Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57
Оценка профессиональных компетенций проводится в виде тестирования.
Основание для оценки сотрудников торгового отдела ООО «Исток-Сибирь» представлены в приложении А, шкала оценки сотрудников, представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Шкала оценки сотрудников ООО «Исток-Сибирь»
Оценка |
Балл |
Превышение минимального порога от 31 % и выше |
1,50 |
Превышение минимального порога от 16 % до 30 % |
1,25 |
Минимальный порог – превышение минимального порога на 15 % |
1,00 |
Минимальный порог не достигнут |
0,00 |
В компании существует ряд объективных и субъективных факторов, которые относятся к недостаткам системы аттестации, а именно:
- директор ООО «Исток-Сибирь» часто рассматривает оценку своих подчиненных как своего рода отвлечение от выполнения основных обязанностей, дополнительную нагрузку;
- проблемой является предоставление работникам негативной обратной связи: указание на допущенные ошибки, просчеты или низкие рабочие показатели;
- оценка производится только
на основе профессиональных
- руководители в ООО «Исток-Сибирь» предпочитают избегать открытой конфронтации с подчиненными и не давать негативную обратную связь. Это приводит к необъективным и расплывчатым оценкам рабочих результатов и может снижать доверие персонала к действенности системы оценки, к ее способности справедливо оценивать достижения работников и к эффективности используемых методов.
- сопротивление построению объективной системы оценки работы персонала возникает из-за того, что результаты оценки могут иметь негативные последствия для подчиненных (увольнение, понижение в должности, лишение премии, ухудшение отношений в коллективе и др.).
- в целом низкая информированность менеджеров ООО «Исток-Сибирь», которая проявляется, в частности, в неумении использовать результаты проведенной оценки работы персонала.
Таким образом, необходимо отметить, что на практике в ООО «Исток-Сибирь» из-за преобладания формального подхода возможности аттестации используются далеко не в полной мере.
Разработка системы оценки работы персонала, которая будет наилучшим образом отвечать целям исследуемой организации, ее потребностям и сложившейся в ней организационной культуре довольно сложная задача. Дело в том, что далеко не все менеджеры организации осознают необходимость введения системы оценки, отвечающей современным требованиям. Это отчетливо заметно при формальном проведении аттестации сотрудников ООО «Исток-Сибирь».
В разработке и внедрении новой системы оценки работы персонала важным является уделять особое внимание личным качествам и компетенциям сотрудников.
В условиях нестабильной рыночной среды оценка работы персонала является одним из основных факторов, определяющих дальнейшее развитие организации. В этой связи ставится цель сделать конкретные практические предложения по разработке и совершенствованию системы оценки работы персонала, направленные на повышение эффективности труда персонала в ООО «Исток-Сибирь».
3 рАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО совершенствованиЮ системы аттестации персонала ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»
Для более объективной оценки профессиональных качеств и компетенций сотрудников торгового отдела в ООО «Исток-Сибирь» рекомендуется в ходе основной аттестации применять современный метод оценки персонала «360 градусов». Оценка предлагаемым методом не требует больших затрат и с её помощью можно определить сильные и слабые стороны сотрудника и с точки зрения его непосредственного руководителя и с точки зрения коллег и клиентов, с которыми он работает. Обратив внимание и предотвратив отрицательные моменты в деятельности сотрудника, его деятельность станет эффективней.
Особенно популярной методика становится из-за сложной ситуации на рынке труда – важно собрать максимум информации, чтобы повысит эффективность работы сотрудников. А цена ошибки сегодня очень высока: неэффективный менеджмент в кризисный период не приносит дохода.
Согласно методу «360 градусов» оценка сотрудника будет проводится с трёх сторон – руководителем, коллегами и клиентами.
«Круговая оценка» удобна для анализа работы тех сотрудников, для которых взаимодействие с коллегами, подчиненными, клиентами является основной частью профессиональной деятельности, поэтому этом метод подходит для оценки персонала торгового отдела ООО «Исток-Сибирь». А оценивать работу бухгалтера по субъективным отзывам коллег неразумно. Данная методика наиболее удобна, когда необходимо оценить не столько профессиональные, сколько личностные качества сотрудника. С помощью этого метода можно определить, насколько человек вписывается в корпоративную культуру компании, насколько адекватна самооценка человека относительно его положения в коллективе, какие компетенции сотрудников нуждаются в развитии – лидерство, управленческие навыки, работа в команде, способность работать в стрессовых условиях.
«Обойти вокруг» сотрудника или по траектории 360 градусов можно в пять шагов.
Шаг 1: определить компетенции, по которым необходимо оценить сотрудника в соответствии с требованиями его должности.
Разработанные компетенции, для оценки сотрудников торгового отдела ООО «Исток-Сибирь» представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Компетенции, для оценки сотрудников торгового отдела ООО «Исток-Сибирь»
Компетенция |
Индикаторы поведения |
1 |
2 |
Профессиональные знания и навыки |
Знает ассортимент, классификацию, характеристики, предлагаемых товаров. Знает этапы формирования и движения заказа клиента. Знает условия заключения договоров, кредитные условия и правила отгрузки товара. |
Соблюдает требуемые «шаги визита» при работе с клиентом, умеет преодолевать возражения. Владеет технологией выявления потребностей. Обладает навыком аргументации. | |
Понимает потребности клиентов и особенности их бизнеса. Предлагает конструктивные решения, направленные на развитие бизнеса клиента и увеличение продаж компании «Исток». | |
Владеет основами маркетинга, знает стандарты мерчандайзинга, принятые в компании, использует в работе элементы торгового маркетинга. |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
Обладает навыком составления маршрута и графика посещений клиентов, планирования и организации своей деятельности. | |
Оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий. | |
Ориентация на достижения |
Ставит перед собой амбициозные, сложные цели. |
Не останавливается на достигнутом. Постоянно повышает «планку» требований к себе. | |
Не отступает, столкнувшись с трудностями. Проявляет упорство и настойчивость. | |
Обладает высокой работоспособностью (способен выносить перегрузки, стресс). | |
Оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий. | |
Принимает личную ответственность за результаты своей работы (как за успехи, так и за неудачи). | |
Лидерство |
Находит возможности оптимизировать рабочий процесс на своем участке. |
Своевременно выявляет и устраняет проблемы. | |
Ищет новые методы и подходы к работе для улучшения результатов. | |
Не боится совершать и исправлять ошибки. | |
Проявляет разумную самостоятельность. | |
Выступает с инициативами, активно обосновывает свои идеи перед коллегами и руководством, если считает это полезным. |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
Командная работа |
Проявляет активное, не равнодушное отношение к проблемам своей команды. Не замыкается только на своем участке работы. |
В отношения с коллегами проявляет вежливость и внимание к их проблемам. | |
Помогает в решении задач другим членам команды. | |
Качественно и в срок выполняет запросы, полученные от коллег и сотрудников смежных подразделений. | |
Соблюдает обещания, данные другим. | |
Нацелен на поиск взаимовыгодных решений. Стремится к «мирному» разрешению возникающих конфликтов и противоречий. | |
Анализ и принятие решений |
Имеет целостное понимание рабочего процесса, включающее как его участок работы, так и ближайшие смежные участки. |
Способен увидеть ситуацию/проблему «глазами» руководителя и смежников. | |
Логично анализирует информацию. В анализе опирается на факты. | |
Предлагает реалистичные решения, устраняющие причину проблемы способствующие достижению результата на своем участке работы. | |
Предлагая решения, взвешивает доводы «за» и «против». | |
Организует и отслеживает исполнение принятых решений на своем участке работы. |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
Коммуникация и взаимодействие |
Ясно и четко излагает свои мысли. |
Обосновывает свою позицию объективной информацией. | |
Убедительно аргументирует свою позицию. | |
Легко устанавливает и поддерживает контакт с людьми. | |
Умеет выслушать другого человека, понять его точку зрения. | |
С уважением относится к мнениям, отличным от своего собственного. |
Шаг 2: необходимо составить анкеты для оценки компетенций. Каждая компетенция оценивается в баллах (от 1 до 4). При этом респонденты могут оставить комментарии к любому из вопросов.
Пример анкеты для оценки сотрудников торгового отдела ООО «Исток-Сибирь» методом «360 градусов» представлен в приложении Б.
Шаг 3: оповестить участников опроса о проведении оценки по методу «360 градусов». Необходимо сформировать правильное отношение к процедуре – это не проверка, за которой последуют репрессии, а диагностика для дальнейшего развития сотрудников. В компании «Исток-Сибирь», сотрудники положительно относятся к проведению аттестации и тренингов, потому что это даёт возможность проявить свои профессиональные данные и даёт возможность для роста и развития.
Шаг 4: опросить непосредственного руководителя оцениваемого сотрудника, коллегу, и его клиента, с которым он чаще всего взаимодействует, а также самого сотрудника.
При выборе коллег, которые будут проводить оценку, необходимо учесть то, в каких отношениях находятся коллега и оцениваемый сотрудник. Обязательно, они не должны быть врагами и наоборот друзьями, желательно, чтобы отношения между ними были на нейтральном уровне. Поэтому необходимо провести наблюдение, за некоторое время до проведения аттестации. Похожая ситуация и в выборе клиента, который будет оценивать сотрудника. Здесь нужно выбрать и не самого лучшего из клиентов, но и не самого худшего.
Шаг 5: обработать результаты и ознакомить с ними начальника и самого сотрудника. При обработке сравниваются результаты в разных группах опрошенных, сравнивается самооценка сотрудника и его внешняя оценка коллегой, а также анализируются общие итоги. Даются предложения, направленные на повышения отдачи от человеческих ресурсов организации. Эти предложения могут затрагивать различные сферы управления персоналом (отбор, обучение, стимулирование труда, социальная защита и др.). Предложения, содержащиеся в отчете по итогам аттестации, могут включать также следующие вопросы:
- формирование кадрового резерва;
- потребность в обучении и повышении квалификации;
- кадровые перемещения;
- изменения заработной платы.
Знакомя с ними сотрудника, главное – тактично подать информацию, отдельно подчеркнув сильные стороны и отдельно те, которые необходимо развивать.
Главным плюсом методики является получение в короткие сроки развернутой обратной связи (от коллег, руководителей, клиентов) по уровню владения и использования основных компетенций.
Важно также, что оценка проводится именно по тем параметрам, которые мы сами выбрали.
Методика удобна и тем, что дает толчок самому сотруднику для профессионального роста. Метод позволяет увидеть, в оценке каких параметров человек склонен себя переоценивать или недооценивать, в каких оценках он совпадает с мнением окружающих, выделить сильные и слабые стороны.
Плюсы методики будут важны только в том случае, если по ее итогам провести какие-то мероприятия. Результаты оценки используются для планирования развития персонала, внутренних перемещений, изменения оплаты. Например, если среди оценок компетенции «Умение работать в команде» разным сотрудникам выставлены низкие баллы, это сигнал, что необходимо больше внимания уделять сплочению коллектива. Методика также позволяет предотвращать и разрешать конфликты в коллективе.
Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)