Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методы исследования систем управления……………………………………………5
1.1 Структуризация методов исследования систем управления……………………….5
1.2 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов………6
1.3 Методы формального представления систем управления………………………….7
1.4 Методы исследования информационных потоков………………………………...14
2. Формальные методы исследования систем управления …………………………...17
3. Экспертные методы исследования систем управления…………………………….19
3.1 Экспертные оценки в исследовании систем управления………………………….19
3.2 Метод «мозговой атаки»…………………………………………………………….22
3.3 Метод «Дельфи»……………………………………………………………………..23
3.4 Построение дерева целей для управленческой системы………………………….24
3.5 Сценарии и деловые игры в исследовании систем управления…………………..25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников……
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Златоустовский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Исследование систем управления |
Тема | Современная методология системного исследования |
Фамилия студента | Корзникова |
Имя студента | Любовь |
Отчество студента | Викторовна |
№ контракта | 11400080302004 |
Введение…………………………………………………………
1. Методы исследования систем управления……………………………………………5
1.1 Структуризация методов исследования систем управления……………………….5
1.2 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов………6
1.3 Методы формального представления систем управления………………………….7
1.4 Методы исследования информационных потоков………………………………...14
2. Формальные методы исследования систем управления …………………………...17
3. Экспертные методы исследования систем управления…………………………….19
3.1 Экспертные оценки в исследовании систем управления………………………….19
3.2 Метод «мозговой атаки»…………………………………………………………….
3.3 Метод «Дельфи»…………………………………………………………
3.4 Построение дерева целей для управленческой системы………………………….24
3.5 Сценарии и деловые игры в исследовании систем управления…………………..25
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Приложение А……………………………………………………………………………
Приложение Б ………………………………………………………………………..…
Приложение В……………………………………………………………………………
Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в:
а) распознавании проблем и ситуаций;
б) определении их происхождения;
в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д)нахождении путей, средств и возможностей использования новых
представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций. Это оказывается практически возможным при условии исследования систем управления, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффективных вариантов построения системы управления.
- распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;
- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.
Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.
Предмет исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т.е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.
Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Методология включает в себя:
- методы - ((от греч. μέθοδος - «способ») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.)
- принципы - ( обобщённые правила, указывающие путь к правильному управ-лению. Принципы исследования – основные правила, указывающие путь к правильной исследовательской деятельности. )
- теории - (система обобщённых положений в определённой области знаний.)
- понятия - (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.)[1]
Концепция - системы взглядов на что- либо.
Методика исследования – совокупность выработанных действий получения новых знаний в объекте исследования.
Подход - ракурс исследования, исходная точка или позиция с которой начинается исследование.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
1.1 Структуризация методов исследования систем управления.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.
Первая группа- методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов., использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.
Вторая группа- методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические, статистические , теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические , графические.
К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.
Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков.
Схема структуризации методов приведена в приложении А.[2]
Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.
1.2 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции
специалистов.
Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный»). Иногда все эти методы называют «экспертными».
Однако есть и особый класс методов, связанных непосредственно с опросом экспертов, так называемый метод экспертных оценок (так как при опросах принято проставлять оценки в баллах и рангах). Поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином «качественные» (оговаривая условность этого названия, так как при обработке мнений, полученных от специалистов, могут использоваться и количественные методы). Этот термин (хотя и несколько громоздкий) в большей мере чем другие отражает суть методов, к которым вынуждены прибегать специалисты, когда они не только не могут сразу описать рассматриваемую проблему аналитическими зависимостями, но и не видят какие из рассмотренных выше методов формализованного представления систем могли бы помочь получить модель для принятия решения.
Возникновение перечисленных терминов, как правило, связано с конкретными условиями проведения исследований, или даже с именем автора подхода. Однако варианты последующего применения методов настолько разнообразны, что сейчас трудно говорить об однозначности использования приведенных терминов.
1.3 Методы формализованного представления систем управления.
Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления.
Иначе говоря, обследование системы управления в рамках выбранного метода формализованного описания должно выявить оптимальные варианты построения, организации и функционирования реальной системы.
Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать в конечном итоге созданию четких организационных механизмов управления, используемых объектов.
Необходимость создания таких механизмов обусловлена внедрением новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.
Информация о работе Современная методология системного исследования