Современные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в практике управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие мотивации, ее характеристику и сущность.
Проанализировать стадии процесса мотиваций.
Рассмотреть современные теории мотивации.
Проанализировать применимость данных теорий в практике управления организацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 4
1. Характеристика процесса мотивации ………………………………………7
Сущность и основные категории мотивации……………………………7
Стадии процесса мотивации……………………………………………..9
Современные теории мотивации…………………………………………….11
Теория Маслоу…………………………………………………………..13
Теория «XYZ»……………………………………………………………16
Теория Маккеланда………………………………………………………18
Теория Герцберга………………………………………………………..19
Процессуальные теории………………………………………………….21
Теория ожиданий………………………………………………………..21
Теория справедливости…………………………………………………23
Теория целеполагания……………………………………………………25
3. Применение теорий мотивации на практике………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………….36
теория мотивация маслоу процессуальная

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.69 Кб (Скачать файл)

Как отмечалось ранее, теория Локка, если исключить понятие намерений  или целей, весьма схожа с другими  процессуальными теориями (особенно с теориями ожидания). В частности, последние усовершенствования теории целей, включающие исследования помех  и целостного целеполагания, используют понятия ожидания, валентности и  инструментальности, как об этом сказано выше. Кроме того, в теории целеполагания прослеживаются элементы теории атрибуции. Хотя теории ожиданий часто используют в качестве теоретического обоснования целеполагания, Локк специально отмечал, что целеполагание не является единственным или обязательно наиболее важным понятием в трудовой мотивации. Он обращал внимание на то, что понятия потребностей и ценностей являются более фундаментальными в трудовой мотивации и наряду со знаниями и установками личности — это как раз те факторы, которые определяют цели. В отличие от многих других, теория Локка постоянно совершенствуется и развивается. С самого начала Локк признавал, что при отсутствии преданности конкретным целям целеполагание не будет работать. Однако, чтобы прояснить некоторое недопонимание, связанное с использованием этого понятия, Локк и его коллеги определили преданность как «приверженность или намерение личности достичь цели независимо от ее происхождения» и разработали когнитивную модель для объяснения этого процесса. Недавно было высказано предположение, что преданность является посредником в отношениях между целью и деятельностью, а мета анализ выявил, что преданность цели существенно влияет на ее достижение. Локк и Лэтем переводят форму теории контроля в теорию целеполагания следующим образом: «Входной сигнал является обратной связью от предыдущей деятельности, референтный сигнал представляет собой цель, компаратор является осознанным суждением индивидуума, а исполнительный орган или реакция — это результирующее действие индивидуума, направленное на уменьшение рассогласования между целью и действием». Это, конечно, логично и является лишним доказательством того, что теория контроля или другие теории могут также быть применены для объяснения теории целеполагания. Цель — объект действия, то, чего человек пытается достичь или выполнить, предвосхищаемое состояние объекта. Фредерик Тейлор оказал непосредственное влияние на формирование современной науки о целях и практику постановки целей. По выражению Локка, Тейлор использовал поставленные цели как один из основных приемов научного управления. Каждому рабочему назначались сложные, но достижимые цели на основе исследования его рабочего времени и движений. Методы, которыми он достигал назначенных целей (например, используемые инструменты, разработанные рабочие приемы, спокойствие, необходимое для работы), были расписаны в деталях. Таким образом, Локк указывал на существенное влияние Тейлора на формулировку целеполагания. Локк также детально описал характерные признаки познавательных процессов постановки целей. Он выявил такие характерные признаки, как специфичность, трудность и интенсивность цели. Специфичность цели — степень количественной точности (ясности) цели. Трудность цели — степень умения или уровень продуктивности, необходимый для достижения цели. Интенсивность цели относится к процессу постановки цели или определения, как ее достичь. К настоящему времени интенсивность цели — не слишком хорошо изученное понятие, хотя связанное с ним понятие Цена цели рассмотрено во многих исследованиях. На рис. 3 (см. приложение №4) представлена постановка целей с точки зрения руководства, показана последовательность событий в программе постановки целей. Основными стадиями процесса постановки целей являются: 1) диагностика: пригодны ли люди, организация и технология для постановки целей; 2) подготовка персонала к постановке целей посредством увеличения межличностного общения и связей, обучения и планов действий; 3) подчеркивание характерных признаков целей, которые должны быть понятны и руководителю, и подчиненным; 4) проведение промежуточных проверок, которые могут сделать необходимой коррекцию поставленных целей; 5) выполнение финальной проверки с рассмотрением поставленных, модифицированных и достигнутых целей. Если мы хотим, чтобы постановка целей была эффективным мотивационным приемом, то каждый из этих этапов следует тщательно планировать и проводить. Работа Локка привела к заметному увеличению исследований процесса целеполагания. Кроме того, увеличение интереса к ним обусловлено интересом руководства к практическим и специфическим приемам, которые можно было бы применить в своих организациях. Теория постановки целей предложила такие приемы многим руководителям. Значение целеполагания как жизнеспособной мотивационной техники в наибольшей степени подчеркнуто авторами метааналитического исследования влияния постановки целей на продуктивность постановки и решения задач, которые заявили: «Если когда-либо был достойный кандидат от организационной науки, способный повысить статус научного закона природы, то отношения между трудностью, специфичностью, ценой целей и постановкой и решением задач больше всего заслуживают серьезного рассмотрения».

Принятие людьми поставленных целей крайне существенно при  любом обсуждении эффективности  постановки целей. Один из методов, используемых для повышения шансов принятия цели, — позволить людям участвовать  в постановке целей. Исследователи  утверждают, что принятие трудной  цели вероятнее, если люди участвовали в ее постановке, чем если бы цель была определена руководством. В состоящем из двух частей исследовании авторы пришли к выводу, что участвующая и представительная постановка целей (выбранные группой члены комиссии представляют других в разработке коммерческих целей) значимо повышает принятие целей каждой личностью, что, очевидно, вносит значимый вклад в производительность.

Локк одним из объяснений взаимосвязи между трудностью цели и достижением результата считает  результативность работы индивида. Она будет повышаться по мере усложнения цели (при условии, что индивид привержен цели и способен ее добиться) до момента, когда наступает потолок результативности . У индивидов, которые не привержены трудным целям, результативность снижается либо она невысока. Трудность определения цели увязывают с реакцией на нее организма человека. Результаты одного исследования показали, что у индивидов, настроившихся на умеренно трудную задачу, существенно повышается кровяное давление. У индивидов, выполняющих легкую работу, физиологическая реакция незначительна. Вопрос о физиологической реакции при постановке задачи требует дальнейшего изучения.

 

3. Применение теорий мотивации на практике

 

Все теории мотивации были разработаны исходя из анализа данных, полученных эмпирическим путем. Исследователи  изучали мотивацию работников различных  профессий и различного по содержанию труда. Так, рационально-экономическая  модель базируется на исследованиях  Фредерика Тейлора. Он предложил  разделить работу на отдельные узкоспециализированные задания, и установить жесткую связь  между величиной заработной платы  и качеством выполнения работы. Узкая  специализация определяет монотонный характер работы, хотя и влечет за собой  увеличение выработки, а при сдельной оплате труда увеличивается заработная плата.

Социальная модель явилась  результатом Хавторнских исследований, одним из участников которых был Э. Мэйо. Работницы, собирающие телефонные реле, выполняли рутинную работу, состоящую из повторяющихся операций, следовательно значение социальных потребностей как фактора мотивации для них было особенно велико.

Герцберг проводил исследования труда бухгалтеров и инженеров, а эту категорию работников интересовало продвижение по службе и ответственность.

Каждое исследование получило разный результат и утверждать, что  на практике нужно применять ту или  иную модель было бы неверным.

Из всего этого можно  сделать один важный для цели нашего исследования методологический вывод: характер работы, отсутствующие в  нем элементы для гармоничного развития личности, и являются определяющими  факторами мотивации.

Чтобы применить на практике магазина «Panasonic» теории мотивации нужно определить характер работы продавцов магазина и посмотреть насколько целесообразна установленная система оплаты труда.

Характер работы таков, что  предполагает постоянное взаимодействие с коллегами, клиентами, поиск индивидуальных подходов к каждой личности, следовательно потребности социального характера для продавца могут быть полностью удовлетворены. Установленная система оплаты труда «процент от продаж» стимулирует продавцов к увеличению объема реализации, если для них в работе важна именно ее оплата. Увеличение объема продаж возможно лишь при более внимательном отношении к клиенту, совершенствовании способов взаимодействия с ним. То есть за счет взаимоотношений с другими людьми. Налицо тесная взаимосвязь в удовлетворении социальных и экономических потребностей. Остается нераскрытым вопрос: есть ли реальные возможности для удовлетворения потребностей роста?

Необходимость постоянных контактов  продавцов с клиентами приводит к тому, что продавец получает большой  опыт в общении, базу данных для анализа  промахов и удачных моментов, и  на основе своих наблюдений может  выработать стратегию общения с  клиентами. Следствием удачно выбранной  стратегии и тактических подходов может быть получение признания  и авторитета. Из вышеизложенного  следует вывод: работа продавца происходит в двух полях: социальном и экономическом. Причем, они находятся в тесной взаимосвязи, так как успех на первом поле является определяющим фактором успеха на втором. А успех может быть достигнут за счет профессионального роста и коммуникабельности работника.

Таким образом, характер работы позволяет удовлетворять все  уровни потребностей, которые для  данного индивида являются насущными  в данный момент.

Очень важно отметить, что  мотивация – это не только забота менеджера, работник должен сам анализировать  свою работу, искать в ней способы  удовлетворения значимых для него потребностей. Менеджер должен быть в курсе потребностей своих подчиненных, но знать их точно  не может в силу своей занятости, большого объема и разнообразного характера  выполняемой работы. Изучение потребности  – работа тонкая и, в основном, психологической направленности, требующая индивидуального подхода к каждому работнику. Зачастую бывает так, что работник сам не осознает, что для него сейчас наиболее важно. В данном контексте работа менеджера должна сводиться к обеспечению необходимых условий для развития личности посредством выбора оптимального стиля руководства, эффективной системы поощрения или вознаграждения. Только тогда возможна работа коллектива как хорошей слаженной команды.

 

Заключение

 

В заключение можно отметить, что цель работы достигнута, основные задачи выполнены.

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника  к труду, его пассивность дает такие ощутимые результаты, как текучесть  кадров; руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает. Чтобы не допустить потерю потенциальных  прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для  эффективного управления таким дорогим  ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность. Чтобы более полно осветить данную проблему, автор данной работы обратился различным теориям мотивации человека. В данной работе был проведен анализ теорий и методов целеполагания в системе трудовой мотивации в целом. Содержательные теории концентрируют внимание на индивидах, делая основной упор на особенностях людей. Каждая из процессуальных теорий имеет определенную направленность. Теория ожидания акцентирует внимание на индивиде, работе и факторах внешней среды; она признает различия в потребностях, восприятии и убеждениях. Теория справедливости анализирует, главным образом, взаимосвязь между оценками вклада работников и их вознаграждением. Теория постановки целей подчеркивает познавательный процесс и роль сознательного поведения в мотивации. Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях ни одна организация не может преследовать исключительно экономические цели, связанные с зарабатыванием денег. Все более важное значение приобретают социальные цели – сохранение окружающей среды, достижение стабильности коллектива, улучшение положение работников и др. Ввиду важности процесса целеполагания, формулировка целей, с одной стороны, должна основываться на глубоких исследованиях специалистов, а с другой – отражать мнение работников фирмы. Только в этом случае цели будут ориентиром для их действий. Каждая из представленных выше теорий может что-то предложить менеджерам, а различные элементы теорий во многих отношениях дополняют друг друга. Вопрос — должен ли менеджер быть психологом — указывает на то, что все рассмотренные теории полезны, если их правильно применять. Психологи, разработавшие эти теории, являются специалистами в области объяснения потребностей, мотивов и ценностей. Они не были, однако, столь же проницательными при объяснении того, что могут сделать менеджеры с целью мотивации работников. И, несмотря на обилие теорий, исследований и их взаимодополняемость, многие менеджеры по-прежнему предпочитают игнорировать предложенные учеными теории мотивации. Теоретическое и практическое изучение мотивации позволяет манипулировать наиболее эффективными моделями комплексной мотивации в управлении персоналом, раскрывает пути к самоактуализации и саморазвитию человека.

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапцов С.А, Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. http://publish.cis2000.ru/books/book_61/ch2_1.shtm
  2. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

http://www.azps.ru/articles/personal.html

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2009 Теория мотивации труда Ф.Герцберга. http://www.nosorog.com/public/marketing/audit_vnutr_market.html
  2. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  3. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. - Барнаул, 2006
  4. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.,2006.
  5. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Дж. Фейдимен Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М. , 2009
  6. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 2005
  7. Четвертаков С.А. Иерархия потребностей по Маслоу - общая теория мотивации для социологии [Электронный ресурс] / С.А. Четвертаков. - Загл. экрана: http://sergeychet.narod.ru/motiv.html
  8. В.А. Гончарук «Мотивация и поведение»: mail@goncharuk.ru
  9. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Н. Комарова.

// Человек и труд, №10, 2001

  1. 1 В.А. Гончарук  «Мотивация и поведение»:  mail@goncharuk.ru
  1. 2 Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Дж. Фейдимен Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М. , 1994. - 347с.
  1. 3 Двухфакторная теория мотивации Герцберга. http://www.azps.ru/articles/personal.html
  1. 4 Кокорев В.П. Мотивация в управлении. -  Барнаул, 2005. – С.98
  •  


    Информация о работе Современные теории мотивации