Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:04, курсовая работа
Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, а так же механизм функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформируем следующие задачи:
- Охарактеризовать основные понятия рынка труда, рассмотреть типологии и структуры ;
- Осветить проблемы функционирования и пути развития рынка труда в экономике современной России.
Объектом исследования данной курсовой выступает сам рынок труда, предметом – современная государственная политика.
Введение
Глава 1. Сущность, структура, функционирование и инфраструктура рынка труда в России
§1. Сущность и структура рынка
§2. Особенности функционирования и инфраструктура рынка труда
Глава 2. Современное состояние Российского рынка труда и преспективы его развития
§1. Положение рынка труда в Российской Федерации
§2. Перспективы развития и прогноз ситуации на рынке труда Российской Федерации
Заключение
Список литературы
2.2 Перспективы развития и прогноз ситуации на рынке труда РФ
Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.23
В территориальном отношении так и останется перекос в сторону центра. Уже сейчас спрос и предложение сконцентрировано в центральных регионах, а в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе спрос значительно превышает предложение. Стоит ожидать также усиление движения персонала из компании в компанию. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации станет наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает все больший вес. В нем устоится в частности: медецинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа и др. Будет разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов. 24
Решение проблем нехватки персонала будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение практики и стажировок уже оплачиваться. Наличие хорошего знания английского и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные международные компании уже идут на снижение этого требования. Например, Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые должности торговых представителей кандидатам с начальными знаниями английского языка. Однако это характерно не для всех сегментов рынка.
Вырисовывается тенденция старения персонала. По позициям, на которые раньше требовались кандидаты «до 35 лет», уже сейчас эта цифра увеличена «до 45 лет». Эта тенденция продолжится.
Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер.
В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР). При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-персонала) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний, планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким. В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи). Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения. . Кризис и рынок труда России // Занимаем.ру, http://www.zanimaem.ru - М., 2009 - 29 ноября.25
Заключение
В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда.
В первой главе мы дали целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.
Во второй главе мы рассмотрели современное состояние рынка труда в России, с учетом влияния на него мирового кризиса. И попытались дать прогноз развития на ближайшее время.
Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Список литературы
1.Аверин А.Н. Управление персоналом. Кадровая и социальная политика в организации. М., 2005.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М. :Проспект, 2009.
3. Баранова Г.И. Модели управления
персоналом. Иркутск, 1997.
4. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом.
Новосибирск. 1997.
Б. Дополнительная литература
5. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей.. СПб., 2003.
6. Виккерстафф С., Герчиков В.
Управление персоналом. Новосибирск, 1994.
7. Волков И.П. Руководителю о человеческом
факторе. Социально-психологический практикум.
Л., 1989.
8. Галенко В.П. Управление персоналом
и стратегия предприятия. СПб., 1994.
9. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом
организации. М., 1997.
10. Денисов В.Л., Филиппов А.В. Управление
персоналом в корпорациях. М., 1999.
11. Комисарова Т.В. Управление человеческими
ресурсами. М., 2002.
12. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия.
Новосибирск, 2001.
13. Мейтланд Я. Руководство по управлению
персоналом в малом бизнесе.. М., 1996.
14. Никитина И.А. Управление
персоналом в 2-х частях. СПб., 2001.
15. Основы управления персоналом коммерческого
банка. / под ред. В.А. Спивака. СПб., 1996.
16. Самукина Н.В. Искусство управление
персоналом банка. М., 1997.
17. Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление
человеческими ресурсами. М., 2005.
18. Управление человеческими ресурсами./ под ред. Н.А. Горелова и А.И. Тучкова. СПб., 1997.
19. Управление человеческими ресурсами./ под ред. Ю.М. Забродина и Н.А. Носова. М., 1996.
20. Управление персоналом организации: Учебник для вузов/Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2003.
21. Компания «Центр Кадровых Технологий – XXI в.» Под ред. Т.Ю. Базарова – www.seminars.ru
22. Петербургское представительство консалтинговой группы БИГ Ассоциация “Бизнес Сервис” – www.sreda-mag.ru
23. Экономика и управление на предприятии: научно-образовательный портал. – www.eup.ru
24. Басанов М.И. Управление персоналом. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
25. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
26. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов, - 2-е издание. – М.: Академический Проект, 2004.
1 1.Аверин А.Н. Управление персоналом. Кадровая и социальная политика в организации. М., 2005.
2 2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М. :Проспект, 2009.
3 3. Баранова Г.И. Модели управления персоналом. Иркутск, 1997.
4 4. Бойдаченко П.Г. Служба управления
персоналом. Новосибирск. 1997.
Б. Дополнительная литература
5 5. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей.. СПб., 2003.
6 6. Виккерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом. Новосибирск, 1994.
7 9. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организации. М., 1997
8 8. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1994.
9 26. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов, - 2-е издание. – М.: Академический Проект, 2004.
10 15. Основы управления персоналом коммерческого банка. / под ред. В.А. Спивака. СПб., 1996.
11 7. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л., 1989.
12 24. Басанов М.И. Управление персоналом. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
13 10. Денисов В.Л., Филиппов А.В. Управление персоналом в корпорациях. М., 1999.
14 18. Управление человеческими ресурсами./ под ред. Н.А. Горелова и А.И. Тучкова. СПб., 1997.
15 22. Петербургское представительство консалтинговой группы БИГ Ассоциация “Бизнес Сервис” – www.sreda-mag.ru
16 25. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
17 12. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Новосибирск, 2001.
18 14. Никитина И.А. Управление персоналом в 2-х частях. СПб., 2001.
19 13. Мейтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе.. М., 1996.
20 21. Компания «Центр Кадровых Технологий – XXI в.» Под ред. Т.Ю. Базарова – www.seminars.ru
21 19. Управление человеческими ресурсами./ под ред. Ю.М. Забродина и Н.А. Носова. М., 1996.
22 20. Управление персоналом организации: Учебник для вузов/Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2003.
23 17. Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление человеческими ресурсами. М., 2005.
24 11. Комисарова Т.В. Управление человеческими ресурсами. М., 2002.
25 23. Экономика и управление на предприятии: научно-образовательный портал. – www.eup.ru
Информация о работе Современная государственная политика на рынке труда России