Совершенствование системы адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка и совершенствование системы адаптации персонала предприятия.
При этом должны быть решены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и основные аспекты, методы и этапы адаптации.
Исследование на предприятии ЗАО «Стройподряд №1» систему адаптации персонала.
Разработать мероприятия для совершенствования системы адаптации персонала в организации.
Оценить экономическую эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение
3
1.
Методологическая характеристика процесса адаптации на современном этапе

5
1.1.
Сущность и основные аспекты адаптации
5
1.2.
Методы и этапы адаптации
10
1.3.
Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала
13
2.
Оценка системы адаптации в ЗАО «Стройподряд №1»

15
2.1.
Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ЗАО «Стройподряд №1»

15
2.2.
Анализ численности персонала
18
2.3
Анализ системы управления ЗАО «Стройподряд №1
19
2.4
Анализ процесса адаптации персонала в ЗАО «Стройподряд №1
24
3.
Совершенствование системы адаптации персонала
27
3.1.
Недостатки в системе адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1»
27
3.2.
Разработка регламента системы адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1»
28
3.3
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
34
Заключение
38
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация персонала 2013.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)
  1. Выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
  2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. Следует заметить, что специалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник одного из подразделений системы управления персоналом, так и подготовленный к этой роли сотрудник другого функционального подразделения.
  3. Развитие наставничества, которое в последние годы незаслуженно забыто в отечественных организациях. Зарубежные фирмы активно применяет наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается в европейских фирмах.
  4. Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделениями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п.
    1. Методы и этапы адаптации

 

Каждое предприятие или его  коллектив обладает специфическими, только ему присущими особенностями, от учета которых зависит успешная или менее успешная работа коллектива в целом.

Процедуры адаптации персонала  призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации [14]. Как правило, новичок в организации сталкивается с больших количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.[23 c.123]

Условно процесс адаптации можно  разделить на четыре этапа:

Этап 1. Оценка уровня подготовленности.

Оценка уровня подготовленности  новичка, необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.

Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.

Поскольку организационная структура  зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, дравидами поведения т. д.

Этап 2. Ориентация.

Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

Обычно обязанности между ними распределяются так, как представлено в таблице 1.1  [14].

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Таблица 1.1 - Распределение обязанностей по ориентации.

Функции и мероприятия  по ориентации

Обязанности

непосредственного руководителя

менеджера

по персоналу

Составление программы  ориентации

Выполняет

Ассистирует

Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами

Выполняет

Выполняет

Объяснение задач и  требований, предъявляемых к работе

Выполняет

Ассистирует

Введение работника  в рабочую группу

Выполняет

Ассистирует

Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников

Выполняет

Ассистирует


Этап 3. Действенная адаптация.

Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование.

Этим этапом завершается процесс  адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы [14]. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

    1. Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала

 

Как показывает мировой опыт, успешная программа по развития кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и мотивацией к выполнению поставленных задач. Очень большое значение подбору и адаптации кадров уделяют японские корпорации. Некоторые крупные западные компании, такие «3М», «IBM», «Apple», «Пак Белл», «Тандем Компьтерс» и др. разработали и внедрили официальные программы воспитания корпоративной культуры, в которых указывается чего ждет организация от своего работника в соответствии с имиджем компании и независимо от занимаемой им должности.

Например, система ценностей фирмы  «Apple», в части кадровой политики, выглядит следующим образом [10]:

  1. Организация рассчитывает на увлеченность и достижения каждого сотрудника на более высоком уровне, чем в отрасли в целом.
  2. Каждый работник – челн команды.
  3. Приветствуется взаимодействие работника и руководителя, обмен идеями, предложениями ради повышения эффективности производства и качества трудовой жизни.
  4. В вопросах вознаграждения за труд учитывается вклад каждого работника, высокие результаты деятельности. Вознаграждения должны быть моральными и денежными одновременно.
  5. Должна создаваться атмосфера радости работы в компании.
  6. Работники должны иметь основания доверять своим руководителям. Отношение менеджеров к работникам имеет первостепенное значение.

Руководитель отвечает за создание продуктивной среды, в которой реализуются ценности «Apple».

В ходе неофициального общения работники  узнают неписаные правила компании, кто обладает реальной властью, каковы шансы на продвижение, какой уровень производительности считают достаточным коллеги. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах могут работать как на поддержку, так и против официальных ценностей организации.[9 c.323]

 

    1. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ  В ЗАО «СТРОЙПОДРЯД №1»

 

2.1.Организационно-экономическая характеристика  деятельности предприятия

 

Коммерческо-Стройподряд «Стройподряд №1» зарегистрирована и внесена в Государственный реестр Государственной регистрационной Палаты при Минюсте РФ в ноябре 1995 г. Свою деятельность ЗАО «Стройподряд №1» осуществляет на основании Устава.

Предприятие полностью принадлежит  иностранному инвестору со 100 % иностранным  уставным капиталом.

Общество является собственником имущества и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В настоящее время компания «Стройподряд №1» занимает лидирующие позиции в строительстве, возводят отличные объекты в Китае, представительства фирмы имеются в Москве, США, в некоторых странах Западной Европы.

За годы деятельности компанией  в г. Благовещенске сдано в  эксплуатацию множество высотных жилых  домов, в том числе элитных, а  также крупных, торговых комплексов. Помимо строительства жилья фирмой «Стройподряд №1» реконструировано множество зданий в г. Благовещенске, построено немало теплотрасс, других объектов коммунального и социального назначения. Компания «Стройподряд №1» принимала участие в сооружении объектов на крупном месторождении угля в центральной части Амурской области.

Все работы проводятся с применением  современных строительных и отделочных материалов и новейших мировых достижений в области строительных технологий и оборудования. Основные критерии работы всех структурных подразделений компании «Стройподряд №1» - современный дизайн, качество, быстрые сроки строительства, реальная, фактическая стоимость возведенных зданий и сооружений. Все объекты строятся по китайско-российским проектам.

Компания «Стройподряд №1» имеет широкие партнерские связи с поставщиками из многих городов России, Китая, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Дадим характеристику основным показателям  деятельности компании по данным Бухгалтерского баланса в таблице 2.1. следующей  формы.

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности

ЗАО «Стройподряд №1»

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

Отклонение

2009

2010

Выручка, тыс.руб

307495

25617

65274

-242221

39657

Себестоимость, тыс.руб.

261428

22802

61394

-200034

38592

Валовая прибыль, тыс.руб

46067

2815

3880

-42187

1065

Прибыль от продаж, тыс.руб

46067

2815

3880

-42187

1065

Доходы, тыс. руб.

440

2819

57240

56800

54421

Расходы, тыс. руб.

9088

49849

76309

67221

26460

В т.ч. проценты за пользованием кредитом

3060

38088

48351

45291

10263

Чистая прибыль (убыток),  тыс. руб.

26864

-44215

-15189

-42053

29026

Среднесписочная численность, чел.

345

361

378

33

17


 

Как видно по данным таблицы 2.1., в  обществе наблюдается тенденция  снижения основных показателей, характеризующих  деятельность компании. Так в 2011 году прибыль от продаж увеличилась на 1065 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом, снизилась на 42187 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Это вызвано тем, что достаточно крупные заказы по строительству пришлись на 2009 год.

Так как компания расширяет свою деятельность, с каждым годом численность работающих постоянно растет. Так в 2009 году численность работающих составляла 345 человек, то в 2011 году уже 378, то есть на 33 человека больше к 2009 году.

Таблица 2.2 - Анализ структуры основных средств

Вид основных средств

2010 год

2011 год

Изменение (+, -)

тыс. руб.

Удельный вес, %

тыс. руб.

Удельный вес, %

тыс. руб.

Удельный вес, %

Здания и  сооружения

930

10,07

930

4,7

-

-5,37

Машины и оборудование

4267

46,20

12415

62,3

6148

16,1

Транспортные средства

3781

40,9

6241

31,3

2460

-9,6

Инструменты

258

2,79

353

1,8

95

-0,99

Всего производственных фондов

9236

99

19939

99

10703

-

Непроизводственные основные средства

108

1,2

108

0,54

-

-0,66

ИТОГО

9344

100

20047

100

10703

-

Информация о работе Совершенствование системы адаптации персонала