Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:42, курсовая работа
Большинство потребителей, как индивидуальных, так и корпоративных, отлично знают, что могут приобрести сотни или даже тысячи всевозможных товаров и услуг в любой из многочисленных торговых точек, входящих в состав маркетингового канала. Однако далеко не все при этом понимают, насколько сложной может быть структура этих каналов, объединяющая множество учреждений, агентств и организаций, благодаря которым товары и услуги находят своего потребителя. Самые разные организации – производственные, коммерческие, специализирующиеся на оптовой или розничной торговле, объединяют свои усилия, создавая маркетинговые каналы, позволяющие им поставлять свои товары промышленным предприятиям и конечным потребителям. [4]
Введение……………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы оптовой и розничной торговли…………….6
1.1 Сущность и формы розничной торговли………………………....6
1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой
торговли ……………………………………………………………..12
2. Анализ состояния оптовой и розничной торговли в России.....…18
2.1 Развитие ритейла в России………………………………………..18
2.2 Оптовая торговля в России…………………………………………25
3. Недостатки российской оптовой и розничной торговли и основные мероприятия по их устранению……………………………………...31
Заключение…………………………………………..…………………..35
Список используемой литературы……………………………………38
Пионерами стали компании «Книга сервис», каталог «Мир книги» и «Ридерз Дайджест». Пережив кризис 1998 г., рынок дистанционной торговли каждый год удваивается. В 2005 г. его оборот достиг почти 1 млрд долларов. Около 70% оборота обеспечили бумажные каталоги или прямые письма-оферты, 20% - интернет-торговля, 10% - телемагазины и SMS-продажи.
В ближайшие годы ожидается опережающее развитие интернет-торговли. До 50% продаж приходится на книги. Лидеры продаж – «Мир книги», «Ридерз Дайджест», IMP, Ozon. Примерно по 13% рынка делят косметика и одежда. Среди продавцов одежды крупнейшие – Mail Order Service (дочерняя компания фирмы Quelle), Lemonti, Provea, OTTO. Косметика – Ив Роше, Креома и «Баттега Верде». Продавцы семян занимают четвертое место. Всего на рынке насчитывается около 80 компаний, занимающихся дистанционной торговлей.
При этом до сих пор считается, что в нашей стране розничная торговля находится на начальных этапах развития, ведь доля современных форм торговли в общем товарообороте составляет чуть больше 20%. Однако ее рост на 10-15% ежегодно, вытеснение продовольственных рынков и обычных магазинов говорят о том, что уровня концентрации, соответствующей развитым странам, мы можем достигнуть за ближайшие лет десять. Оборот розничной торговли в 2005г. вырос по сравнению с 2004г. на 12% и составил 6 трлн 934,3 млрд рублей (по данным Федеральной службы государственной статистики – Росстата). Рост реальных доходов населения в 2002г. составил 9,9%, в 2003 – 14,5%, в 2004 – 7,8%, в 2005г. – 9%.
Бурное развитие розничной торговли и рост реальных доходов населения в 2005г. сделали российский потребительский рынок одним из самых привлекательных в мире. В 2005г. Россия заняла второе место среди потребительских рынков развивающихся стран по привлекательности для международных торговых сетей, незначительно уступив лишь Индии. Все это вынуждает наши компании очень быстро осваивать современные стандарты торговли, конкурировать с отечественными коллегами, учиться у западных, а также готовиться к их приходу на российский рынок.
До нынешнего уровня нашей страны, когда современная розница занимает 25% от всего объема розничной торговли, западные страны «росли» примерно 40 лет. Современную ситуацию в России можно сравнить с 1960-ми гг., когда британские компании осознали необходимость продвижения собственных брендов и процессы консолидации в торговле ускорились. Для того, чтобы пять крупнейших розничных компаний Британии заняли 80% рынка, потребовалось около 30лет.
В то же время уже понятно, что в развитии российской розницы наметились оригинальные пути. В некоторых секторах рынка, таких как торговля бытовой техникой или мобильными телефонами, насыщенность современными форматами торговли высока по всей России. А по уровню развития современных развлекательных центров или специализированных магазинов товаров для детей у нашей страны еще огромный потенциал роста.
Обилие событий на рынке ритейла, неоформленность многих стандартов торговли заставляет предположить, что мы еще будем наблюдать много интересных поворотов истории ритейла на нашем рынке. Именно поэтому сейчас актуально появление хотя бы первой, черновой версии развития ритейла в России.[3]
2.2 Оптовая торговля в России
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.
Развитие оптовой
торговли — это неминуемое следствие
и, одновременно, один из главных показателей
зрелости рынка. Усложнение торгового
бизнеса, улучшение качества услуг
приводит к необходимости сокращать
все непрофильные виды деятельности.
Соответствующие ниши переходят
к посредникам. Постепенно и неминуемо
прямые связи вытесняются развитием
слоя посреднических предприятий оптовой
торговлей, которые берут на себя
роль связующего звена между производителем
конечной продукции и розничным
продавцом. Поэтому оптовая торговля
развивается в неразрывной
Появление крупных
торговых сетей создает потребность
в столь же крупных оптовых
поставщиках продукции. Особенно это
важно для крупных
Современная оптовая
торговля характеризуется усложнением
структуры, что связано и с
расширением масштабов
Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург – морской порт и первый город-миллионер перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».
Вот это и были основные точки для роста оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению к внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, где большинство машин ездят с правым рулем, а жители, говоря «на Западе», подразумевают в Москве и Петербурге. В основном регион обслуживает транзитные потоки и пока является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена в 2005г. «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей России.
Формирование цивилизованной торговли в Калининграде было связано с автомобильным бумом начала 90-х. После распада СССР импорт автомобилей стал самым популярным бизнесом в области. Калининград наряду с Владивостоком быстро занял первое место в стране по уровню автомобилизации населения. А имея свой автомобиль, многие калининградские семьи по образцу и подобию европейских начали раз в неделю закупать крупные партии продуктов, что способствовало развитию продуктовых складов.
Близкое знакомство
с соседними рынками Польши, Германии
и прибалтийских стран
В результате уже в 2005г. на долю сетевиков в Калининграде приходилось более 90% всей розничной торговли. Из них 84% занимали три ведущих оператора: «Виктория», «Вектор» и «Автозапимпорт» с сетью «Алтын».
«Автозапимпорт» уже в 1997г. вышел в лидеры региона на рынке оптовых поставок, построив в Калининграде и области 15 складов и первый в городе крупный оптовый рынок, а затем несколько небольших магазинов под маркой «Алтын». Чуть позже в группе «Автозапимпорт» решили трансформировать оптовую торговлю в сеть супермаркетов. Таково типичное решение для многих торговцев тех времен.
Компания «Тандер» начала свою деятельность в 1994г. в Краснодаре как оптовый поставщик парфюмерии, косметики и бытовой химии. С 1996 по 1997г. она создала филиалы по всему югу России: Сочи, Ставрополь, Пятигорск, Волгоград, Новороссийск, Армавир, Саратов, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Компания прочно заняла место в десятке крупнейших российских фирм-дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии и приступила к освоению продовольственного сегмента рынка.
Созданная оптовая база позволила компании легко пережить кризис и, начав с 1998г. развивать розничную торговлю, уже в 2001г. стать крупнейшей розничной сетью по количеству магазинов. При этом дальнейшему развитию сети «Магнит» способствует наличие целых 6 распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. мІ (крупнейшая логистическая сеть среди торговых сетей России).
Сеть торговых комплексов «Лента» - одна из ведущих российских компаний, специализирующихся в сфере классической оптовой и розничной торговли по принципу самообслуживания, с этого и начинала свою деятельность. 25 октября 1993г. компания открыла первый магазин-склад в торговом формате cash&carry в Санкт-Петербурге на улице Замшина, где работало всего два кассовых аппарата. В первую очередь магазин-склад был рассчитан на оптового покупателя: владельцев кафе, ресторанов, мелкорозничных продавцов. Ассортимент состоял в основном из кондитерских изделий, алкогольной продукции, самых популярных сортов чая и кофе. С самого начала основным преимуществом «Ленты» были низкие цены.
За несколько лет бизнес компании значительно вырос, и уже в 1996-1997гг. было открыто два небольших магазина «Лента», более перспективных в плане своего местоположения: на Тихорецком и Ленинском проспектах. Магазин «Лента» на Тихорецком проспекте очень запомнился петербуржцам. Он быстро завоевал популярность не только у оптовых, но и у розничных покупателей.
Создатели компании «Лента» представили бизнес своего магазина в виде конвейерной ленты, когда все процессы четко налажены и в цепи взаимодействия нет лишних звеньев. В магазине ничто не должно способствовать удорожанию товара, поступающего напрямую от производителя или официального дистрибьютора. Именно в связи с таким представлением руководства о современной и эффективной торговле родилось название для магазинов «Лента».
В Петербурге «Лента»
стала первой российской компанией,
которая начала формировать культуру
оптовой торговли по западным образцам.
Все больше розничных покупателей
приезжали в магазины, чтобы совершить
оптовые закупки для дома и
семьи. «Ленте» очень скоро вновь
потребовалось расширение ассортимента
и торговых площадей, и в 1999г. было
принято решение о создании в
Санкт-Петербурге сети принципиально
новых торговых комплексов под брендом
«Лента». Происходит реорганизация
– старые магазины закрываются в
пользу строительства первого
В Нижнем Новгороде на долю сетевой торговли уже в 2004г. приходилось примерно треть товарооборота. По уровню развития сетевой торговли город занимал на тот момент четвертое место в стране после Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Успех сетевой торговли обусловлен усилиями местных оптовиков, которые озаботились конкуренцией со стороны мелкооптовых рынков и начали обзаводиться розничными магазинами эконом-класса с умеренными ценами, но высоким оборотом. Не все местные компании смогли успешно развивать розничное направление. «Альянс» смог развить сеть дискаунтеров «Пятачок» и супермаркетов «Караван», став крупнейшим ритейлером Нижегородской области. У «Альянса» были амбициозные планы по развитию национальной розничной сети, с чем связана попытка привлечь финансирование от структур «Сибнефти».
Другие оптовые компании Нижнего Новгорода: «Сладкая
жизнь», «Саюс», «Фрукты& продукты», ВКТ, «Медведь», торговый дом «Народный» продолжают поддерживать розничные направления для диверсификации своего бизнеса. [3]
Динамика оптовой торговли в России
Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата [6]
Таким образом, ежегодный прирост оборота российской оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.
Структура выручки в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2007 [6]
Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ
Источник: CNews Analytics, 2007 [6]
В целом в секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами — эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких тенденциях развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России — это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.[6]
Информация о работе Современные тенденции развития розничной и оптовой торговли в России