Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка и совершенствование системы адаптации персонала предприятия.
При этом должны быть решены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и основные аспекты, методы и этапы адаптации.
Исследование на предприятии ЗАО «Стройподряд №1» систему адаптации персонала.
Разработать мероприятия для совершенствования системы адаптации персонала в организации.
Оценить экономическую эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий.
Введение
3
1.
Методологическая характеристика процесса адаптации на современном этапе
5
1.1.
Сущность и основные аспекты адаптации
5
1.2.
Методы и этапы адаптации
10
1.3.
Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала
13
2.
Оценка системы адаптации в ЗАО «Стройподряд №1»
15
2.1.
Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ЗАО «Стройподряд №1»
15
2.2.
Анализ численности персонала
18
2.3
Анализ системы управления ЗАО «Стройподряд №1
19
2.4
Анализ процесса адаптации персонала в ЗАО «Стройподряд №1
24
3.
Совершенствование системы адаптации персонала
27
3.1.
Недостатки в системе адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1»
27
3.2.
Разработка регламента системы адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1»
28
3.3
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
34
Заключение
38
Список использованной литературы
3.1 Недостатки в системе
На основе проведенного анализа исследуемой проблемы сформулированы следующие выводы, имеющие отрицательный характер:
1. Самым главным отрицательным
моментом можно выделить то, что
какие-либо адаптационные
2. ЗАО «Стройподряд №1» не имеет нормативно-методической и регламентирующей документации об адаптации работников. Процедура введения в должность часто ограничивается приветствием нового сотрудника и, чтобы помочь поскорее устроиться, обеспечением их необходимой «для выживания» информацией.
3. За 2 отработанных дня работник не может составить для себя полное представление о своем новом месте работы. Поэтому его первое впечатление о принятых в организации нормах, о коллективе, с которым предстоит работать, об исполняемых обязанностях и т.д. с очень большой вероятностью может оказаться ошибочным. Вполне возможно, что первоначальное положительное мнение уже через несколько дней станет отрицательным и наоборот.
4. Работники службы персонала
консультируют новичка только
по вопросам приема на работу,
при этом абсолютно не дают
новому сотруднику никакой
5. Служба персонала принимает
участие только в подборе
6. Для более успешной адаптации
новых сотрудников в ЗАО «Строй
Положительным моментом можно назвать лишь то, что проводится минимальный набор мероприятий, позволяющих новому сотруднику первоначально сориентироваться на новом месте работы (знакомство с коллективом, наставником, с сотрудниками из других подразделений, с которыми новичку необходимо будет сотрудничать).
3.2 Разработка регламента системы
адаптации персонала ЗАО «Строй
Перечень проектных
1) Разработка нормативных
- положение об адаптации персонала;
- должностная инструкция менеджера по персоналу;
2) Разработка этапов технологии
процесса адаптации, которые
- информационную брошюру;
- общую и специализированную программы адаптации;
- тест для выбора наставника;
- адаптационный лист;
- оценку уровня адаптированности сотрудников ЗАО «Стройподряд №1»;
- бланк оценки адаптации;
- отзыв о работе нового сотрудника;
- анкету сотрудника;
- заключение об итогах адаптации.
5. Нормативно-методическая база
Устав предприятия, положение о предприятии, квалификационный справочник должностей, правила трудового распорядка, должностные инструкции.
Срок разработки – 1,5 месяца;
Срок внедрения – 1 месяц.
7. Краткое технико-экономическое
обоснование проектных
- сокращение времени врабатываемости нового сотрудника;
- снижение затрат времени руководителя и коллег на помощь и исправление ошибок, допущенных новым сотрудником;
- снижение числа нарушений трудовой дисциплины, случаев травматизма;
- снижение текучести кадров;
- улучшение результатов деятельности;
- увеличение выручки от реализации произведенных услуг.
Потребуются затраты на приобретение специальной литературы для менеджера по персоналу, потребовавшейся ему при составлении тестов и разработке документации и затраты на тиражирование информационных брошюр, программ, бланков адаптации и других используемых в процессе адаптации документов.
Руководству организации следует определить документацию, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процесса управления адаптацией и поддержки результативного и эффективного его функционирования.
В приложении 1 представлено Положение об адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1».
Положение состоит из четырех частей. В первой части – «Общие положения» - определяется понятие адаптации, а также условие, при наступлении которого применяется данное положение («прием нового работника»).
Во второй части «Цели и задачи управления адаптацией персонала» устанавливаются общие цели и задачи управления адаптацией персонала.
Третьей частью «Этапы управления адаптацией персонала» определяются этапы управления адаптацией персонала: планирование мероприятий, организация и проведение предусмотренных планом процедур, периодичность оценки, варианты оценочных решений и состав оценочных групп.
В четвертой части «Распределение функций по управлению адаптацией персонала» распределяются функции по управлению процессом адаптации между субъектами адаптации: руководителем, специалистом отдела кадров и наставником.
Технология процесса адаптации состоит из трех больших этапов, включающих в себя комплекс мероприятий, приходящихся на конкретный этап адаптации. План мероприятий адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1» представлена в таблице 3.1
Таблица 3.1 - План мероприятий по управлению адаптацией ЗАО «Стройподряд №1»
Мероприятие |
Форма проведения |
Срок проведения |
Ответственные лица |
Затраты на год, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Информирование о предприятии, о сложившейся внутренней экономич. ситуации, о нормах оплаты, нормах и правилах поведения и др. |
Брошюра |
В день оформления на работу |
Менеджер по персоналу |
500 х 136 = 68 000
|
Ознакомление сотрудника
с его общей и |
Беседа Программы |
В день оформления на работу |
Менеджер по персоналу |
0 |
Ответы на возникающие вопросы по общей информации и программам |
Беседа |
Постоянно |
Наставник, руководитель, менеджер по персоналу |
|
Представление адаптанта руководителю |
Беседа |
В первый раб. день |
менеджер по персоналу |
|
Представление работника коллективу, сотрудникам других подразделений |
Беседа |
В первый раб. день |
Руководитель подразделения |
|
Общее информирование о содержании предстоящей работы. Знакомство с наставником |
Беседа |
В первый раб. день |
Руководитель подразделения |
|
Объяснение задач и требований к работе |
Беседа; Документы |
В первый раб. день; в процессе работы |
Руководитель подразделения |
|
Мероприятия, способствующие закреплению базового уровня профессиональных навыков и умений или корректировка работы |
Беседа |
В процессе работы по мере необходимости |
Наставник |
|
Собеседование с руководителем и наставником. Заполнение адаптационного листа |
Обсуждение и заполнение адаптационного листа |
Через 1 неделю с начала работы |
Руководитель Наставник Сотрудник |
200 х 136 = 27 700 |
Первая оценка уровня адаптированности |
Ознакомление |
Через 1 месяц с нач. работы |
Руководитель или наставник |
|
Вторая оценка уровня адаптированности |
Ознакомление |
Через 3 месяца с нач. работы |
Руководитель или наставник |
|
Заполнение анкеты сотрудника |
Письменно |
Через 3 месяца с нач. работы |
Адаптант |
100 х 136 = 13600 |
Затраты на проведенные мероприятия определены исходя из среднегодового количества принятых человек – 136 человек.
На практике различные факторы
адаптации традиционно рассматр
Количественно можно измерить глубину адаптированности работника, используя шкалу удовлетворенности факторами производственной ситуации. Для этого используется опросный лист, в который включаются те факторы производственной ситуации, влияние которых интересует службу персонала.
Таблица 3.2 - Опросный лист для измерения уровня адаптированности
Наименование фактора производственной ситуации |
Совершенно удовлетворен (+1,0) |
Удовлетворен (+0,5) |
Затрудняюсь ответить (0,0) |
Не удовлетворен (-0,05) |
Совершенно не удовлетворен (-1,0) |
Содержание исполняемых обязанн Наличие перспектив должностного продвижения Занимаемая должность Заработная плата Условия труда Организация труда Отношения с непосредственным руководителем Отношения с наставником Отношения с коллегами Социально-психологический климат в коллективе |
Обобщенное содержание этапов совершенствования процесса адаптации персонала в ЗАО «Стройподряд №1» представлено в таблице 3.3, где содержатся основные мероприятия, приходящиеся на конкретную стадию, круг лиц, которых эти мероприятия касаются и основной инструментарий, оформляющий процесс адаптации работника.
Таблица 3.3- Содержание этапов совершенствования процесса адаптации персонала ЗАО «Стройподряд №1»
Этап адаптации Содержание и ответств. исполнители |
ознакомление |
приспособление |
ассимиляциz | |
ланирование |
организация |
контроль, оценка |
координация | |
1. Субъекты управления |
Менеджер по персоналу |
руководитель подразделения, наставник, менеджер по персоналу |
руководитель подразделения, наставник, менеджер по персоналу, коллеги |
Менеджер по персоналу, Руководитель подразделения |
2. Мероприятия по управлению адаптацией |
Анализ информации об адаптанте Анализ информации о структурном подразделении Разработка программы
адаптации для конкретного Ознакомление адаптанта с его программой адаптации |
Информирование о дея- Знакомство со структурой, режимом работы, системой з/п Информирование о кадровой политике Ознакомление с основными функциями Введение в коллектив Стажировка |
Собеседование через 1 неделю Оценка через 1 месяц Оценка через 3 месяца Подготовка заключения об итогах адаптации |
Самостоятельная работа Участие в общественной жизни предприятия |
3. Инструментарий |
Данные о новом сотруднике Положение об отделе Проект программы адаптации Информационная брошюра Выбор наставника |
Программа адаптации Информационная брошюра Адаптационный лист |
Программа адаптации Анкета сотрудника Бланк оценки уровня адаптации Заключение об итогах адаптации |
Плановая деловая оценка персонала |
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Реализация любого проекта направлена на достижение заранее заданных и четко сформулированных целей и связанных с ними конкретных результатов. Цели и соответственно результаты проекта могут быть:
Социально-экономическая
При оценке экономической эффективности от совершенствования мероприятий по управлению и реализации процесса адаптации определяется воздействие данного процесса на результативность деятельности работников и организации в целом (повышение производительности труда, улучшение качества предоставляемых услуг, экономия ресурсов и т.д.).
Показателями экономической эффективности проекта, выраженными в стоимостном выражении, являются:
- снижение затрат времени непосредственного руководителя и рядовых работников;
- уменьшение стартовых издержек (повышение качества и количества предоставляемых услуг);
- снижение случаев травматизма, связанных с незнанием (несоблюдением) техники безопасности;
- снижение случаев выхода из строя оборудования, электробытовых приборов;
- снижение текучести кадров;
- результаты деятельности;
- выручка от реализации произведенных услуг за вычетом израсходованной на собственные нужды.
Таблица 3.4.- Направления расчета экономического эффекта от совершенствования процесса адаптации
Затраты |
Направления расчета эффекта |
Анализ состояния процесса адаптации. Разработка новых положений о подразделении и должностных инструкций. Разработка документов, сопровождающих процесс адаптации. Компенсации за снижение темпа работы в период адаптации. Привлечение наставников. Внедрение проекта в практику. |
Эффект за счет снижения текучести и стабилизации трудового коллектива. Рост индивидуальной производительности труда нового сотрудника путем эффек-тивного контроля за его работой. Повышение качества и количества предоставляемых услуг. Снижение затрат времени непосредствен-ного руководителя и рядовых работников. |
Информация о работе Совершенствование системы адаптации персонала