Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой - раскрыть понятие организационной культуры как эффективного стратегического инструмента для управления персоналом.
В задачи моей работы входит:
выявить проблему и необходимость культурных изменений;
раскрыть смысл организационной культуры;
показать методы и пути диагностики и совершенствования организационной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...3
Введение в проблему изменения организационной культуры.……..5
1.1.Необходимость управления организационной культурой .....5
1.2.Смысл организационной культуры……………………………7
1.3.Типология организационной культуры………………...........10
Выводы по первой главе………………………………………………..15
2. Особенности организационной культуры……………………………16
2.1. Критерии анализа и принципы организационной культуры……………………………………………………………...14
2.2. Структура организационной культуры…… ………….…….18
Выводы по второй главе………………………………………….…….21
3. Совершенствование организационной культуры…………..………22
3.1. Условия совершенствования организационной
культуры………………………………………………………….…22
3.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры……………………..……23
3.3. Пути совершенствования организационной культуры……25
3.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры.…...…28
Выводы по третьей главе…………………………………………….....31
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Степанян(новая).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют два аспекта  организационной культуры: объективный  и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства и пр.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части». Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между  организациями.

Важным аспектом организационной  культуры является то,  что она разделяется на ряд частных культур. В одной организации может быть много субкультур (уровней, подразделений).

 

2.2. Структура организационной культуры

 

Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и в первые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее выше руководство. В процессе развития организации, создание отделов можно говорить об организационной культуре подразделения.

Существует несколько  уровней организационной культуры. Она включает в себя миссию организации, ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы.

  • Миссия организации представляет набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. В данном случае миссию можно сравнить с религией организации. Каждый член организации должен представлять ту миссию, которую выполняет организация, что бы активнее организовать себя как личность. Организация, имеющая миссию, излучает жизненную силы и является источником колоссальной энергии. В ней рождается  энтузиазм, который распространяется на все уровни. Миссия должна быть четко сформулирована с привлечением персонала и открыто представлена всем участникам организационной деятельности. Именно на ее основе вырабатываются цели и критерии эффективности принимаемых решений.
  • Организационные ценности определяют, что считается важным в  данной организации. Они являются индикатором  организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Формирование любой организации начинается с определения базовых ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников. Среди ведущих индивидуальных ценностей выделяют уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность.
  • Цель – это желаемый результат, которого стремится добиться организация. Любая организация имеет множество целей, среди которых принято выделять три вида: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-задания - это программы, планы, поручения, которые ставятся извне организацией более высокого уровня и отражают основные предназначения данной организации. Эти цели должны быть приоритетными.

Цели-ориентации - это особые цели отдельных подструктур и членов организации, связанные с удовлетворением их разнообразных потребностей и интересов и реализуемые через организацию как человеческую общность.

Цели-системы - это  цели, вытекающие из необходимости обеспечения целостности  организации, стабильности функционирования, сохранения интегративных качеств.

  • Нормы - это средства регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех;- это требование, предписание, пожелание и ожидание отличности определенного поведения. Нормативная сторона организационной культуры включает чрезвычайно широкий круг требований.
  • Обычай - устойчивая система норм поведения человека в различных сферах общественной жизни, прочно превратившаяся в привычку. Приняв форму определенного стереотипа поведения, обычаи регулируют поведение людей, нередко освобождая их от принятия самостоятельного решения.
  • Ритуал – это система символических поведенческих актов. При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы.

Кроме того, ритуалы часто  становятся праздником, перерывом в  потоке будней; праздником, который  знакомит и приобщает сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символике оказывается сильнее прагматизма и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться  серьезно, не жалея времени на их качественную подготовку.

  • Манера одеваться, стиль одежды является непременным атрибутом организационной культуры. Именно этому элементу организационной культуры уделяется большое внимание со стороны специалистов. Большинство организаций, добившихся успехов в своем деле, имеют униформу либо особые знаки принадлежности к ней.

Все перечисленные элементы организационной культуры стремятся  к самовоспроизводству и сохраняют  культуру как единое целое.10

 

 

 Выводы по второй главе

Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема.

Выделяют два аспекта  организационной культуры: объективный  и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем  пространства, удобства и пр.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части». Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между  организациями.

Важным аспектом организационной  культуры является то,  что она  разделяется на ряд частных культур. В одной организации может быть много субкультур (уровней, подразделений).

 

3. Совершенствование организационной  культуры

 

В третьей главе рассматриваются  способы и инструменты, с помощью  которых можно воздействовать на улучшение культуры организации. Приводятся описание индивидуального совершенствования, которое необходимо для эффективного управления и роста успехов организации.

 

 

3.1. Условия  совершенствования организационной  культуры

 

Вырабатывая меры воздействия  на организационную культуру, исходят  из основных принципов ее формирования [в приложении 4]. Индикаторами  необходимых перемен в организационной культуре являются увеличение текучести и абсентеизма, снижение производительности, возникновение конфликтов сотрудников с администрацией, организации с государственными органами и т.п.

В результате анализа  организационной культуры могут  быть выявлены следующие, стратегически  важные критические ситуации, когда  организационная культура не соответствует  функциям структурных подразделений, функциональному или морфологическому содержанию организации, структуре управления, стадии развития организации, стратегии организации. Каждая из критических ситуаций предполагает индивидуальный подход, сложный ряд взаимосвязанных выводов и решений.

Успех организации предполагает высокую степень совместимости и организационной культуры. Чтобы достичь этого, выделяют следующие подходы:

    • игнорируется культура, препятствующая эффективному выполнению выбранной стратегии;
    • система управления подстраивается под существующую в организации культуру. Этот подход основан на признание имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработки альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений саму стра<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Совершенствование организационной культуры