Совершенствование системы мотивации персонала организации в ООО "Золотые узоры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является изучение теоритических основ и разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации в ООО “Золотые узоры”.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
· изучить содержание понятия “система мотивации” труда в современной организации и основные теории мотивации;
· проанализировать деятельность ООО “Золотые узоры”, провести исследование системы мотивации работников и выявить её недостатки;
· разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры” и рассчитать их социально-экономическую эффективность

Содержание

Введение
1 Теоретические основы системы мотивации персонала организации
1.1 Содержание понятия “система мотивации
1.2 Методы мотивирования персонала
1.3 Основные теории мотивации
2 Анализ деятельности и системы мотивации персонала в ООО “Золотые узоры”
2.1 Общая характеристика ООО “Золотые узоры
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО “Золотые узоры
2.3 Анализ ситемы управления и мотивации персонала ООО “Золотые узоры
2.4 Выводы по результатам анализа.Задание на организационный проект
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивациии персонала в ООО “Золотые узоры
3.1Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проектных мероприятий
3.3 План-график внедрения мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование системы мотивации персонала организации в ООО.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)

В заключение отметим, что мотивационные стимулы  действуют только в случае систематического применения как внешних, так и  внутренних мотиваторов, их взаимосвязи и учета индивидуальных особенностей и потребностей персонала

1.2 Методы мотивирования  персонала 

Методы  мотивирования персонала могут  быть самыми разнообразными и зависят  от проработанности системы мотивирования  на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Существуют  следующие методы мотивирования  эффективного трудового поведения [5]:

· материальное поощрение;

· организационные  методы;

· морально-психологические.

Наиболее  распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50% [6].

Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости  от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.

Удовлетворенность материальным вознаграждением, его  справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых  работников.

Хотя  труд в нашей стране, в отличие  от высокоразвитых стран, на сегодняшний  день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно 

предположить, что потребность в деньгах  будет расти до определенного  предела, зависящего от уровня жизни, после  которого деньги станут условием нормального  психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут  выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для  руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем  потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека [7].

Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать  характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем  работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в  нормативных актах и должностных  инструкциях.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая  сработала один раз, окажется эффективной  и в дальнейшем. С развитием  личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким  образом, процесс мотивации путем  удовлетворения потребностей бесконечен.

Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.

Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:

· участие  в делах организации (как правило, социальных);

· перспектива  приобрести новые знания и навыки;

· обогащение содержания труда (предоставление более  интересной работы с перспективами  должностного и профессионального  роста).

Морально-психологические  методы мотивирования  включают в себя:

· создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности  за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);

· присутствие  вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;

· признание (личное и публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и  т.п. За особые заслуги - награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.);

· высокие  цели, воодушевляющие людей на эффективный  труд (любое задание должно содержать  в себе элемент вызова);

· атмосфера  взаимного уважения, доверия [8].

Своеобразным  комплексным методом мотивации  является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации  число должностей высокого ранга  ограничено; во-вторых, продвижение  по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в  управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Приведенная схема классификации методов  стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида [9]:

1) Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2) Управление по  целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

1) Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

2) Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

Мотивы  как внутренние побуждения активности индивидов следует отличать от внешних  побуждений - стимулов, то есть воздействий  объективных условий, которые становятся мотивами в случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта.

Стимул (лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. [10].

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов.

1.3 Основные  теории мотивации 

В настоящее  время выделяют два подхода к  изучению мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны  теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые  и являются основным мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К  сторонникам такого подхода можно  отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Клейтона Альдерфера.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  ТЕОРИИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Содержательные  теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно  стимулирует людей к труду. Разработчиков  содержательных теорий интересует выявление  имеющихся у людей потребностей (мотивов) и их приоритетности. Они  озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются “статичными”, поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение; тем не менее эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности.

Тщательное  изучение основных содержательных теорий помогает пониманию мотивации.

Иерархия  потребностей Маслоу

В своей  классической работе Абрахам Маслоу в общих чертах наметил целостную теорию мотивации. Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. По существу он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.

В своей  иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней. Ниже дается их краткое описание.

1) Физиологические  потребности. Самый первый, базовый уровень в иерархии - физические потребности, соответствующие врожденным первичным потребностям, которые обсуждались выше. Примерами могут служить голод, жажда, сон и секс. В соответствии с теорией, как только эти потребности удовлетворены, они перестают мотивировать человека. Например, голодный человек будет стараться получить морковку, которая находится в пределах досягаемости. Однако, съев ее, человек не станет стремиться достать еще одну, и потребуется мотивация на более высоком уровне потребностей.

2) Потребность в  безопасности. Этот уровень потребностей приблизительно соответствует мотиву безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом поиска безопасности. И все-таки, как и в случае с физиологическими потребностями, если потребность в безопасности удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором.

3) Потребность в  любви. Третий, средний уровень потребностей в общем соответствует потребностям в любви и принадлежности. Как и Фрейда, Маслоу обвиняют в неудачном выборе слов при определении уровней. Использование им слова “любовь” имеет много вводящих в заблуждение коннотаций, таких, например, как секс, который в действительности является физиологической потребностью. Возможно, более подходящими понятиями для обозначения этого уровня были бы “потребность в принадлежности” или “социальные потребности”.

4) Потребность в  уважении. Уровень потребности в уважении включает более высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут рассматриваться потребности во власти, достижениях и статусе. Маслоу обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.

5) Потребность в  самовыражении. Этот уровень представляет кульминацию всех низших, средних и высших потребностей человека. Люди, добившиеся возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.

Двухфакторная теория мотивации  Герцберга

Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел широко освещавшееся исследование в области мотивации, для получения данных он использовал метод критической ситуации. Специалистам задавались два вопроса по существу:

1) Когда вы испытывали наиболее полное удовлетворение от своей работы и что его порождало?

2) Когда вы относились к работе хуже всего и что породило это отношение?

Высказанные положительные ощущения главным  образом ассоциировались с опытом работы и ее содержанием. В то же время отрицательные ощущения были связаны главным образом с  внешними условиями, в которых осуществляется работа, - ее контекстом. Расположив эти  высказанные положительные и  отрицательные ощущения в виде таблицы (Таблица 1), Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность связана с содержанием работы, а неудовлетворенность - с ее контекстом.

Таблица 1 - Двухфакторная теория Герцберга

 
Гигиенические факторы Мотиваторы  
Политика  компании и ее администрирование Достижения  
Технический надзор Признание  
Зарплата Работа как  таковая  
Межличностные отношения с начальником Ответственность  
Условия работы Продвижение  
     

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала организации в ООО "Золотые узоры"