труда в тесном взаимодействии с другими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Экономическое и юридическое содержание собственности. ………………...4-6
2. Формы и виды собственности. …………………………………………………..6-8
3. Частная собственность. …………………………………………………………...8-
3.1 Единоличная частная собственность. ………………………………………….
3.2 Партнерская собственность. …………………………………………………..
4. Коллективная собственность. ……………………………………………………
5. Государственная собственность. …………………………………………………
6. Критерии эффективности преобразований собственности. …………………
7. Преобразования собственности в Советской экономической
системе. ………………………………………………………………………………
8. Основные особенности преобразования собственности в переходный период…………………………………………………………………
9. Этапы российской приватизации. ………………
10. Заключение. ………………………………………………………………………..
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

  В 1989 г. был принят ряд нормативных актов об аренде. Их увенчал за­кон "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде". Этот закон содержал правовую основу для перераспределения прав  собственности и для изменения форм собственности. В нем впервые законодательно разрешалось заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллектива­ми арендованного имущества. На практике аренда вылилась в расширение прав трудовых коллективов в управлении, использовании хозрасчетного дохода. Но аренда как имущественный найм имела больше формальное значение, а арендная плата была либо символической, либо вообще не взималась.

   В 1990-1991 гг. в СССР была создана законодательная база для перераспределения прав собственности и преобразования форм собственности. Были приняты "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (31 мая 1990 г.) и целый ряд законов и иных нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений. В их числе и те, которые создавали законодательную базу для приватизации и предпринимательства, в том числе закон "Об основах разгосударствления и приватизации в СССР" от 01. 08. 91 г.

     Преобразование собственности в СССР, таким образом, имело свою особенность и свою логику, которую необходимо хотя бы коротко отметить: во-первых, предполагались различные формы преобразований государственной собственности. Разгосударствление предполагало перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности. В смене форм собственности предусматривалось превращение государственной собственности в другие формы негосударственной собственности (коллективной, семейной). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления (но не как единственная и исключительная форма преобразований собственности). Во-вторых, приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации предоставлялось трудовым коллективам. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли принимать решения об очередности задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являются особенностью союзного подхода к важнейшему направлению экономической реформы. А особенности союзного варианта преобразования государственной собственности можно определить следующими признаками: постепенность, добровольность, многообразие форм, приоритетные права трудовых коллективов. Главной особенностью такого подхода была ориентированность на критерий экономической эффективности. Перераспределение прав собственности, преобразование форм собственности и перераспределение экономической власти не были доминирующими в союзном варианте преобразований. Процесс преобразований по союзной модели не успел развиться, поскольку прекратило существование само государство, которое создавало нормативную базу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Основные особенности преобразования  собственности в переходной экономике  России.

    Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".

В чем состояли основные особенности российского процесса  приватизации?

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская  модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были  заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. К лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств   предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации Капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от ре­ального государственного имущества основной массы населения.

Реальные  результаты приватизации состояли в  массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права  частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс  был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следующим образом.

Доля предприятий  в государственном и частном  секторах экономики России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятидесяти  процентный рубеж частной собственности  по количеству предприятий был преодолен  в середине 1995 г.

5. Форсирование развития фондового  рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно прива­тизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые ак­ционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором раз­вития фондового рынка,

 

   Первоначальное распределение акций осуществлялось в следующем порядке. По первому варианту льгот для трудовых коллективов разрешалось при­обретение по затратной подписке: 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных акций и 5% акций составлял опцион для руководства предприятия. По второму варианту льгот — 5) % голосующих акций для членов трудового коллектива. По третьему варианту — 20% для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20% — для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке.

   Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в по­рядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсо­вое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением то­му служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде про­изводства на предприятиях. Тем не менее, сегмент фондового рынка, порож­денный акциями приватизируемых предприятий, явился важным катализато­ром рыночных преобразований особого типа. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г.

 

 

 

9. Этапы российской приватизации.

Если рассматривать  приватизацию в динамике, то  можно  выделить следующие основные этапы:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.

4. Залоговые  аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре­зервирует средства на возвращение кредитов. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил Указ Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности" от 31 августа № 889.

    Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

   Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, даю­щая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

  К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую "вползли"  практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая це­лые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должни­ками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

  Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и не просчитанных по экономическим результатам решений.

 

10. Заключение.

     Итак, Подводя итог рассмотрению собственности как экономической категории, можно сказать, что на современном этапе развития экономики она играет колоссальную роль в становлении и развитии социально-экономических отношений. Именно отношениями собственности предопределяется характер взаимоотношений отдельных субъектов на фоне многообразия современных форм собственности.

      Необходимость смены форм собственности увязывается с уровнем развития производительных сил. Если прежняя форма собственности сковывает развитие производительных сил и формирует новый субъект, заинтересованный в технологическом прогрессе, смена господствующих форм собственности становится объективной экономической необходимостью. Смена форм собственности имеет огромную формационную и преобразующую силу.

       Подводя итог исследования категории «собственность», следует сказать о том, что на современном этапе развития она играет огромную роль в становлении и развитии социально-экономических отношений и действительно является ключевой в отношениях экономических субъектов по поводу присвоения, владения и пользования благами. Необходимо отметить ряд моментов, всецело характеризующих категорию «собственность».

     Собственность рассматривается в экономическом и юридическом аспектах, что указывает на структурную сложность данного явления. Определяющим элементом собственности в экономическом смысле являются отношения собственности, в рамках которых определены объект и субъект собственности. Существуют 4 основных вида отношений собственности – отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности; полноправным собственником является лишь тот, кто наделён полномочиями относительно всех обозначенных видов отношений. Истории человеческого общества известны разные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют частная и государственная собственность, в качестве достаточно весомых по значимости и масштабам, следует выделить муниципальную и коллективную виды собственности.

Информация о работе Собственность. Формы и виды собственности