Современные проблемы менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучение и анализ современных проблем менеджмента в России. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать современные проблемы и положения менеджмента
2. Проанализировать современные проблемы менеджмента в России.

Содержание

Введение
1.Современные проблемы менеджмента. Общая характеристика
2. Современные проблемы менеджмента в России
2.1 Проблема качества
2.2 Коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях
2.3 Избыточная численность государственных управленцев
2.4 Российский менеджмент в глобализирующей экономике
2.5 Проблема взаимодействия топ-менеджмента и владельца компании в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономике.docx

— 71.97 Кб (Скачать файл)

    Еще одна серьезная проблема на пути распространения  принципов современного менеджмента  качества - это компетентность руководителей  предприятий в вопросах собственно управления.

    Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха.

    Современный высший менеджмент в своей массе  сформирован из специалистов тех  отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет  связист, химическую - химик, банк - финансист  и т. д.

    Однако  дело в том, что управление - это  точно такая же отдельная отрасль  деятельности со своей спецификой, как связь, химия или финансы. Инженер, становясь начальником  отдела, приобретает новые функции, для исполнения которых прошлый, инженерский, опыт практически бесполезен. Чем выше должность, тем больше в  ней специфических управленческих функций и меньше технических. "По мере роста организации группе ее руководителей становится трудно разрабатывать  решения, необходимые для деятельности организации. Поэтому эта группа вынуждена все больше передавать свои обязанности по выработке решений  нижестоящим руководителям. Однако поскольку эта группа - руководители высшего уровня - отвечает за все  решения, ее роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решений". Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. -2009. -№7.-С.7-8 

    Беда  российского высшего менеджера  в том, что он, заняв позицию  управленца, по стилю мышления, по способам решения проблем остается отраслевым специалистом, или в терминах Янга, "руководителем, принимающим решения", а не "управляющим процессом". Парадоксально, но факт: руководитель с увлечением занимается технологическими проблемами и весьма неохотно собственно управленческими.

    Сегодня высший менеджмент весьма напоминает глыбу урана, в котором содержание изотопа U-235 (старый менеджмент) превышает  содержание изотопа U-238 (новый менеджмент) и начинающаяся цепная реакция гаснет.

    Это не специфически российская проблема, что подтверждают слова того же Янга: "Очень важно, чтобы руководство высшего уровня осознало, что его истинная роль в организации заключается в управлении всем процессом выработки решений: если считают, что роль руководства высшего уровня ограничивается только администрированием всеми функциями, кроме функции выработки решений, необходимость управления которой отрицается, то это руководство направит свою энергию на управление такими функциями, как сбыт или производство, упуская функцию управления процессом выработки решений". Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. -2009. -№7.-С.9

    По  сути, состояние в сфере управления можно уподобить переход от кустарного производства к серийному. Ремесленники, опиравшиеся на свой личный опыт, в принципе не могли обеспечить производство единообразной продукции в массовом количестве. Требовался другой персонал, изначально наученный общим приемам производства и вследствие этого более эффективный.

    Точно так же, высшие руководители в силу специфичности своих функций  должны перестать быть "ремесленниками от управления", т. е. опираться исключительно  на свой опыт, а получить определенный базовый набор знаний, основанный на мировой практике. Очевидно, что  в этот набор войдет и информация о том, что такое системы менеджмента  качества, для достижения каких целей  и в каких условиях они необходимы. Немаловажно, чтобы в процессе такого специального обучения у руководителя появилось представление о своей  роли в построении и поддержании  работоспособности СМК. Безусловно, полученные знания должны будут переосмыслены  и применены с учетом российской специфики, в этом залог действенности  заимствованного опыта.

    По  мере прихода руководителей новой  формации, вооруженных не только знанием  мирового опыта, но и готовых использовать его в адаптированной форме для  управления российскими предприятиями, потребность в менеджменте качества увеличится. "Новые" руководители, для которых системное мышление является элементом профессиональной культуры, будут иначе относится к менеджменту качества, отдавая себе отчет в том, что это за инструмент, каковы границы и условия его результативного применения. Сегодня даже при искреннем желании руководителя наладить управление качеством он не может выстроить это направление деятельности так, чтобы оно оправдывало возлагаемые надежды, из-за недостатка знаний об общих законах функционирования систем.

Вот примерный  перечень типичных ошибок, которые  совершает руководитель.

  • Исключение себя из деятельности по созданию и поддержанию работоспособности;
  • Неверное распределение ответственности.

    Распределение ответственности в СМК - это крайне важный момент, от которого зависит, насколько  результативной будет система. Можно  указать три основных неверных способа  распределения ответственности  за качество.

1. Ответственность  сосредоточена на одном человеке;

2. Ответственность  лежит сразу на всех;

3. Ответственность  вообще не установлена для  кого-то конкретно. 

    К сожалению, сегодня еще достаточно редко можно встретить генерального директора, который четко понимает как свою роль в системе менеджмента  качества, так и роль других руководителей, в том числе того, кто должен отвечать за построение и функционирование системы.

    Таким образом, чтобы ожидания руководства  от внедрения СМК оправдались, менеджеры  качества должны нести ответственность  за качество продукции и получить соответствующие полномочия. Однако руководители предприятий либо, не осознавая необходимости этой ответственности, не наделяют ею менеджеров качества, либо, понимая ее, не торопятся совершать  соответствующие действия. Как это  ни печально, зачастую это бывает оправдано.

2.2 Коррумпированность  современной экономики  РФ на всех уровнях

    Вторая  главная проблема российского менеджмента - коррумпированность современной экономики  РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить  менеджеров в государственных экономических  структурах и менеджеров частных  компаний. В западных странах государственные  управленцы, чиновники, в большей  степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки  зрения взаимодействия с менеджерами  частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы  управления, наличие «откатов» при  получении крупных государственных  заказов привела к тому, что  российский чиновник стал «крупным менеджером»  с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

2.3 Избыточная численность  государственных  управленцев

    Третья  проблема - избыточная численность  государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано  с тем, что самый эффективный  и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента - большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

    Некоторые оценки ученых говорят, что "критическая  масса" руководителей, менеджеров, способных  преобразовать облик нашей экономики  и наших предприятий в соответствие с современными требованиями, должна составить не менее 3.0 млн. специалистов. Однако это оценка сомнительна, поскольку  ее приводят специалисты, заинтересованные в учебном процессе - увеличении количества студентов по данной специальности. В тоже время, исторический опыт показывает, что численное увеличение управления в России приводит к обратным результатам.

    В частности, российские руководители весьма неэффективно распоряжаются своим  рабочим временем. Это зависит  от типа деятельности, уровня управления, и прочее. В среднем хронометрия рабочего времени представлена на рис. 1.  

 

Рисунок 1. Статистическая проекция распоряжения рабочим  временем для менеджера 
 

2.4 Российский менеджмент  в глобализирующей экономике

    Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в России, связанную  с механизмом глобализации. В последние  годы в мире произошли огромные изменения. Они касаются не только всех сторон внутренней жизни стран, но и мирового порядка. При этом наблюдается нарастание темпов происходящих перемен. Еще недавно  очень модная «регионализация» перерастает  в «глобализацию» и становится всего  лишь составной частью процесса изменений  в мире. Да и сама глобализация в  последнее время необычайно ускорилась и практически вышла из-под  всякого контроля.

В столь сложной, быстро меняющейся реальности, все  труднее жить и действовать. Все  сложнее принимать правильные решения, последствия которых могут повлиять не только на шансы индивидов, но и  целых обществ. Большинство стран  мира борется с экономическими и  социальными проблемами.  

2.5 Проблема взаимодействия  топ-менеджмента и владельца компании в России

    Особенность российской экономики - частые конфликты  между владельцами компаний и  топ-менеджерами, что приводит к замене последних. Результат - владелец теряет ценного специалиста, что отражается на эффективности работы компании. Эксперты утверждают, что в основном причины развалившихся рабочих отношений лежат в разном понимании стратегического управления компанией. Это обстоятельство также объясняет, почему карьерные амбиции менеджеров не реализуются.

    Суть  разногласий заключается в том, что собственник хочет получения  прибыли на каждом этапе, а менеджер высокой квалификации настроен на стратегические цели. Классический менеджер -- это управленец, который работает по заданному четко разработанному направлению. Во многих российских компаниях, замечают эксперты, оно фактически отсутствует. Вместо этого компания функционирует по принципу «предпринимателя», то есть меняет направление своих усилий в зависимости от изменений на нестабильном рынке, также компании вынуждены подстраиваться под изменения в законодательной базе, смены политического курса и т.п. Таким образом, у средней компании нет жесткой стратегии. В этих условиях менеджер - управленец не знает будущего и не может разрабатывать планы своих действий по заданной «генеральной линией» компании, поскольку она просто отсутствует. Управленец в компании работает по принципу: появилась проблема - решили. В этих условиях менеджер должен быть предпринимателем - в каждый момент приспосабливаться к внешним условиям, а не строить стратегических планов.

    В западных странах компании существуют по-другому. Есть разработанная стратегия, учтены основные параметры -- возможные риски, динамика цен и т.д.

    В России при этом существует дефицит  на рынке топ-менеджеров, спрос превышает предложение. Это в первую очередь административный директор, директор по информационным системам, по продажам, по развитию бизнеса, главный бухгалтер, региональный менеджер по продажам. Это при том, что топ-менеджеры имеют значительные заработные платы (до 250 тысяч рублей в месяц - данные по рынку труда Санкт-Петербурга). 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы.

    Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил  цели и управление компаниями, а  также увеличил будущую неопределенность рынков.

    В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиции по использованию менеджмента  в практической деятельности вывода из кризиса экономики. Это относится  не только к России, но и к ведущим  зарубежным странам.

    Сегодня в России только складываются экономические  условия, требующие применения такого инструмента, как менеджмент качества. В первую очередь необходима высококонкурентная экономика, ориентированная на удовлетворение потребителя. Без этого менеджмент качества как инструмент сохранения рентабельности не будет востребован.

Информация о работе Современные проблемы менеджмента в России