Совершенствование организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Топ-книга».
Задачи исследования работы:
1. Раскрыть сущность и значение организационного проектирования на предприятии. Раскрыть понятие и рассмотреть виды организационных структур.
Оценить текущее финансово-экономическое состояние ООО «Топ-книга».

Содержание

Введение 6
Глава 1. Сущность и значение организационного проектирования на предприятиях 10
1.1. Понятие, значение, принципы и задачи организационного проектирования. Формирование организационных структур 10
1.2. Виды организационных структур управления 17
1.3. Оценка эффективности организационной структуры 30
1.4. Корректировка организационных структур. Тенденции в изменении организационной структуры 34
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности и организационной структуры управления ООО «Топ-книга» 39
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 39
2.2. Анализ рынка 50
2.3. Маркетинговая среда и направления по формированию стратегии предприятия 61
2.4. Организационно-управленческая структура предприятия 70
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию эффективности организационной структуры управления ООО «Топ-книга» 78
3.1. Система анализа маркетинговой информации как необходимое условие совершенствования структуры управления предприятия 78
3.2. Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия 81
3.3. Совершенствование стратегического управления предприятием 91
3.4. Предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия 92
Заключение 95
Библиографический список 99

Вложенные файлы: 1 файл

Sovershenstvovanie_organizatsionnoy_struktury_up (1).doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Недостатки:

  • нечетко распределены права и ответственность между двумя частями матричной структуры;
  • необходимо сбалансировать отношения между функциональными и проектными руководителями;
  • высокие накладные расходы;
  • возможность принятия несвоевременных решений.

Организации типа конгломерата не относятся к установившимся и упорядоченным структурам. «Скорее вся организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации». Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другой - функциональная, в третьей - проектная или матричная. Руководство высшего звена корпорации отвечает за долгосрочное планирование, разработку политики, а также, за координацию и контроль действий в рамках всей организации. Эту центральную группу окружает ряд фирм, которые, как правило, являются либо независимыми экономическими единицами, либо фактически независимыми фирмами. Эти фирмы почти полностью автономны в отношении принятия оперативных решений. Они подчинены основной компании, в основном, в вопросах финансов. Ожидается, что они достигнут намеченных показателей прибыльности и удержат затраты в пределах, установленных для всего конгломерата руководством высшего звена. Как выполнять эти обязанности - целиком отдается на усмотрение руководства соответствующей экономической единицы. Конгломерат также может продать любую фирму, входящую в его состав, из-за ее неудовлетворительной деятельности и купить фирму, отличающуюся хорошими экономическими перспективами. Эти возможности сделали конгломераты очень популярными среди предпринимателей в наукоемких отраслях, где нужно быстро переходить к новым видам продукции и столь же быстро прекращать выпуск устаревших.

1.3. Оценка эффективности организационной  структуры

 

Проблемы неэффективной организационной структуры приводят к следующим негативным факторам в компании:

  • Отсутствие налаженных связей между отделами.
  • Отсутствие четкой иерархии.
  • Отсутствие разработанной системы должностных прав и обязанностей сотрудников.
  • Волокита в принятии деловых решений и их реализации.
  • Несовершенство коммуникаций между руководством и сотрудниками.
  • Случаи выражения недовольства политикой фирмы.
  • Неудовлетворенность сотрудников системой служебного роста и т.п.
  • Не ждите, пока все в Вашей компании будет именно так.

Никогда не рано найти слабые места в организации трудового процесса: провести оценку эффективности организационной структуры и информационных каналов.

Эффективность построения организационной структуры не может  быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием  эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

Эффективность организационной структуры  должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Оценка эффективности  организационной структуры включает в себя:

1. Оценку соответствия  структурной организации особенностям деятельности и стратегическим задачам предприятия:

  • оценку распределения функций, ответственности и полномочий персонала
  • оценку механизма контроля над выполнением поставленных задач.

2. Оценку эффективности  деятельности отдельных управленческих единиц (отделы, должности) с позиций:

  • целесообразность существования функций.
  • соотношение количества выполняемых функций.
  • пересечения функций или зоны «безответственности».

Оценка эффективности  информационных каналов дает ответы на следующие вопросы:

  • соответствует ли существующая система информирования стратегическим задачам организации и специфическим особенностям коллектива сотрудников.
  • достаточно ли адекватно Ваши сотрудники понимают, что делать и зачем делать (проходимость информации вниз).
  • достаточно ли Вы, как руководитель, информированы о том, что происходит на Вашем предприятии, о чем Вас информируют, а о чем нет, и каким образом Вы получаете эту информацию (проходимость информации вверх).
  • и, наконец, насколько хорошо происходит горизонтальный обмен информацией между отделами и сотрудниками.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как  количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный  характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных.

К нормативным характеристикам  аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность.

Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработонной в процессе управления информации.

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты  на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как  удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность  выявления управленческих проблем  и такую скорость их решения, которая  обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

Надёжность аппарата управления в  целом характеризует его безотказным  функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

В группе показателей, характеризующих  рациональность организационной структуры  и её технико-организационной уровень  относятся: звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение  соответствия системы управления и  её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информации, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Важными требованиями, являются, способность адекватного отражения  динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности  отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

1.4. Корректировка организационных структур. Тенденции в изменении организационной структуры

 

В большинстве случаев решения  о корректировке структур принимаются  высшими руководителями организации  как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные  мероприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.

Неудовлетворительное  функционирование предприятия. Наиболее распространенной причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно прежде всего предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

Перегрузка высшего  руководства. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.

Отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.

Разногласия по организационным  вопросам. Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия должна существовать внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.

Эти обстоятельства обычно предшествуют масштабному изучению организации.

Рост масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия.

Увеличение разнообразия.  Расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки, дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.

Объединение хозяйствующих  субъектов. Слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру. Проблемы совпадения функций, излишнего персонала, путаница в распределении прав и ответственности требуют немедленного решения, следовательно следует ожидать крупных структурных перемен.

Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли – производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения – в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры