Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:36, контрольная работа
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. В данной курсовой работе попытаемся как можно полнее разобрать тему «менеджмента».
Введение..................................................................................................................3
1.Менеджмент: сущность и содержание. ……………………………………..4
2. Вклад научных школ и подходов в становление науки менеджмента……7
3. Системный и ситуационный подходы. …………………………………….10
4. Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента.
Современные парадигмы менеджмента…………………………...………….12
5. Парадигма управления российской экономикой в период радикальных преобразований.………………………………………………………………...15
6. Современные принципы управления……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..23
5. Динамический
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно-следственных связей и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
6. Воспроизводственный
Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товаров услуг для удовлетворения потребностей рынка.
7. Процессный
Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.
8. Нормативный
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
- целевой подсистемой;
- функциональной подсистемой;
- обеспечивающие подсистемы.
9. Количественный
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие.
10. Административный
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
11. Поведенческий
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
12.Системный.
Основывается на теории систем в управлении (системы приняты в точных науках и технике). Суть системного подхода состоит в разложении сложных объектов управления на простые, которые, в свою очередь, также рассматриваются как системы. Эти части сложных систем называются подсистемами, внутри которых создаются структурные подразделения для нужд управления (отделы, секторы, участки и т.д.).
13. Ситуационный.
Под ситуацией понимают конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время. Любая организация должна иметь структуру, однако строение этой структуры зависит от ситуации и может включать в себя различные части различных систем управления. Практическое применение ситуационного подхода основывается на том, что менеджер должен владеть эффективными методами профессионального управления, правильно понимать и интерпретировать обстановку (ситуацию), обеспечивать достижение цели наиболее эффективными методами.2
2 Веснин В.Р. Основы менеджмента. Москва - 1997.,стр 123-127
3. Системный и ситуационный подходы.
Применение системного подхода в управлении
Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки управления, является представление предприятия как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди.
В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.
Изначальный же недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредотачивают внимание только на одном каком-то важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результат, зависящий от многих факторов. В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению.
Таким образом, системный подход - это не набор каких-то руководств или
принципов для управляющих, это способ мышления относительно организации и управления. Именно поэтому теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Применение ситуационного подхода в управлении
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
В отличие от всех предыдущих способов управления, коллективными действиями в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.
Новая роль управления - нововведения (инновации). Это одна из главных условных проблем менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального процесса выдвинули вперед те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции.
Нововведения становятся повседневным явлением. При этом проблема нововведения ставится широко: это не только новая техника или технологии, но и всякие нововведения, в том числе экономические, организационные и управленческие.
В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, инновации.
Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера.
Инновация - это нововведение, изменение.
Некоторые изменения
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребителей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.3
3 Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.с 77-82
4. Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента
Современные парадигмы менеджмента
Современная система взглядов на управление (ее называют новой
управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием
объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине прошлого века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.
Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях.
Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70−80-е годы. В таблице приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма), и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития4.
4 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. Стр.57-68
Основные положения старой и новой
парадигм управления
Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) |
Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.) |
1 . Предприятие − это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны |
1 . Предприятие − это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды |
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности |
2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей |
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента |
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана |
4. Главный источник прибавочной стоимости − производственный рабочий и производительность его труда |
4. Главный источник прибавочной стоимости − люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала |
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы |
5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства |
Принципы управления (90-е годы XX в.)
-лояльность к работающим;
-ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
-коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
-атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
-обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
-своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
-методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
-непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
-умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;
-этика бизнеса;
-честность и доверие к людям;
-опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
-видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;
-качество личной работы и ее постоянное совершенствование.5
5 Уткин Э.А Управление компанией.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».Издательство ЭКМОС, 1997-С.112-120
5. Парадигма
управления российской
Глобальный и крутой
поворот в истории развития
нашей страны от
Осуществляемые в
стране экономические реформы
позволяют интегрировать
Управление экономикой
СССР было построено по типу
одной большой фабрики с
РФ как самостоятельное
государство взяла четкий курс
на проведение рыночных реформ,
которые должны обеспечить
Информация о работе Современная система взглядов на менеджмент