Современные проблемы менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучение и анализ современных проблем менеджмента в России. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать современные проблемы и положения менеджмента
2. Проанализировать современные проблемы менеджмента в России.

Содержание

Введение
1.Современные проблемы менеджмента. Общая характеристика
2. Современные проблемы менеджмента в России
2.1 Проблема качества
2.2 Коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях
2.3 Избыточная численность государственных управленцев
2.4 Российский менеджмент в глобализирующей экономике
2.5 Проблема взаимодействия топ-менеджмента и владельца компании в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономике.docx

— 71.97 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение

1.Современные  проблемы менеджмента. Общая характеристика 

2. Современные  проблемы менеджмента в России

2.1 Проблема качества

2.2 Коррумпированность  современной экономики РФ на  всех уровнях

2.3 Избыточная  численность государственных управленцев

2.4 Российский  менеджмент в глобализирующей экономике

2.5 Проблема взаимодействия  топ-менеджмента и владельца компании в России

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  работы. В отличие от западного  мира, российский опыт менеджмента  современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан  на творческой переработке и синтезе  зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры  экономики. Поскольку экономические  законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих  ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

    Современное социально-экономическое состояние  характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого - банковская система США. Поскольку  США определяет объем мировой  валюты, контролирует до 40% мирового потребления  энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и  в России, в большой степени  зависит от современного неформального  экономического лидера. Это означает, что эффективность российского  менеджмента, в особенности топ-менеджмента, в современных условиях зависит двух факторов:

1) предсказание  будущего развития мирового кризиса

2) учета российских  особенностей менеджмента.

    Последний пункт показывает важность и актуальность поставленной темы данной работы.

    Объектом  данной работы является современный  менеджмент. Предметом данной работы является - проблемы современного менеджмента  в России.

    Цель  данной работы: Изучение и анализ современных  проблем менеджмента в России. Исходя из поставленной цели, ставлю перед  собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать  современные проблемы и положения менеджмента

2. Проанализировать  современные проблемы менеджмента  в России.

    В данной работе выделены особенности  российского менеджмента на основе анализа исторической и современной  ситуации при управлении отечественной  экономикой:

1. качество российского  менеджмента;

2. коррумпированный  фон российской экономики на  всех уровнях управления;

3. избыточность  государственного управленческого  персонала, влияние государства  на политику развития крупнейших  компаний;

4. недостаток  квалифицированных топ - менеджеров  и менеджеров среднего звена  новой формации;

    Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил  цели и управление компаниями. Увеличил будущую неопределенность рынков, что  требует нового подхода к определению  стратегий развития и планов.

    В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиции по использованию менеджмента  в практической деятельности вывода экономики из кризиса. Это относится  не только к России, но и к ведущим  зарубежным странам. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск  новых конкретных и реальных путей  устойчивого развития в условиях кризиса.  

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ  МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА 

    Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ направлений, интегрирует их в  процессе управления.

    Интеграция  производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между  внешней и внутренней средой предприятия.

    На  макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой  экономической системы и обострением  противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

    Традиционные  ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного  с окружающей средой развития экономики  и самого человека.

    Смена парадигмы управления на макроуровне  меняет принципы целеполагания и  целеосуществления на уровне предприятий.

    Все более признанным становится приоритет  общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи пред- предприятия с внешней рыночной средой. Менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005,-С.37

    Отметим, какие положения характеризует  современный менеджмент:

  • Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
  • Использование в управлении теории систем, облегчающих задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
  • Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделение наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.
  • Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.
  • Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.
 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ  МЕНЕДЖМЕНТА В  РОССИИ

2.1 Проблема качества

    Первая  главная проблема российского менеджмента - проблема качества.

    Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в системе управления, поэтому рассмотрим ее более подробно.

    Хотя  это специальность появилась  в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих  реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики.

    Одна  из основных проблем российского  менеджмента качества заключается  в том, что экономические условия  в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые  пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов.

    Американский  менеджмент обратился к управлению качеством после того, как испытал  шок, описанный Робертом Колом: "Трудно определить масштабы воздействия на американский менеджмент вызова, брошенного Японией в области качества. Американцев  оставили позади в понимании факторов конкурентной борьбы: Они уступили японцам, поскольку отрицали, что  причиной их поражения является качество: Только после того как американские менеджеры убедились, что качество - фактор конкурентной борьбы, и признали собственные недостатки, они смогли их ликвидировать:" Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. -2009. -№7.-С.5

    Анализ  ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается  менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. Будучи географически расположенными в России, они вынуждены играть по западным правилам. Для предприятий, ориентированных на потребителя  из нашей страны или ближнего зарубежья, ситуация более свободная: они могут  себе позволить применять инструменты  обеспечения прибыльности, не связанные  с удовлетворенностью покупателя.

    Конечно, в настоящее время российский бизнес становится все более цивилизованным. Откаты как механизм обеспечения  заказов и своеобразной лояльности потребителя уходят в тень, теряя  свою надежность и привлекательность. Впереди у этого способа управления отношениями с клиентами и  поставщиками лишь рост рискованности, а значит, падение уровня приемлемости и применимости. Рынок насыщается товарами и услугами, некоторые его сферы уже практически полностью заняты существующими игроками, и в них весьма высок уровень конкуренции. Предприятиям не остается ничего иного, как искать конкурентное преимущество в индивидуализации своей продукции (услуг), т. е. включаться в борьбу за потребителя.

    Не  следует драматизировать положение  и становиться на точку зрения, что нынешняя экономическая политика российских властей ведет страну назад, к господству крупных государственных  предприятий со всеми вытекающими  последствиями. Принципиальное различие ситуаций в том, что в советские  времена над производителем господствовала идея, выраженная в цифрах плана. Сегодня  основой экономики стала забота о прибыли, самый стимулирующий  фактор из всех, опробованных человечеством. Другое дело, что бизнес, основанный на прибыли, несет в себе известные риски для потребителя, но развитие цивилизации демонстрирует нам, как система разумных ограничений позволяет сохранять баланс: законодатели постоянно включают в сферу регулирования все новые аспекты отношений производитель-потребитель, предприятия усиливают внутрикорпоративную регламентацию, нацеленную на соблюдение прав потребителей, менеджеры отказываются от тех или иных методов управления, следуя общественным настроениям.

    В определенной степени можно говорить, что рост цивилизованности бизнеса  напрямую связан с увеличением внешних  и внутренних (законодательных, внутрикорпоративных, социальных) ограничений для него.

    Следовательно, задача научной составляющей менеджмента - выработать новые подходы, позволяющими оставаться предприятию прибыльным.

    Законодатель, потребитель и менеджмент еще  не установили российскому бизнесу  всего того множества ограничений, в условиях которых действует  западный бизнес. Так, например, весьма характерными показателями "белых  пятен" в законодательстве могут  служить и ситуация с финансовыми  пирамидами, и проблемы частных инвесторов в строительстве. Да и потребитель  еще не столь "тренирован" и  настойчив в отстаивании своих  интересов, и влияние общественной морали на принимаемые менеджментом решения еще не так заметно. Но тенденция достаточно очевидна, и  она будет вынуждать предприятия  искать способы выживания в рамках растущих ограничений, одним из которых  является менеджмент качества. 

    А пока потребность в этом инструменте  формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата  ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться.

Информация о работе Современные проблемы менеджмента в России