Современная государственная политика на рынке труда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, а так же механизм функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформируем следующие задачи:
- Охарактеризовать основные понятия рынка труда, рассмотреть типологии и структуры ;
- Осветить проблемы функционирования и пути развития рынка труда в экономике современной России.
Объектом исследования данной курсовой выступает сам рынок труда, предметом – современная государственная политика.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, структура, функционирование и инфраструктура рынка труда в России
§1. Сущность и структура рынка
§2. Особенности функционирования и инфраструктура рынка труда
Глава 2. Современное состояние Российского рынка труда и преспективы его развития
§1. Положение рынка труда в Российской Федерации
§2. Перспективы развития и прогноз ситуации на рынке труда Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

• рыночная заработная плата не контролируется ни со стороны работников, ни со стороны фирмы;

• совершенная информация;

• совершенная мобильность труда.

 На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма не оказывает влияния на рыночный уровень заработной платы вследствие незначительной доли предложения труда фирмы на совокупном рынке труда. При изменении спроса на труд или предложения труда происходит подстройка рынка, нахождение новой точки равновесия, нового уровня занятости и заработной платы. Для установления нового уровня равновесия необходимы следующие условия:

 • работники осведомлены о том, что произошло ухудшение условий труда;  
• ухудшение условий труда настолько велико, что при данном уровне заработной платы у работников возникает желание уволиться;  
• нет препятствий для мобильности работников;

• не существует контактов между работодателями и работниками.  
Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате и заработная плата имеет тенденцию к повышению. В зависимости от сочетания форм рынка различают следующие основные модели конкуренции на рынке рабочей силы:

 • предоставление рынкам рабочей силы возможности формирования заработной платы;

• группы работодателей и рабочих определяют заработную плату в ходе переговоров под руководством государственных органов;

 • распределение доходов складывается в условиях совершенной конкуренции через механизм свободных цен.

Влияние на рынок труда различий в заработной плате. Специфика рынка труда заключается в том, что он имеет дело с товаром особого рода, с человеческим капиталом, требующим осуществления специальной политики в области заработной платы на макро - и микро-уровне. Такая политика предполагает создание условий для стимулирования производства, усиления экономической активности населения, мобильности трудовых ресурсов. 10Свободные цены служат стимулом к применению экономичных методов производства, устанавливают правила распределения доходов. Распределение доходов в российской экономике имеет ряд особенностей. В различных секторах экономики установились способы распределения доходов. Таких секторов можно выделить несколько.  
В государственном секторе находятся государственные хозрасчетные предприятия и бюджетные учреждения и организации. Сужение государственного сектора экономики через приватизацию ведет к сокращению сферы распределения по труду. Государственные предприятия участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Вместе с тем они находятся в неравных условиях с другими секторами экономики - ограниченность самостоятельности, остаточный принцип финансирования, жесткое регулирование заработной платы. Вследствие применения единой тарифной сетки, ограничивающей рост заработной платы, постоянное отставание ее индексации от уровня инфляции привело к существенному оттоку квалифицированной рабочей силы из этого сектора экономики.11

 Корпоративный сектор является одним из ведущих секторов экономики, включает крупные предприятия, базирующиеся на частной собственности, а в отдельных случаях - на смешанной собственности (частно - государственной). Распределение доходов осуществляется по капиталу, вложенному в средства производства, и по труду - для наемной рабочей силы. В корпоративном секторе уровень доходов существенно выше доходов в государственном секторе. 12

В частном секторе предприниматели получают доход от собственности и предпринимательский доход. К данному сектору относятся большинство мелких и средних предприятий рыночной системы, способствующих эффективному распределению общественного продукта. Для наемных работников распределение доходов осуществляется в соответствии с ценой, сложившейся на рынке труда.

Распределительные отношения в российской экономике характеризуются существенным неравенством в доходах населения, в том числе и в уровне заработной платы. Неравенство в оплате труда прослеживается на отраслевом и региональном уровнях, в уровне доходов различных социальных слоев. Специалисты выделяют несколько групп отраслей, в которых сложились отличающиеся условия спроса и предложения рабочей силы и разные уровни заработной платы. Дифференциацию отраслей условно можно провести по признакам наличия спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия платежеспособному спросу, наличия достаточного ресурсного потенциала. На данной основе можно выделить следующие группы:  
• экспортно-ориентированные отрасли по добыче природного газа и нефти, энергетических углей; отрасли по производству цветных металлов;  
• отрасли, ориентированные на удовлетворение внутреннего спроса, — отрасли естественных монополий, подотрасли черной металлургии с прогрессивными технологиями, приборостроение, автомобильная и медицинская промышленность, отрасли легкой и пищевой промышленности.  
Уровень заработной платы в данных отраслях значительно опережает заработную плату работников образования, здравоохранения, культуры и искусства. 13 
На региональном уровне неравенство доходов и заработной платы связано с социально-экономическим положением субъектов Федерации. Такое положение регионов обусловлено различным стартовым уровнем вхождения в рынок, разрывом хозяйственных связей, неблагоприятной обстановкой по конвертированию отраслей оборонного комплекса, низкими темпами аграрной реформы и др.

 Неравенство в оплате труда социальных слоев населения возникло на начальном этапе рыночных реформ, приведших к глубокому социальному расслоению общества. На одной стороне оказались низкооплачиваемые работники с уровнем заработной платы ниже прожиточного минимума. На другой - высокооплачиваемые работники с уровнем оплаты труда свыше двух прожиточных минимумов. Высокие доходы формируют более высокий стандарт потребления и позволяют индивиду в полной мере удовлетворять основные потребности.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современное состояние Российского рынка труда и перспективы его развития

2.1 Положение рынка  труда в Российской Федерации

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловливали повышение спроса на труд. Численность занятых в экономике возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая численность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.

В 2008 - 2010 годах прогнозировался стабильный прирост инвестиций, ожидаемый как за счет частного капитала, так и в результате государственных вложений. Предполагалось продолжение роста иностранных инвестиций в экономику страны. Но этим прогнозам не суждено было сбыться. Осенью 2008 года разразился мировой финансовый кризис.15

Рынок труда стал одним из главных индикаторов глубины экономического кризиса для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 миллиона человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 миллиона человек. Летнее затишье немного «сбило температуру», но лишь до 2,1 миллиона безработных на начало сентября. При этом реальное число россиян, не имеющих работы, оценивается в 6,3 миллиона человек, что сопоставимо с уровнем 1995 года. Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения. 16

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. . Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года // Федеральная служба государственной статистики «Росстат», http://www.gks.ru - М., 2009 - 24 апреля.

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными. 17

В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные антикризисные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. 18

Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.19

Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными. . Антикризисные меры для рынка труда // Key Work, http://www.keywork.ru - М., 2009 - 27 апреля.20

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями. . Борьба с безработицей как основа модернизации // ВЦИОМ, http://wciom.ru - М., 2009 - 17 апреля.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. 21

Но есть и позитив: рынок труда серьезно оздоровился, прекратился безумный и неоправданный рост зарплат, компании начали избавляться от «компромиссных» наймов, сделанных в прошлом году, увольнять сотрудников, взятых по принципу «хоть кто-то», и нанимать тех, кто умеет трудиться и отрабатывать вложенные работодателем деньги. Появилась конкуренция среди кандидатов (иногда очень серьезная). Люди начали понимать, что деньги платят за реальный результат, а не просто за «красивые глаза». Компании начали гораздо серьезней относиться к своим расходам и сравнивать, что выгоднее, «наращивать» непрофильные бизнесы у себя или отдавать их на аутсорс. В этом смысле рынок начинает постепенно цивилизовываться, работодатели осознают, что надо концентрироваться на основном бизнесе и бросать все имеющиеся ресурсы на него, а все остальное можно «отдать» профессионалам в соответствующих секторах. И это очень хорошо, потому что способствует повышению эффективности бизнеса, а так давно уже живет весь цивилизованный мир.22

Информация о работе Современная государственная политика на рынке труда России