Современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный) играют важную роль в понимании всей системы менеджмента. Решают определённый ряд проблем, связанных с эффективностью деятельности предприятий.
Также эта тема привлекает внимание ещё и потому, что представляет собой одно из самых развивающихся направлений в менеджменте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
Глава 1. Процессный подход….................................................................5
1.1. Процессный подход как концепция.............................................. 5
1.2. Процессный подход в новых стандартах менеджмента……...........6
Глава 2. Системный подход…..................................................................12
2.1. Теоретические основы системного подхода…....………….…..12
2.2. Концепция управления предприятием на основе системного
подхода к информации ………………..………...………………….….14
Глава 3. Теоретические основы ситуационного подхода….…………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Современные научные подходы в менеджменте.doc

— 246.26 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

 

Факультет социального управления и экономики

Кафедра менеджмента

Специальность 061100 - «Менеджмент организации»

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Основы менеджмента» на тему:

 

«Современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный)»

 

 

 

Выполнила _________________

(подпись)

студентка МЕН 3.1. О. СО

(группа)

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой_________________

                                  (подпись)

Кандидат педагогических наук, доцент

Дядин Олег  Юрьевич

Работа защищена _____________

                                                  (дата)

Оценка _____________________

Руководитель _______________

                                (подпись)

Кандидат педагогических наук, профессор

  Степанов Михаил Савельевич

 

 

Курск 2008

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3

Глава 1. Процессный подход….................................................................5

1.1. Процессный подход как концепция.............................................. 5

1.2. Процессный подход в новых стандартах менеджмента……...........6

Глава 2. Системный подход…..................................................................12

2.1. Теоретические основы системного подхода…....………….…..12

2.2. Концепция управления предприятием на основе системного

         подхода к информации ………………..………...………………….….14

Глава 3. Теоретические основы ситуационного подхода….…………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы моей курсовой работы  заключается в том, что современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный) играют важную роль в понимании всей системы менеджмента. Решают определённый ряд проблем, связанных с эффективностью деятельности предприятий.

Также эта тема привлекает внимание ещё и потому, что представляет собой одно из самых развивающихся направлений в менеджменте.

И конечно же помогает выйти на междисциплинарные связи и глубже усвоить ведущее положение теории и практики профессии.

Основными источниками написания работы является следующая литература: «Основы менеджмента» учебное пособие под общей редакцией А.А. Радугина; материалы журналов «Менеджмент в России и за рубежом» 2002- 2005гг. , «Технология машиностроения», «Карьера».

 Цель курсовой работы - изучить систему современных подходов в менеджменте, изложенную в трудах зарубежных и отечественных авторов и рассмотреть «плюсы» и «минусы» всех этих подходов, а также раскрыть их роль в современных социально - экономических условиях России. Так как по большому счёту современные подходы в менеджменте представляют собой крупный поворот в управленческой мысли. Процессный подход, например, был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. В последствии он претерпел множество изменений. Системный подход, в свою очередь,  применяемый в биологии, психологии, социологии и информационной теории, рассматривает организацию как интегрированную систему. Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепций важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях.

 

 

Задачи:

- изучить теоретические основы проблемы;

- охарактеризовать различные виды подходов;

- выяснить механизм взаимодействия различных видов подходов;

- выработать рекомендации по использованию различных видов подходов в современных социально - экономических условиях России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

 

    1. Процессный подход как концепции                                     

Начальный период формирования современной науки управления характеризовался как время, когда формировались и активно боролись друг с другом различные школы, т. е. время, когда каждая школа пыталась разрешить основные проблемы управления, концентрируя внимание на определенных аспектах деятельности современных ей организаций и фирм. Однако к началу 60-х годов все острее стала ощущаться потребность в интеграции накопленных знаний. Ряд факторов, таких как изменение отраслевой структуры экономики развитых стран, повышение культурного и образовательного уровня значительной части населения и рост благосостояния в странах Западной Европы и Северной Америки, ускорение темпа научно-технического прогресса и стремительное развитие новых технологий, обострение и глобализация конкурентной борьбы и многие другие факторы заставили по-новому посмотреть на проблемы управления. Стало ясно, что для успеха в новых условиях необходимо рассматривать управление как целостный процесс, интегрировать различные аспекты управления. Первым и достаточно разработанным к тому времени подходом стал, так называемый процессный подход, который предполагает рассмотрение управления как целостного процесса во времени, в рамках которого в нем выделяется ряд логически последовательных этапов - функций управления.      Процессный подход предполагает рассмотрение управления как непрерывного процесса, разворачивающегося во времени.

Появление этой концепции означало крупный поворот в управленческой мысли, широко применяющейся и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такие функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные [9].

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является результатом реализации всех этих функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Другие авторы разработали иные перечни функций [9].     Обзор современной литературы показывает, что чаще всего в целостном процессе управления принято выделять следующие функции:

 Планирование-организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Функция планирования предполагает выбор цели организации и определение последовательности действий, которые необходимо предпринять для достижения этих целей.

Организация - как писал Анри Файоль, «Организовать предприятие - значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом.» Можно охарактеризовать некоторые из них:            Мотивация - как уже отмечалось выше, управление организацией - это прежде всего достижение поставленных целей с помощью других людей. Задача функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Руководство;

Координация;

Контроль - это процесс, который позволяет руководителям вовремя обнаруживать, что реальная ситуация отклоняется от прогнозной, лежащей в основе разработанного плана действий, и что результат действий исполнителей, подразделений и организации в целом отличается от запланированного.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой особый тип отношений между людьми, специальным образом организованных, то для обеспечения ее эффективного функционирования требуются эффективные коммуникации.

исследование;

оценка;

принятие решений;

подбор персонала;

представительство, переговоры, заключение сделок и т. д.

Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Два современных подхода к управлению развивались в семидесятые годы. Системный и ситуативный подходы рассматриваются как интегративные перспективы, дополняющие существующие школы управленческой мысли.

1.2. Процессный подход в новых стандартах менеджмента

В настоящее время в мировой и отечественной практике есть стремление охватить процедуры стратегического и оперативного процессно-ориентированного управления стандартами в области менеджмента качества и экологического менеджмента.

Как известно, в преддверии вступления России в ВТО, отечественные предприятия заняты поиском новых подходов и инструментов управления, ориентированных на выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. На Западе принято, чтобы сертифицировался не только сам продукт, но и весь процесс его производства. Даже в сельском хозяйстве мы можем выйти на западные рынки только тогда, когда наладим технологию производства продуктов питания с новыми методами обогащения почв, ландшафтно-экологическим земледелием, кормами для скота с биодобавками и т.п.

Один из подходов к освоению инвестиций и к совершенствованию деятельности предприятия состоит в том, чтобы сначала расчленить весь процесс производства продукции до уровня элементов, имеющих нормативное сопровождение (создать процессную модель предприятия), затем организовать сбор и обработку данных, фиксирующих отклонение фактических затрат от плановых, и на основе анализа таких отклонений обеспечить оперативный контроль за используемыми ресурсами с выявлением неэффективных   видов деятельности.

Формирование и совершенствование структуры предприятия может основываться на функциональном или элементном подходе и на процессном подходе. В любом случае разрабатывается нормативная база предприятия, состоящая из различных положений, руководств, стандартов, инструкций, методик.

Именно такой подход реализуется в принятом недавно государственном стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который предусматривает концентрацию и распределение ресурсов по процессам -- строго определенным направлениям деятельности, предопределяющим экономические результаты предприятия.

Основные определения. В процессе своего функционирования предприятие должно управлять многочисленными видами деятельности, которые можно рассматривать как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Используем три определения из этого стандарта:

1) любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс;

2) желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;

3) систематическая идентификация и управление применяемыми организацией процессами и, прежде всего, обеспечение их взаимодействия могут считаться процессным подходом.

Одной из главных причин стирания границ между управлением качеством и управлением предприятием стало новое понимание термина «несоответствие», под которым теперь подразумевается не просто несоответствие результатов работы рабочего или конструктора требованиям нормативно-технической документации, а любое несоответствие характеристик продукции, процесса, системы установленным требованиям организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Таким образом, любые отклонения системы стали попадать в компетенцию менеджмента качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности предприятия превратился в управление предприятием в целом.

Согласно процессному подходу учет затрат ведется по каждому процессу (виду деятельности), осуществляемому в рамках предприятия. Это позволяет принимать обоснованные управленческие решения в области качества процессов, сравнивая аналогичные виды затрат на качество и выявляя несоответствия между изменением затрат и эффективностью процессов.

Управление процессом подразумевает прежде всего управление затратами на этот процесс. Эта деятельность направлена на достижение установленной цели, которая имеет количественно выраженный результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.

Основные и вспомогательные процессы. Очень трудно описать взаимодействие большого числа процессов, но поскольку не все они оказывают значительное воздействие на функционирование организации, принято разбивать их по степени важности на основные и вспомогательные процессы.

Первые добавляют ценность для потребителя. Вторые, в том числе процессы менеджмента, необходимы для предприятия, но непосредственно ценности для потребителя не добавляют. Как основные, так и вспомогательные процессы могут быть декомпозированы на подпроцессы. Выбор соответствующих процессов и степень их декомпозиции целиком находятся в компетенции конкретного предприятия и зависят от таких факторов, как его размер и структура, обслуживаемый рынок, имеющиеся ресурсы.

Информация о работе Современные научные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный)