Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «АвтоВАЗ».
Основные задачи курсовой работы:
1. разработка миссии, целей организации и стратегий их достижения;
2. анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия;
3. изучение организационной структуры и ее совершенствование в соответствии со стратегией, целями, внешними и внутренними условиями деятельности предприятия;
4. определение возможности развития предприятия.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика исследуемого предприятия и отрасли 5
1.1. Общая характеристика автомобильной промышленности в России 5
1.2. Характеристика деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 9
Глава 2. Описание этапов стратегического планирования на предприятии ОАО «Автоваз» 15
2.1. Формирование миссии 15
2.2. Формирование и определение цели предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды 22
2.4. Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» 27
2.5. SWOT – анализ 30
2.6.Выбор базовой стратегии 35
2.7 Портфельный анализ деятельности предприятия с помощью матрицы БКГ 37
2.8.Разработка и реализация стратегии развития предприятия 40
Глава 3.Совершенствование организационной структуры управления предприятием 44
3.1. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием 44
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления в ОАО «АвтоВАЗ» 46
Заключение 50
Список Литературы 51
За короткие сроки Автоваз стал лидером российского автопрома, крупнейшим предприятием автомобильной отрасли Восточной Европы. В настоящий момент время завод производит более 700 тысяч автомобилей, из которых около 100 тысяч отправляются на экспорт. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, предприятие остается крупнейшим производителем автомобилей в России и главным действующим лицом на внутреннем рынке. С 2005 по 2008 года выпуск и продажа автомобилей стабильно увеличивались, в кризисный 2009 год было выпущено 332 тысяч автомобилей. В 2009 году завод останавливался дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года — из-за отказа производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он не погасит перед ними свои долги. Другой раз — уже на весь август — по решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом.
В результате экономического кризиса 2008 — 2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «Автоваз» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
30 марта
2009 года Правительством России
было принято решение о
Но несмотря на это, в ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «Автовазе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), и в том же месяце российское Правительство заявило о готовности оказать «Автовазу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.
Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 протокол о сотрудничестве в рекапитализации «Автоваза». Соглашение предусматривает финансовую помощь «Автовазу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.
В Табл. №1 представлены серийно выпускаемые в настоящее время автомобили ОАО «АвтоВАЗ»
Таблица №1
Модельный ряд ОАО «АвтоВАЗ»
№ п/п |
Наименование автомобиля |
Начало выпуска |
Стоимость, руб. |
1. |
семейство LadaKalina: |
2004 год |
|
-универсал |
от 281 900 до 411 000 | ||
-хэтчбек |
от 276 900 до 393 800 | ||
-Kalina Sport |
от 381 100 до 402 400 | ||
2. |
семейство LadaPriora: |
2007 год |
|
- седан |
от 331 000 до 428 100 | ||
-универсал |
от 359 900 до 438 700 | ||
-хэтчбек |
от 337 000 до 432 900 | ||
- PrioraCoupe |
447 200 | ||
3. |
LadaGranta: |
2011 год |
|
- седан |
от 239 000 до 275 000 | ||
4. |
семейство LadaSamara: |
2000 год |
|
- хэтчбек 3 дв. |
от 270 300 до 275 300 | ||
- хэтчбек 5 дв. |
от 282 300 до 288 300 | ||
- седан |
от 280 900 до 296 300 | ||
5. |
Lada 2107: |
1982 год |
от 206 900 до 213 600 |
6. |
семейство Lada 4×4: |
1977 год |
|
- 3 дв. |
от 326 300 до 336 400 | ||
- 5 дв. |
363 300 |
Также АвтоВАЗ продолжает серийно выпускать двигатели:
Кроме того, АвтоВАЗ продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.
Дальнейшее развитие компании связывают с интеграцией с Renault-Nissan. В конце 2011 года «АвтоВАЗ» поставил на конвейер автомобиль LadaGranta, который уже сейчас пользуется немалым спросом. В первом полугодии 2012 года — мини-вэн R90 и фургон F90 на платформе B0, в третьем квартале 2012 года — автомобиль Nissan также на платформе B0, в 2013 году — недорогой хетчбэкGranta и ещё два автомобиля Renault, также на платформе В0. Также в планах компании до 2013 года - модернизация ряда производств, расширение выпуска двигателей и коробок передач. Уже с 2011 года АвтоВАЗ прекратил выпуск классических моделей (2105, 2107), а семейство Sаmara планируется снять с производства с 2014 года. Также среди основных планов ОАО «АвтоВАЗ» можно выделить:
На первом этапе стратегического планирование выбирается миссия организации. Миссия организации - это наиболее общая цель деятельности организации, предназначение, смысл существования и организации относительно внешней среды.[14]
Миссия ОАО «АвтоВАЗ»:
«Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников, повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».[12]
На мой взгляд, миссия на данном предприятии сформулирована некорректно, поэтому я предложила скорректированную миссию:
«Мы создаём для наших покупателей автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудником и повышая ценность нашего бизнеса, удовлетворяя потребности общества в автотехнике с низко доступными ценами и создавая условия поддержания работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации».
Лозунговая форма миссии ОАО «АвтоВАЗ»: «Постоянное совершенствование, увеличение ассортимента!»[12]
Следующим этапом стратегического планирования является определение и постановка целей предприятия.
Сначала устанавливают долгосрочные цели. Это крупные цели, которые требуют времени для достижения. Долгосрочные цели это основа для постановки других более коротких целей. Это как фундамент в общем строении целей предприятия.[12]
Обычно у долгосрочных целей сроки достижения устанавливают в пределах 5 лет и более . Долгосрочные цели ОАО «АвтоВАЗ» приведены в табл. 2.
Таблица №2
Долгосрочные цели ОАО «АвтоВАЗ»
Область планирования |
Наименование цели |
Ответственные |
Производство |
1)Увеличить объём производства втрое с 600тыс.руб. в 2011г. До 1,1 мил. В 2018г.; 2)Повысить продуктивность персонала; 3)Сконцентрировать
производственный периметр |
Генеральный директор |
Финансы |
1)Финансировать инвестиционную программу к 2018г. с целью освобождения предприятия от долговых обязанностей; 2)Инвестировать в модельный ряд до 2018г. 58,4 млрд. руб.; 3)В период с 2013г. по 2018г. финансировать программу инвестиций за счёт собственных средств. |
Главный бухгалтер |
Кадры |
1)Снизить количество 2)Повысить производительность на 38% в 2018г. по сравнению с 2011.г до уровня производительности текущих международных автопроизводителей; 3)Увеличить
затраты на развитие персонала
в 4 раза до 0,3 млрд. руб. в год к
2018 году для осуществления |
Заместитель директора по кадровым вопросам |
Маркетинг |
1)Развить систему продаж для ключевых клиентов, которые составят 16% общих продаж а/м в 2018 году(160 тыс. а/м); 2)Внедрить переменную маржу для дилеров, стимулирующую продажи к 2018г.; 3)Увеличить в 3 раза бюджет на маркетинг(до 39000руб/а/м или 1,5% продаж). |
Заместитель директора по маркетингу |
Менеджмент |
1)Усовершенствовать 2)Удерживать старые и построить новые долговременные отношения с клиентами с целью создания к 2018 г. широкой клиентской базы. |
Генеральный директор |
Техническое развитие и НИОКР |
1)К 2018г. удвоить затраты служб технического развития до 2,8% от выручки и увеличить объем работ по поддержанию действующего производства и разработки инновационных технологий; 2)Выделить 3% от доходов на НИОКР. |
Заместитель директора по техническим вопросам |
Затем определяются среднесрочные цели. Это крупные блоки в строении целей. При этом они поддерживают долгосрочные цели и направлены или способствуют их достижению.
Среднесрочные цели определяются в период с 3 до 5 лет.[3] Среднесрочные цели ОАО «АвтоВАЗ» приведены в табл. 3.
Таблица №3
Среднесрочные цели ОАО «АвтоВАЗ»
Область планирования |
Наименование цели |
Ответственные |
Производство |
1)Увеличить объём производства в 1,5 раза в 2016г. по сравнению 2013г.; 2)К 2016 году достичь доли в 25% на
внутреннем рынке легковых 3) Повысить продуктивность персонала с помощью модернизации производственного оборудования; |
Генеральный директор |
Финансы |
1)Инвестировать в модельный ряд до 2016г. двигатели 9,8 млрд.руб.; 2)Производственные мощности 68,2 млрд. руб.; 3) В период с 2013г. по 2016г. финансировать программу инвестиций за счёт собственных средств. |
Главный бухгалтер |
Кадры |
1)Снизить количество персонала на 1,5% до численности 46 тыс.человек; 2)Повысить производительность на 19% в 2016 году; 3)Увеличить затраты на развитие персонала в 2 раза до к 2016 году для осуществления модернизации. |
Заместитель директора по кадровым вопросам |
Маркетинг |
1)Повысить уровень сервиса к 2016 году; 2) Увеличить в 1,5 раза бюджет на маркетинг; 3)Реструктурировать 4) Развить систему продаж для ключевых клиентов, которые составят 8% общих продаж а/м в 2016 году. |
Заместитель директора по маркетингу |
Менеджмент |
1)Расширить круг общения с новыми клиентами к 2016 г. на 12% по сравнению с 2013 г. 2)Усовершенствовать отдельные стороны организационной структуры управления к началу 2016г. |
Генеральный директор |
Техническое развитие и НИОКР |
1) Выделить 1,5% от доходов на НИОКР; 2)К 2016г. удвоить затраты служб технического развития до 1.4% от выручки. |
Заместитель директора по техническим вопросам |
Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.[2] Краткосрочные цели ОАО «АвтоВАЗ» приведены в табл. 4.
Информация о работе Совершенствование стратегического планирования и управления в ОАО «Автоваз»