Современные модели развития и обучения персонала в отраслевых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление сущности понятия обучения, рассмотрение порядка обучения рабочего персонала, освещение сущности современных форм и методов обучения персонала, их совершенствование и последующее внедрение в практику.
Исходя из определенной выше темы, задачами работы являются: исследование направлений внедрения современных методов обучения персонала, их усовершенствования, разработка эффективно действующих способов повышения квалификации персонала, рассмотрение конкретных условий их внедрения на практике, оценка изменения эффективности работы предприятия после внедрения методов обучения посредством экономических показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Понятия и определения……………………………………..….…………..6
Распространённые формы и методы обучения руководителей и специалистов…………………………………………………………….….8
Организация и методика производственного обучения…………………10

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Подготовка и переподготовка рабочих…………………….......................13
Повышение квалификации рабочих………………………………………14

3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Традиционные и активные методы обучения……………….....................17
Зарубежные формы обучения……………………………………………..20
Secondment………………………………………………………………….22
Shadowing…………………………………………………………………...25
Коучинг……………………………………………………………………..26
Buddying…………………………………………………………….............27

4. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Самообразование и образование управленческого персонала………….31
Развитие карьеры руководителей…………………………………………33
Планирование и подготовка резерва руководителей……………………34
Самообучающаяся организация…………………………………………..35

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕРВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Содержание переподготовки определяет руководитель предприятия, направляющий работника на обучение. Порядок и условия профессиональной переподготовки руководителей и  специалистов определяются Министерством общего и профессионального образования, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;

  1. Переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Руководителям и специалистам, прошедшим переподготовку, выдается государственный диплом об образовании установленного образца.

 

1.3. Организация и методика производственного обучения

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и  среднего специального образования.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят  следующие задачи в области подготовки, переподготовки  кадров и повышения их квалификации:

  1. выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
  2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
  3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  4. выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;
  5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность задач производственного  обучения, которая делится следующим  образом:

  1. При подготовке новых рабочих:
  • привитие обучающимся людям профессиональных навыков;
  • изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
  • освоение норм выработки, достижение качественных показателей;
  • усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.
  1. При повышении квалификации рабочих:
  • совершенствование имеющихся навыков;
  • освоение новых, более сложных работ и навыков;
  • освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;
  • освоение новых методов и приемов труда и его организации.

 


 

 

 

По видам  обучения

 

 

 

 

 

 

По формам обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По целевому назначению

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от места  обучения

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация обучающих функций предприятия

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ

2.1. Подготовка и переподготовка рабочих

Подготовка новых рабочих  – это профессиональное первоначальное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.

Подготовка квалифицированных  рабочих осуществляется в профессионально-технических  училищах, а также в учебных  комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих  осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме  подготовки каждый обучающийся прикрепляется  к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту  либо включается в состав бригады, где  его производственным обучением  руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме, обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе, под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих  особо сложным профессиям, требующим  значительного объема теоретических  знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).

Сроки подготовки новых  рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое  образование. Теоретические занятия  и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка –  получение новой специальности  из числа лиц, имевших рабочую  профессию для удовлетворения потребности  предприятия и рынка труда  в данной специальности.

Рассмотрим особенности  организации процесса переподготовки на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей  силы при формировании ряда профессий  широкого профиля. В этом случае переподготовка должна  тесно увязываться с  профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям.

 

2.2. Повышение квалификации рабочих

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков  и умений, является результатом самой  производственной деятельности.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование  профессиональных знаний, умений и  навыков мастерства по имеющимся  профессиям.

Индексатором, свидетельствующим  о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

Другим индексатором может быть рост бракованной продукции  по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:

1. Производственно-технические курсы;

2. Курсы целевого назначения;

3. Школы передовых приемов и методов труда;

4. Курсы бригадиров;

5. Самостоятельно.

Производственно-технические  курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения  производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Обучение ведется в  учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым  программам продолжительностью обучения, как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

Школы передовых принципов  и методов труда создаются  в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков  и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических  показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение включает в  себя практические занятия на рабочем  месте, проводимые преподавателями, а  также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.

Школы заканчиваются  проведением итогового занятия  с докладом руководителя школы и  консультанта о достигнутых результатах.

Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется  бригадная форма труда.

Курсы комплектуются  из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих  высший квалификационный разряд.

Курсы создаются как  для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для  повышения их квалификации.

Назначение курсов –  вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.

 

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Традиционные и активные методы обучения

Существует понятие: традиционные и активные методы обучения. К традиционным относят: лекции, семинары, инструктаж, самостоятельное обучение, наставничество. К активным: ротация, тренинг, кейс, деловые игры. Большинство перечисленных выше методов могут быть скомбинированы между собой. К сочетанию этих двух методов можно отнести брифинги, программируемое обучение, обучение с помощью компьютера, практические занятия, дистанционное обучение и т.п.

Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. И  главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Виды и направления  профессионального обучения и подготовки кадров определяют его формы. Обычно выделяются следующие формы:

  1. Обучение на рабочем месте в процессе работы (на западе применяется термин - on the job training). Эта форма подготовки является наиболее оперативной, т.к. обеспечивает тесную связь непосредственно с процессом деятельности работника. Обычно данная форма реализуется через наставничество и кураторство с использованием методов усложняющихся заданий, направляемого приобретения опыта, производственного инструктажа, ротации, использования работника в качестве ассистента, делегирования полномочий - функций и ответственности;
  2.      Обучение с отрывом от работы - (на западе применяется термин — off the job training). Данная форма обучения может быть реализована следующим образом:
  • обучение на территории организации, осуществляемое   внутренними специалистами самой организации;
  • обучение на территории организации, осуществляемое внешними, приглашенными экспертами;
  • обучение на территории внешней образовательной организации.

Внешние программы обучения — распространено два основных вида программ обучения во внешних организациях:

  1. краткосрочные программы с отрывом от профессиональной деятельности — обычно осуществляются консалтинговыми и тренинговыми компаниями, школами бизнеса;
  2. долгосрочные программы обучения, регламентируемые государственными стандартами, результатом которых является получение квалификации - обычно проводятся с частичным отрывом от профессиональной деятельности, предлагаются университетами и школами бизнеса.

Информация о работе Современные модели развития и обучения персонала в отраслевых организациях