Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой - раскрыть понятие организационной культуры как эффективного стратегического инструмента для управления персоналом.
В задачи моей работы входит:
выявить проблему и необходимость культурных изменений;
раскрыть смысл организационной культуры;
показать методы и пути диагностики и совершенствования организационной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...3
Введение в проблему изменения организационной культуры.……..5
1.1.Необходимость управления организационной культурой .....5
1.2.Смысл организационной культуры……………………………7
1.3.Типология организационной культуры………………...........10
Выводы по первой главе………………………………………………..15
2. Особенности организационной культуры……………………………16
2.1. Критерии анализа и принципы организационной культуры……………………………………………………………...14
2.2. Структура организационной культуры…… ………….…….18
Выводы по второй главе………………………………………….…….21
3. Совершенствование организационной культуры…………..………22
3.1. Условия совершенствования организационной
культуры………………………………………………………….…22
3.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры……………………..……23
3.3. Пути совершенствования организационной культуры……25
3.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры.…...…28
Выводы по третьей главе…………………………………………….....31
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Степанян(новая).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

В менее широком плане  существуют культуры подгрупп, определяемых по половому признаку, т.е. по различию видения мира мужчинами и женщинами, например у Дж. Мартина, или признаку расы, как в работе о различиях  культур чернокожих и белых у Т. Кокса. Уместно вспомнить данные анализа индустриальных культур (например,  работа  Г.У. Гордона   посвящена конкурентоспособности, историческому развитию, стержневой технологии и требованиям потребителей как фактором, воздействующим на культуры различных отраслей индустрии). Каждая культура обычно проявляется в уникальности языка, символике, нормах поведения и национальных чувствах.

Культура организации  более узкая. На ее уровень и нацелена моя работа.  Культура организации  обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как  определяется успех. Другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации.

Внутренние структурные  единицы организации, такие как функциональные подразделения, иерархические уровни, группы, тоже могут отличаться собственной уникальной культурой. Например, торможение процессов координации и интеграции или трудности в реализации организационных видов деятельности зачастую являются результатом столкновения различий культур структурных единиц. Так, во многих организациях  нередко можно услышать о конфликтах маркетинговыми и производственными подразделениями, пренебрежительные  замечания  в адрес кучерявых работников отдела кадров. Одна из причин состоит в том, что каждая отдельная структурная единица зачастую разрабатывает собственное видение перспектив, накапливает свой набор ценностей, формирует свойственную только ей культуру. Нетрудно понять, как подобные культурные различия могут превращать организацию в нечто фрагментарное и делать невозможным достижение ею высоких уровней эффективности. Другими словами, чрезмерный акцент на культурных различиях подразделений может способствовать отчуждению и возникновению конфликтов.4

При этом важно иметь  в виду, что каждая структурная  единица несет в себе и элементы культуры, типичные для организации  в целом. Подобно программе, где  каждый уникальный элемент изображения  в дополнение к собственным характеристикам  содержит характеристики целого образа, субкультуры подразделений также  включает в себя стержневые элементы культуры организации в целом, одновременно обладая своими  уникальными элементами. В основе всегда есть некая связующая сущность, ответственная за единение организации. По этой причине при оценке культуры организации можно держать в фокусе внимания либо организацию целиком как единицу анализа, либо рассматривать культуры различных ее единиц, выявлять общие доминирующие атрибуты подразделений, а затем их объединять. Подобная комбинация подходов может дать приближенную оценку общей организационной культуры.

 

 

      1. Типология организационной культуры.

 

Что касается типологии  организационной культуры, то, как  говорилось выше, в литературе на сей  счет существует несколько подходов. Рассмотрим некоторые из них немного подробнее.

Типология Г. Хофстеда. Голландский  ученый Г. Хофстед опросил более 160 000 менеджеров и сотрудников сначала в40, а затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководствам, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Анализируя результаты исследования, Г. Хофстед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.

Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстед выделил четыре параметра, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:

    • Индивидуализм/коллективизм;
    • Дистанция власти;
    • Стремление к избежанию неопределенности;
    • Мужественность/женственность.

Названные параметры  позволяют охарактеризовать любую  организацию и выявить ведущий  тип организационной культуры. На основе различного сочетания этих параметров автор провел культурное «картирование» организаций многих стран мира.5

По параметрам  дистанция власти и  индивидуализм /коллективизм было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры низкая дистанция власти / индивидуализм. В таких странах, как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает тип культуры высокая дистанция / коллективизм.

Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет  оценивать совместимость культур  различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы. Поскольку точка  зрения Г. Хофстеда достаточно детально проанализирована в литературе в литературе, ограничимся сказанным.

Типология Т.Е. Дейла и  А.А. Кеннеди. Она менее известна, здесь выделяют четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве параметров выбраны уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.

  1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи. Этот тип господствует в индустрии развлечений, полиции, армии, строительстве, управленческом консалтинге, рекламе. Т.Е. Дейл и А.А. Кеннеди называют культуру этого типа миром индивидуалистов, которые постоянно рискуют и получают обратную связь быстро, независимо от того, правильны их действия или нет.
  2. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Служащие мало чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит бал и определяет все. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Важна команда, а не отдельный человек. Этот тип культуры господствует в организациях по сбыту, в магазинах, в компаниях по вычислительной технике,  предприятиях по массовой торговле потребительскими товарами, в страховых компаниях.
  3. Культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокий риск, предельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительны процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива – вот характерные черты предприятий с таким типом организационной культуры. Циклы принятия решений занимают годы. Девизом здесь являются слова «делайте правильно», а не «действия любой ценой». Культура такого типа распространена в нефтяных и авиационных компаниях, архитектурных фирмах, на предприятиях коммунального хозяйства.
  4. Культура низкого риска и медленной обратной связи.  Небольшой риск, медленная обратная связь, внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, расчете степени риска, деталях. Дефицит  обратной связи заставляет служащих  сосредоточивать свое внимание на том, как они что-то делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется регистрации и подшивке документов, записям, записям и техническим усовершенствованиям. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь техническому совершенству в работе». Такой тип культуры характерен для организаций, занятых в страховом  и банковском деле, финансовых услугах и правительственных организациях.6

Типология Р. Акоффа. Р. Акофф  анализировал культуру организаций  с точки зрения отношений власти. Он выделили два параметра: степень работников к установлению целей в организации и степень привлечения к выбору средств достижения этих целей. На основании сравнения этих параметров было выделено четыре типа организационной структуры с характерными отношениями власти.

        1. корпоративный тип культуры. Он характеризуется нгизкой степенью привлечения работников к установлению целей и низкой степенью привлечения работников к выбору средств достижения целей. Типичный случай – традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой и единоначалием, отношениями автократии.
        2. консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения персонала к установлению целей организации, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Этот тип культуры распространен в институтах социальных и других услуг, лечебных и образовательных учреждениях.
        3. «партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения  работников к установлению целей, высокая степень привлечения их к выбору средств. Такой тип культуры аутентичен кооперативам и творческим союзам.
        4. предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения персонала к выбору средств достижения целей. Отношения демократии. Этот тип культуры распространен в группах и организациях, управляемых по результатам и по целям.

Практическая значимость идентификации различных типов  организационных культур имеет  две стороны:

  1. знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение организации, реакцию работников на решения руководства, внешние события;
  2. знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся организационной культуры, стереотипов поведения работников, принятых ценностей позволяет выработать управленческие воздействия с целью возможного изменения, совершенствования организационной культур.7

 

Выводы по первой главе.

 

Изучив теоретические  основы, можно сделать следующие  выводы:

1. Организационная культура  представляет новый способ овладения предприятием своей хозяйственной деятельности, еще до конца не изученный, но дающий широкие перспективы.

Поведение человека в  компании всегда социально обусловлено. Разные люди или группы людей могут  специализироваться в соответствии с возложенной на них ролью, поставленной целью или задачей или отличать себя от других членов организации в соответствии со своим рангом или статусом в иерархии. Были рассмотрены основные понятия организационной культуры, ее функции и структура.

2. Так, в настоящее время наиболее удачным с позиции системного подхода является определение организационной культуры как социально-духовного поля компании, формирующегося под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, взаимодействие людей в котором происходит на основе общей философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и норм поведения персонала.

3. Функции организационной  культуры:

- она формирует определенный  имидж организации, отличающий ее от любой другой;

- она выражается в  чувстве общности всех членов  организации;

- она усиливает вовлеченность  в дела организации и преданность  ей;

- она усиливает систему  социальной стабильности в организации; 

- она является средством,  с помощью которого формируются  и контролируются формы поведения  и восприятия, целесообразные с  точки зрения данной организации.

 

2. Особенности организационной  культуры.

 

Вторая глава посвящена  структуре организационной культуры, критериям  ее анализа  и принципам, которые характерны преуспевающим организациям.

 

 

2.1. Критерии  анализа и принципы организационной  культуры

 

Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать  все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.

Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной  культуры являются следующие показатели:

  • «толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культуру;
  • «разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
  • «широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему количеству членов организации;
  • конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а две (три);
  • «сила» организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияния на поведение персонала.8

При анализе организационной  культуры следует выделить три основных момента:

    1. базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т.д.);
    2. ценности, которых может придерживаться человек: ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
    3. «символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, - специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.

Зарубежные и отечественные  исследования по проблематике организационной  культуры позволяют выделить ряд  ценностных принципов:9

    • ориентация на действия, достижение целей;
    • самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
    • производительность от человека (рядовой персонал рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности);
    • простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
    • одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной).

Информация о работе Совершенствование организационной культуры