Совершенствование территориальной организации местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – совершенствование территориальной организации муниципального образования на примере Добровского района. Задачи: проанализировать теоретические основы территориальной организации муниципального образования на примере Добровского района; проанализировать правовые основы территориальной организации и их реализацию на примере Добровского района; разработать предложения по совершенствованию территориальной организации Добровского района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и понятие территориального местного самоуправления...........5-9
1.2 Основные модели территориальной организации местного самоуправления......................................................................................................9-10
2. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ местного самоуправления Добровского района.............................11-16
2.2. Анализ социально-экономического развития Добровского района............16-24
2.3. Анализ правового регулирования Добровского района................................24-29
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОБРОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Разработка мероприятий для развития муниципального образования Добровского района.................................................................................................30-35
3.2. Разработка мероприятий для социально - экономического развития Добровского района..................................................................................................35-43
ЗАКЛЮЧЕНИE .........................................................................................................44-46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .....................................................................47-48

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район - это межселенные территории. 
В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

1.2. Основные модели территориальной организации местного самоуправления

Сложившаяся на сегодня практика организации местного самоуправления может быть представлена в видя ряда моделей: территориальная (районная), поселенческая (волостная) и двухуровневая.

Территориальная (районная) модель

Предполагает выделение района как единого муниципального образования, которому подчинен населенные пункты районного подчинения (волости, поселки). Преимуществом модели служит то, что более крупное муниципальное образование может располагать достаточным бюджетом, позволяющим ему решать проблемы входящих в него населенных пунктов. К недостаткам этой модели можно отнести низкую степень инициативности граждан организовывать на этом уровне полноценную работу в сфере самоуправления.

Поселенческая (волостная) модель

При использовании этой модели статусом муниципального образования наделяется определенный круг административно-территориальных единиц (города, волости, сельсоветы), тогда как на уровне административного района или его подразделения создаются органы государственной власти на местах.

Это связано с отсутствием на районном уровне представительных органов муниципальной власти.

Таким образов власть на уровне субъекта осуществляется на 2-х уровнях сразу: субъекта федерации и района. К несомненным преимуществам модели относится то, что власть муниципального образования в этом случае территориально больше приближена к населению, а потому и подконтрольна ему.

Недостатком же является отсутствие возможности у малых территориальных образований иметь право на реализацию местного самоуправления.

Двухуровневая модель

Включает в себя наделение правами муниципального образования сразу двух субрегиональных уровней: районного и поселкового, с соответствующим разделением между ними полномочий, собственности и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  ДОБРОВСКОГО РАЙОНА

2.1. Анализ местного самоуправления  Добровского района

Добровский район - часть территории Липецкой области Российской Федерации, которая является самоуправляемой административно-территориальной единицей области, представляет собой совокупность объединенных общей территорией сельских поселений, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. На западе граничит с Липецким районом, с Лебединским районом, с Чаплыгинским районом, с Тамбовской областью. Его территория 1667 км².

Муниципальное образование Добровский район наделено статусом муниципального района в соответствии с Законом Липецкой области от 02.07.2004 г. № 114-ОЗ «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения». Территорию района, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, определяет граница муниципального образования - граница Добровского района.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение  местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов муниципального  района;

3) владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений;

5) содержание и строительство  автомобильных дорог общего пользования  между населенными пунктами, мостов  и иных транспортных инженерных  сооружений вне границ населенных  пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) создание условий для предоставления  транспортных услуг населению  и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и др.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов  муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий  и учреждений, финансирование муниципальных  учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если  иное не предусмотрено федеральными  законами;

5) организационное и материально-техническое  обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и др.

Структуру органов местного самоуправления Добровского района составляют:

-   Совет депутатов Добровского района (далее - районный Совет);

-   глава Добровского района (далее - глава района);

-   администрация Добровского района (далее - администрация района);

-   контрольно-счетная комиссия;

-   избирательная комиссия Добровского района района;

-   отдел финансов и казначейского исполнения бюджета администрации района;

-   отдел образования администрации района;

-   отдел культуры администрации района.  

Отдел финансов и казначейского исполнения бюджета администрации района, отдел образования администрации района, отдел культуры администрации района являются юридическими лицами.

Районный Совет депутатов состоит из 30 депутатов, избираемых населением района на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Липецкой области сроком на 5 лет.

В исключительной компетенции районного Совета находятся:

1) принятие Устава Добровского района и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение районного бюджета  и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ  развития района, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и др. Районный Совет самостоятельно определяет свою структуру.

Глава района является высшим должностным лицом района, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию района. Глава района избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет. Глава района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами районного Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.

Глава района обладает следующими полномочиями:

1) представляет район в отношениях  с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;

2) подписывает и обнародует в  порядке установленном настоящим  Уставом, нормативные правовые акты, принятые районным Советом;

3) издает в пределах своих  полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного  заседания районного Совета;

Глава района как Глава администрации района обладает следующими полномочиями:

1) организует выполнение нормативных правовых актов районного Совета в рамках своих полномочий;

2) обладает правом внесения в  районный Совет проектов муниципальных  правовых актов;

3) представляет на утверждение  районного Совета проект районного  бюджета и отчет об его исполнении;

4) представляет на рассмотрение районного Совета проекты нормативных актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет районного бюджета.

5) формирует администрацию района  и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и т. д.

Администрация района - исполнительно-распорядительный орган Добровского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Администрацией района руководит глава района на правах единоначалия.

Структура администрации района утверждается районным Советом депутатов по представлению главы района. Заместители главы администрации назначается на должность главой района.

К компетенции администрации относятся:

- формирование и исполнение  бюджета района;

- владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным районным Советом;

- ведение реестра муниципальной  собственности;

- организация в границах района  электро-, газоснабжения населения;

- содержание и строительство  автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах района, за исключение автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах района;

- участие в предупреждении и  организации мероприятий по ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах района и т. д.

2.2. Анализ социально-экономического развития Добровского района

Добровский район является одним из ведущих районов области. Район обладает достаточно высоким ресурсным потенциалом. Данные о социально – экономическом развитии базируются на справочной информации Липецкого статистического ежегодника (представлены данные с 2010 по 2012 гг.), документации администрации Добровского района.

Численность постоянного населения за 2010 – 2012 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Численность постоянного населения на 2010 – 2012 гг.

Как видно из таблицы, происходит сокращение численности населения. С 2010 г. по 2012 г. район покинуло 2 тыс. чел. городского населения, что составляет 13 % от начального периода, и 5 % сельского населения. Снижение численности населения обусловлено оттоком людей из сельской местности, что характерно для всей страны. Прирост (убыль) района, рождаемость и смертность, динамика браков и разводов показана в таблице 2.

Информация о работе Совершенствование территориальной организации местного самоуправления