Совершенствование системы стратегического менеджмента в ОАО «Космос», г. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределённости является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Данная работа посвящена изучению методов разработки мероприятий по разработки стратегии конкретного предприятия индустрии туризма. Целью исследования является разработка комплекса мер для совершенствование системы стратегического менеджмента в ОАО «Космос».

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_strategicheskomu_menedzhmentu.docx

— 73.36 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

 

Филиал__________ Институт туризма и гостеприимства____________________

 

 

Кафедра Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина  «Стратегический менеджмент»

Тема: «Совершенствование системы стратегического  менеджмента  в ОАО «Космос», г. Москва»

 

 

 

 

 

выполнила студент 4 курса

очной формы  обучения

группа М4-1

Парфёнов  Александр Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

Введение 

 

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределённости является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

 Данная работа посвящена изучению методов разработки мероприятий по разработки стратегии конкретного предприятия индустрии туризма.

Целью исследования является разработка комплекса мер для совершенствование системы стратегического менеджмента в ОАО «Космос».

Исходя из поставленной цели были определены задачи:

    • охарактеризовать предприятие;
    • провести анализ конъюнктуры рынка услуг;
    • провести стратегический анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды на анализируемое предприятие;
    • сформулировать миссию, цели и стратегию анализируемого предприятия;
    • разработать проект мероприятий по реализации стратегии развития анализируемого предприятия.

Объектом исследования выбрано предприятие ОАО «Космос».

Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования системы стратегического менеджмента на предприятиях туризма.

В данной работе были изучены учебные, статистические данные и материалы, размещенные  в сети Интернет.  

  1. Аналитическая часть.
    1. Краткая характеристика предприятия

Строительство Гостиничного комплекса "Космос" было задумано для обслуживания Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 году. Архитектура  здания с видом на парк ВДНХ и  на памятник космонавтам разрабатывалась  советскими и французскими архитекторами  на основе французского проекта, уже  одобренного горисполкомом Москвы.

Гостиничная программа включала:

  • 1718 стандартных номеров на 2 кровати
  • 53 двухкомнатных номера
  • 6 четырехкомнатных номеров
  • около 3600 мест гостиничной сети общественного питания

При планировании помещений  пришлось строго придерживаться советских  норм, которые не только сильно отличались от западных, но и были гораздо строже. Строительством здания занималась французская фирма "Sefri".

Официальное открытие отеля  состоялось 18 июля 1979 года. Это был  большой праздник, на котором присутствовало множество видных политических деятелей, бизнесменов, звезд эстрады. За 20 лет  работы отеля в нем останавливалось  множество известных личностей. Это французский певец Джо Дассен, французский актер Ален Деллон, вокалисты знаменитой группы Дитер Болен и Томас Андерс, группа "BONEY M", звезды российского кино и эстрады Людмила Чурсина, Михаил Боярский,  Алла Пугачева, София Ротару, международный гроссмейстер Гари Каспаров и многие многие другие.

 

1.2 Анализ конъюнктуры рынка.

В настоящее  время в России функционируют  как современные отели, управляемые в том числе международными операторами, так и советские гостиницы «дорыночного» периода. В свою очередь, советские гостиницы работают как в формате отелей 1-2 звезд, предлагающих базовый уровень комфорта по минимальным ценам, так и в формате гостиниц более высокого уровня в 3-4 звезды.

По данным компании «Амико», за последние 10 лет общее количество всех средств размещения в России увеличилось на 29%. К этим объектам относятся гостиницы; санаторно-курортные организации; дома отдыха, пансионаты, базы отдыха; турбазы, поезда, круизные суда, яхты, дебаркадеры, а также организации гостиничного типа (мотели, апартаменты, общежития и прочее). В 2000 году количество таких объектов составляло 9 058 штук. В 2010 году число данных объектов увеличилось до 11 698 штук. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, в 2009 году открылось 117 новых гостиниц и других средств размещения. Общий номерной фонд в России составил почти 1 млн. номеров

По данным «РБК.Исследования рынков» , в настоящее время соотношение различных средств размещения в туристической инфраструктуре таково: гостиницы - 44% (рисунок 1), санаторно-курортные организации - 19%, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха - 19%, турбазы, поезда, круизные суда, яхты, дебаркадеры и прочее - 2%, организации гостиничного типа (мотели, апартаменты, общежития и проч.) - 16%

 

Рисунок 1. Структура средств размещения в России в 2010 году.

По данным http://tourinfo.ru, за последние 10 лет 44,5% новых номеров приходилось на Москву, 39,5% – на Санкт-Петербург, а на другие регионы России – всего 16% (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура Российского гостиничного рынка по регионам в 2010 году.

Рассматривая  рынок гостиничных услуг в  Москве, следует отметить, что по мнению аналитиков рынка, роль Москвы как делового и финансового центра в перспективе будет увеличиваться. Таким образом, будет расти и число лиц, посещающих город с деловыми и профессиональными целями. По оценке Всемирной туристической организации (UNWTO) туризм в России будет развиваться ускоренными темпами, а больше всего туристов будет принимать Москва: в 2020 году ожидается около 9 млн. человек Таким образом, к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма.

Тем не менее, в настоящий момент по обеспеченности качественными гостиничными номерами Москва заметно отстает от других европейских столиц. Так, в Лондоне  и Париже объем современного гостиничного фонда составляет примерно 70 тыс. номеров, в Москве – менее 40 тыс. Особенно характерен для Москвы дефицит номерного  фонда в качественных современных  гостиницах средней ценовой категории 3 звезды.

По причине  недостаточного количества номеров, стоимость  размещения в гостиницах Москвы одна из самых высоких в мире. И хотя Москва и уступила Монте-Карло в 2009 году место самого дорогого города в мире по средней стоимости номера (177 евро против 152 евро), но продолжает оставаться в первой пятерке самых  дорогих городов по этому показателю.

В Санкт-Петербурге, который занимает второе место по количеству гостиниц, уровень обеспеченности гостиничными номерами на 1000 жителей  составляет 6 номеров на 1000 жителей. В северной столице в структуре  качественного номерного фонда  преобладают отели категории 4 звезды (49%), в меньшей степени представлены высококлассные гостиницы категории 5 звезд (13%), гостиницы 3 звезды составляют 38%.

Финансовый  кризис в значительной степени повлиял  на рынок гостиничных услуг. В  конце 2008 года деловая активность, а  с ней и поток туристов существенно  сократились. По данным Knight Frank, за 9 месяцев 2009 года Москву посетили 2,6 млн. иностранных гостей, что на 15% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Как следствие, наблюдалось снижение заполняемости отелей в среднем на 20 - 25%.

Гостиничный сегмент отреагировал на проявления финансового кризиса резким снижением  цены проживания и доходности номера. В Европе серьезное понижение  цен испытали Дания, Финляндия, Венгрия, Ирландия и Исландия.

Цифры, отражающие изменения цен в гостиницах Москвы в российской валюте, выглядят менее  драматично, что связано с заметной девальвацией рубля по отношению  к основным мировым валютам. В пятизвездочных гостиницах в 2009 году отмечено снижение в рублях на 18%, в 4 звездах – на 24%, 3 – на 14% по сравнению с 2008 г. По данным Hotels.com, средняя стоимость номера в российских гостиницах во втором квартале 2010 года уменьшилась еще на 11% до 127 евро в сутки.

По оценке компании Jones Lang LaSalle Hotels, кризис в «советских» гостиницах начал ощущаться еще раньше, чем в сегментах современных отелей: уже в сентябре 2008 года там стал ощутимо снижаться показатель загрузки. Группа «советских» гостиниц 3-4 звезды потеряла значительнее других категорий в ходе кризиса: за 2009 год доходность номера в этом сегменте снизилась на 41% в рублях. Данный факт объясняется низким качеством предоставления услуг и высокими ценами проживания в таких гостиницах относительно отелей, соответствующих стандартам 3–4 звезды: лишь 1/4 часть гостиниц, предлагающих размещение в Москве, отвечают международным нормам и современным требованиям. Современные качественные отели потеряли в среднем около 29%, а бюджетная группа - 27%. По итогам 2009 года показатели гостиничного рынка упали до значений 2004–2005 года — времени, когда становление рынка отелей в России только начиналось.

По данным, предоставленным компанией Knight Frank, среднегодовой уровень загрузки гостиниц Москвы категории 5 звезд в 2009 году составил 52,1% (рисунок 3), снизившись на 17,8% по сравнению с показателем предыдущего года (в 2008 г. – 63,4%).

Отели категории 4 звезды показали снижение на 7%, в результате чего загрузка составила 63,6% (в 2008 г. – 68,4%). В категории 3 звезды наблюдалась  существенно более негативная динамика – уровень среднегодовой загрузки упал более чем на 30% и составил в 2009 году 46,9% (в 2008 г. – 68,0%).

Рисунок 3. Среднегодовой уровень загрузки гостиниц Москвы разных категорий по итогам 2008 и 2009 годов.

По данным компании Knight Frank, общий эффект от снижения загрузки номеров и стоимости размещения привел в среднем к двукратному сокращению выручки гостиниц от использования номерного фонда в долларовом эквиваленте, на 35% – в российских рублях. Кроме того, одной из тенденций 2009 года стало сокращение времени пребывания в гостинице. В результате, средняя загруженность столичных гостиниц в 2009 году составила 40–60% в зависимости от сегмента.

Острая  необходимость борьбы за каждого  клиента потребовала от всех игроков  рынка корректировки маркетинговых  стратегий. В первую очередь кризис способствовал поиску возможностей со стороны руководства отелей сделать работу более эффективной, а отель – более привлекательным. Однако, в зависимости от класса, гостиницы повели себя по-разному: отели класса «люкс» пытались держать цены, даже теряя клиентов, тогда как в среднеценовом сегменте загрузка стала первоочередной задачей. Этот сегмент имел некоторый запас для ценовой коррекции.

Экспертами  из департамента маркетинга Azimut Hotels Company отмечается, что в прошлые годы на гостиничном рынке России отмечался активный рост, а интерес к нему со стороны иностранных инвесторов и операторов возрос. На середину 2008 года под международными брендами в России работало 48 отелей на 12,9 тыс. номеров. Уровень их проникновения оценивался в 7% и наблюдалась тенденция к освоению российских регионов - о своем желании выйти на региональный рынок заявили практически все присутствующие в России зарубежные гостиничные операторы. Но все же, экономический кризис внес свои коррективы, и в 2008 году наметились тенденции спада в развитии этого сектора. Многие проекты по строительству отелей были заморожены, сокращены расходы на маркетинг и рекламу, участие в отраслевых выставках.

Однако  спад интереса продолжался недолго: уже в 2009 году эксперты отмечают рост привлекательности российского  гостиничного рынка для инвесторов и международных операторов. Несмотря на финансовый кризис, низкая конкуренция  в сегменте гостиничной недвижимости и высокая стоимость проживания, а также большой потенциал  российского рынка гостиничной  недвижимости продолжают привлекать на российский рынок крупнейших мировых  игроков.

Что касается потребительского спроса, то в кризис определяющим фактором при выборе отеля  становится гарантированно высокий  уровень сервиса: клиенты хотят  быть уверены в том, что за потраченные  деньги получат качественное обслуживание. С этой точки зрения сетевым отелям в кризис приходится легче: их известность  и сильный бренд выступают безусловной гарантией качества. В то же время, несетевым гостиницам, чтобы привлечь клиентов и избежать существенного снижения стоимости номера, при размещении гостям предлагаются различные опции: бесплатное предоставление некоторых услуг (химчистка, пользование бассейном). Другие операторы, наоборот, предлагают базовый вариант размещения за умеренную цену без дополнительных услуг.

Игроки  гостиничного рынка предпринимают  дополнительные меры по сокращению издержек и стимулированию спроса: кроме снижения стоимости размещения, были осуществлены и другие мероприятия. Так, многие гостиницы  переориентировались на новые клиентские ниши (особенно в гостиницах верхнего ценового сегмента), вводили поощрительные  и бонусные программы, предоставляли  дополнительных услуги. В большинстве  отелей выросла доля прямых продаж, гостиницы привлекали постояльцев  расширением услуг: бесплатным интернетом, размещением в номерах более  высокой категории при сохранении стоимости, дополнительным питанием.

В первом квартале 2010 года на рынке гостиничной  недвижимости уже отмечен рост спроса как следствие стабилизации туристических потоков, в основном, с деловыми целями. Наблюдается также постепенный рост стоимости размещения. Аналитики считают, что увеличение цены за номер будет происходить постепенно, и затронет, прежде всего, гостиницы высшей категории.

Информация о работе Совершенствование системы стратегического менеджмента в ОАО «Космос», г. Москва