Современные проблемы менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА……..…………………………………….5
1.1 Основные разновидности менеджмен-та……………………………..9
1.2 Функции менеджмен-та……………………………………………….11
1.3 Современные проблемы менеджмента в Рос-сии…………………...14
2. ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ……………………………17
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ………………….21
3.1 Понятие управленческого решения…………………………………22
4. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ……………………...25
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие менеджмента3.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2 Функции менеджмента

Сущность любой  теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется  в функциях, то есть основных задачах, которые они призваны решать (лат. Functio – обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Иными словами, под функцией менеджмента можно понимать относительно самостоятельный, существенный вид управленческой деятельности, сферу действия определенного процесса управления, обособившуюся в результате разделения; управленческого труда (это обусловливает специфику принимаемых решений), целевое назначение управленческой деятельности вообще. Обособленность функций обусловливает и обособленность принимаемых решений. Их комплекс по каждому объекту специфичен.

Функции менеджмента  реализуются в комплексах работ, завершающихся вполне определенными по форме и содержанию результатами (работа – это самостоятельный набор действий или операций с входящей информацией). Перечень функций менеджмента составляется на основе анализа содержания труда, и их дифференциация должна быть оптимальной.

Функции менеджмента можно классифицировать по содержанию, уровню, сфере, объектам, носителям.

Общие функции, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 А. Файолем. В качестве таковых  он выделил: организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе анализа  ситуации, в которой в настоящий момент находится организация (подразделение, отдельное направление деятельности) и перспектив ее развития, формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое  воплощение замыслов, содержащихся в  планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организации и ее подразделений, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения каждого того, что он должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

По Файолю распорядительство  призвано поддерживать активность персонала, обеспечивать выполнение задания на основе хорошего знания менеджером подчиненных, личных контактов, демонстрации им собственного примера.

Реализация  целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Координация упорядочивает, согласовывает и придает единство групповым действиям участников организации. Это обеспечивает непрерывность осуществления управленческих процессов и успешную реализацию всех остальных функций.

Выделяют следующие  типы координации:

  • превентивную, предотвращающую появление проблем;
  • устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;
  • регулирующую, направленную на поддержание установленного порядка взаимодействия субъектов;
  • стимулирующую, способствующую совершенствованию системы.

Координирующее  воздействие должно быть системным, комплексным, минимальным по объему, непротиворечивым (не порождать взаимоисключающих эффектов).

Результаты  деятельности организации, подразделения  и отдельных лиц необходимо время  от времени проверять, оценивать  и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, связанной с формированием информации о состоянии управленческой системы, ее анализом и оценкой.

Контроль как  таковой призван анализировать и оценивать состояние управленческой системы, заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Ни одна задача не будет успешно решена с должным  качеством и минимальными затратами, если работники – руководители и исполнители – не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента – мотивационная.

Она концентрируется  на определении интересов людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность работников в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация как таковая является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (пусть даже это происходит мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений; предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР  в мире происходят стремительные  изменения, к которым нужно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента ставится развитие всех сфер и сторон деятельности организации – ее структуры, системы управления, отношений с окружением и пр.

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой его структуре (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и нововведения и пр.).

Таким образом, общие функции не могут осуществляться без приложения какому-либо объекту управления, а специальные могут реализовываться с помощью общих.

От функций менеджмента нужно отличать функции подразделений и должностей. Здесь речь идет об обязанностях решать ту или иную задачу и отвечать за результаты своих действий, вытекающих из рационального разделения управленческого труда.

 

1.3 Современные проблемы менеджмента в России

В современной России существуют две  наиболее важные проблемы менеджмента и первая из них заключается в том, что реалии российской экономики сильно отличаются от тех условий, в которых зарождались принципы менеджмента в западных странах, но на который ориентируется отечественная экономика.

Суть данной проблемы менеджмента в том, что данный инструмент предусмотрен для решений  проблем, которые перед нашими производителями еще не стоят. Грубо говоря, используя опыт западноевропейских стран в российской экономической системе, достигаемый результат сильно отличается от ожидаемого.

Проблемы менеджмента на предприятиях в России пока еще довольно глубоки, и еще одной серьезной проблемой  на пути развития современного менеджмента  является то, что редко, когда компетентность нынешних руководителей предприятий соответствует должному уровню, что приводит к неправильным решениям в вопросах управления.

Ведь до недавнего времени пласт  руководителей формировался из специалистов, показывающих наиболее высокий профессиональный результат, которые в последующем начинали движение по административной лестнице, в дальнейшем возглавляя наивысшие управленческие должности. Но дело в том, что, к примеру, назначение рядового инженера на должность начальника отдела и приобретение им новых функций в новом статусе, чаще всего приводит к тому, что он не справляется со своими управленческими обязанностями, т.к. для их исполнения его прошлый опыт работы инженером совершенно бесполезен.

И проблемы менеджмента данного  характера в том, что управленец, заняв менеджерскую позицию, по сути своей так и остается отраслевым специалистом, не владеющим даже минимальными навыками управления предприятием и персоналом. Следовательно, необходимо получить как минимум базовый набор знаний, основанный на мировой практике, но в, то, же время ориентированный на специфику российской экономики.

Типичные ошибки, которые совершают  руководители предприятий (в том  числе и малый бизнес) – это, во-первых, то, что они полностью  исключают себя из деятельности, направленную на создание и поддержание системы менеджмента. Как правило, руководители считают свою задачу выполненной после того, как введена должность менеджера, и нанят человек на эту должность. Но чаще всего это приводит к тому, что построение качественного менеджмента на предприятии становится заботой одного человека, в чьи обязанности это входит непосредственно, при полном равнодушии всего остального персонала. А при таком раскладе добиться успеха практически невозможно.

К сожалению, ситуация на сегодняшний день такова, что редко, когда генеральный директор того или иного предприятия четко представляет и понимает всю важность своей роли в системе менеджмента качества.

Ко всему вышеперечисленному, можно добавить следующие наиболее актуальные проблемы: проблема управления конверсионными процессами, управления занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, банковский менеджмент. И это лишь малый список тех проблем, которые характерны российскому менеджменту. И главное здесь – это правильно ранжировать приоритеты в решении указанных проблем, т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются наибольшие трудности в построении современного менеджмента в России.

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Распознавание и формулирование, проблем занимает центральное место в процессе управления. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Часто путают проблему с задачей. Они отличаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема – это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи в основном требует знаний. И предполагает не только применение, какого-либо метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

  • отделение реальных проблем от псевдореальных;
  • селекция реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
  • отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
  • выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют  реальные и мнимые проблемы. Последние  можно разделить на три вида:

  1. уже не проблемы, т.е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или те, которые переросли в другие проблемы;
  2. еще не проблема, т.е. проблема, существующая лишь в предпосылках или возникшая задолго до того как сложились условия для ее решения;
  3. никогда не проблема, т.е. проблема для которой не существует решений.

Диагностирование  сложной проблемы – это осознание  и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.

Причины затруднений  чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных руководителей: возможно, это недостаточное количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как руководства различными процессами, связанными с функционированием организации, так и непосредственно производственным процессом; острая конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной стране.

Формулировка  набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально важным моментом. Очень часто непродуманные немедленные действия приводят к усугублению данной проблемы. Желательно выявить максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а затем проран жировать возможные действия по своей эффективности и реализуемости.

Процесс анализа альтернатив:

  1. если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто;
  2. если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.

Решение окажется более оптимальным , если оно будет  согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.

Информация о работе Современные проблемы менеджмента в России