Совершенствование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть проблемы совершенствования организационной структуры управления, предложить этапы совершенствования организационной структуры управления.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть существующие организационные структуры управления;
2. Выявить достоинства и недостатки выбранных организационных структур управления;
3. Предложить этапы совершенствования традиционных организационных структур управления.

Содержание

Введение 2
1 Понятие и принципы построения организационных структур 4
2 Типы организационных структур 8
3 Совершенствование организационной структуры управления 20
Заключение 24
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

ту реферат.docx

— 90.40 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение 2

1 Понятие и принципы построения  организационных структур 4

2 Типы организационных структур 8

3 Совершенствование организационной структуры управления 20

Заключение 24

Библиографический список 25

 

Введение

 

     Управление - это особый интеллектуальный вид  деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной  вычислительной и организационной  техникой. Организация управление выступает  как один из факторов трансформации  экономики, через нее реализуется  действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным  началом всей системы факторов радикальной  реформы управления экономикой.

     Ключевой  проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно  целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов  системы управления, приводя ее в  соответствие с изменяющимися условиями  производства.

     Управление  бюджетными организациями значительно  отличается от менеджмента коммерческих структур. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных  организаций, многие из которых управляются  и, как следствие, действуют неэффективно.

     Ранее руководители муниципальных предприятий  даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности работы, об увеличение прибыли, так как предприятие  не является собственностью начальника или директора.

     Большинство руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы  лишь с отдельными функциями системы  управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в  конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения  проблем.

     Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами  организации.

     Считается, что организация существует во внешней  среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень  нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую  структуру, то есть структуру, которую  должна принять организация для  обеспечения производственной деятельности.

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

     Цель  работы: Рассмотреть проблемы совершенствования организационной структуры управления, предложить этапы совершенствования организационной структуры управления.

     Основными задачами являются:

     1. Рассмотреть существующие организационные  структуры управления;

     2. Выявить достоинства и недостатки выбранных организационных структур управления;

     3. Предложить этапы совершенствования  традиционных организационных структур  управления.

     Объектом  исследования выступают традиционные организационные структуры управления.

     Предметом исследования являются пути совершенствования организационной структуры управления.

     В работе использованы учебные пособия, статьи, посвященные улучшению и модернизации существующих организационных структур.

 

1 Понятие и принципы построения  организационных структур

 

           Под организационной структурой  управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

           Ключевыми понятиями структур  управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

     а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

     б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

           Отношения между элементами структуры  управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.

     Вторые - это отношения подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

           При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления  формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

     В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

           Между всеми названными выше  составляющими организационной структуры управления  существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

           Увеличение количества элементов  и уровней в организационной структуре управления  неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации. [1, с.44]

     К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

     1. Организационная структура управления  должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

     2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

     3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

     4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

     5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

           Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.

           На формирование структуры управления  оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.

     Важный  фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях.

     В этом контексте стоит отметить, что  современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий - "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. [2, с.208]. 

 

2 Типы организационных  структур

 

         Организационная структура предусматривает  распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

         Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления:

         . установление правильных взаимоотношений  между отдельными

           подразделениями, что связано  с определением их целей, условий  работы и стимулирования;

         . распределение ответственности  между руководителями;

         .выбор конкретных схем управления и последовательности процедур принятии решений;

         . выбор соответствующих технических  средств.

        Проблема совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления