Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Исток-Сибирь».
Для достижения цели, поставленной в бакалаврской работе, решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования метода «360 градусов» в системе аттестации персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………….....7
1.1 Понятие системы аттестации персонала организации……………………..7
1.2 Виды и формы аттестации персонала…………………...............................13
1.3 Методы аттестации персонала………………………………...…………...17
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)…………………………………...22
2.1 Организационная характеристика и характеристика персонала
ООО «Исток-Сибирь»……………………………………………………...22
2.2 Анализ кадровой политики ООО «Исток-Сибирь»……………………….26
2.3 Анализ системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь»…….….31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»…..36
3.1 Общие направления совершенствования системы аттестации
персонала в ООО «Исток-Сибирь»………………………………………...36
3.2 Календарный план мероприятий по проведению аттестации ……...........42
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………..........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……....50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Основание для оценки сотрудников)………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»)……..57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (бакалавр).doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

В любом случае, затраты на совершенствование системы управления персоналом – это, по сути, инвестиции в человеческий потенциал, а это положительно влияет на успешность деятельности всей организации.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы о содержании, структуре и методах аттестации персонала.

Аттестация персонала – важная часть всей системы управления персоналом любой организации. Она представляет собой целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На результатах оценки базируются многие управленческие решения относительно кадров организации.

Выбор методов аттестации персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных торговых представителей). Система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств, требованиям рабочего места. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижения в должности и  увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала.

Во втором разделе работы был проведен анализ действующей системы аттестации персонала в ООО «Исток-Сибирь». Было показано, что в стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки. Но для современных организаций, таких как ООО «Исток-Сибирь», функционирующих в рыночных условиях жесткой конкуренции, динамично изменяющейся внешней среде традиционные методы оказываются слишком ригидными и неэффективными, т.к. они не учитывают необходимости оценки не только результатов труда, но и потенциала работника. Кроме того, подобные методы оценки не могут оценивать те качества, которые требуются от работников современных организаций: креативность, инициативность, стрессоустойчивость, гибкость и т.п.

На основе проведенного анализа,  в третьем разделе были разработаны мероприятия по внедрению в ООО «Исток-Сибирь» инновационного метода аттестации и оценки персонала, круговая оценка «360 градусов». Был составлен календарный план мероприятий, по проведению аттестации предлагаемым методом, рассчитаны затраты и эффект воздействия программы аттестации работников на производительность труда и качества продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом [Текст] : учебник, 2-е издание, доп. и перераб. / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М: 2007. – 447 с.
  2. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала. [Текст] : пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2000. – 2496 с.
  3. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации [Текст] : учебное пособие / С. В. Шекшня. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 460 с.
  4. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации [Текст] : учебник, 2-е изд., доп. и перераб. / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 636 с.
  5. Свирина, И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала. [Текст] : учебное пособие / И. Свирина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 265 с.
  6. Андреева, В. И. Делопроизводство в кадровой службе [Текст] : учебно-метод. пособие / В. И. Андреева. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 165 с.
  7. Армстронг, М. Н. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] : учебное пособие / М. Армстронг. – СПб.: Питер, 2004. – 832 с.
  8. Бизюкова, И. В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст] : учебное пособие / И. В. Бизюкова. – М.: Экономика, 1998. – 248 с.
  9. Блохина, С. Кадровая политика и стратегические цели компании: взаимосвязи [Текст] / С. Блохина // Управление человеческим потенциалом. –2006. – № 4. – С. 5 – 11.
  10. Богданова, Е. Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы [Текст] : учебное пособие / Е. Л. Богданова. – СПб.: 1996. – 358 с.
  11. Волкова, К. А., Казаков, Ф. К. Предприятие: Положение об отделах и службах, должностные инструкции [Текст] : учебно-метод. пособие / под ред. К. А. Волкова. – М.: Экономика, 2000 – 138 с.
  12. Ворожейкин, И. Е. Управление социальным развитием организации [Текст] : учебное пособие / И. Е. Ворожейкин.– М.: ИНФРА-М, 2001. – 266 с.
  13. Грачёв, М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации [Текст] : учебное пособие / М. В. Грачёв. – М.: Дело, 1993. – 210 с.
  14. Дасслер, Г. Управление персоналом [Текст] / перевод с англ. – М.: БИНОМ, 1997. – 348 с.
  15. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация персонала [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Борисова. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
  16. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: отбор и наём. Исследование зарубежного опыта [Текст] : учебно-метод. пособие / И. Б. Дуракова. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998. – 385 с.
  17. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст] : учебное пособие / Е. В. Маслов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 368 с.
  18. Дятлов, В. А., Кибанов, А. Я., Пихало, В. Т. Управление персоналом. [Текст] : учебник / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: ПРИОР, 1998. – 387 с.
  19. Дятлов,  В. А., Кибанов, А. Я., Одегов, Ю. Г., Пихало, В. Т. Управление персоналом. [Текст] : учебник / В. А. Дятлов, А. Я. Кибанов, Ю. Г. Одегов, В. Т Пихало. – М. Академия, 2000. – 245 с.
  20. Скопылатов, И. А., Ефремов, О. Ю. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / И. А. Скопылатов. – СПб., 2000. – 355 с.
  21. Журавлёв П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов, Ю. Г. Технология управления персоналом. [Текст] : учебно-метод. пособие / П. В. Журавлёв. – М.: Экзамен, 1999. – 276 с.
  22. Зайцев, Г. Г., Кибанов, А. Я., Пихало, В. Т. Управление персоналом. [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Зайцев, А. Я. Кибанов,  В. Т. Пихало. – СПб.: Северо-запад, 1998. – 344 с.
  23. Кибанов, А. Я. Оценка экономической эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом организации [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ГУУ, 2006. – 246 с.
  24. Кибанов, А. Я., Дуракова, И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация [Текст] : учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: Экзамен, 2005. – 334 с.
  25. Кибанов, А. Я., Захаров, Д. К., Коновалова, В. Г. Этика деловых отношений [Текст] : учебное пособие / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 234 с.
  26. Кибанов, А. Я., Захаров, Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии [Текст] : учебное пособие / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: Дело, 2002. – 315 с.
  27. Кибанов, А. Я., Ивановская, Л. В. Стратегическое управление персоналом [Текст] : учебное пособие / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 234 с.
  28. Кибанов, А. Я., Мамед-заде, Г. А., Родкина, Т. А. Управление персоналом. Регламентация труда [Текст] : учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Я. Кибанов. – М.: Экзамен, 2003. – 395 с.
  29. Козленко, Н. Н. Деловые игры в принятии управленческих решений [Текст] : учебно-метод. пособие / Н. Н. Козленко. – М.: ВЗПИ, 1992. – 276 с.
  30. Коргов, А. А. Руководитель. Команда. Персонал. Основы управления и взаимодействия [Текст] : учебно-метод. пособие / А. А. Коргов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 213 с.
  31. Пасс, Ю. Ключи к подбору персонала. [Текст] / Ю. Пасс // Кадровое дело – 2003. – № 4. – С. 6 – 12.
  32. Патрушева, Л. М. Адаптационная система: практика внедрения [Текст]/ Л. М. Патрушева // Справочник по управлению персоналом – 2003. – № 1. – С. 13.
  33. Пугачев, В. П. Руководство персоналом организации [Текст] : учебно-метод. пособие / В. П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 230 с.
  34. Савельева, Т. О. Управление персоналом в современных организациях. [Текст] / Т. О. Савельева // Управление персоналом. – 2004. – № 9. – С. 20-21.
  35. Усова, К. А. Особенности адаптации персонала розничной сети [Текст] / К. А. Усова // Справочник по управлению персоналом. – М.: 2003. –  № 3. – с. 22 – 25.
  36. Федосеев, В. Н., Капустин, С. Н. Управление персоналом организации [Текст] : учебное пособие / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин. – М.: Экзамен, 2003. – 328 с.
  37. Уткин, Э. А., Кочетков, А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе [Текст] : учебно-метод. пособие / Э. А. Уткин, А. И. Кочетков. – М.: АКАЛИС, 1998. – 355 с.
  38. Травин, В. В., Дятлов, В. А. Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учебное пособие / В. В. Травин. – М.: Дело, 1998. – 326 с.
  39. Старобинский, Э. Е. Как управлять персоналом [Текст] : учеб. пособие / Э. Е. Старобинский. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 234 с.
  40. Поршев, А. Г., Руменцева, З. П., Саломатин, Н. А. Управление организацией [Текст] : учебник / А. Г. Поршев. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 432 с.
  41. Королевский, М. И. Поиск и отбор персонала [Текст] : метод. пособие  / М. И. Королевский. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 165 с.
  42. Шлендер, П. Э. Управление персоналом [Текст] : учебник / П. Э. Шлендер. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение а

(обязательное)

 

Таблица А. 1 – Основание для оценки сотрудников ООО «Исток-Сибирь»

Месяц

Плановый минимальный порог

Факт достижения

Оценка достижения 

Сумма бонуса, начисленного по итогам месяца, руб.

Итоговый балл

 

В %

В цифрах

В %

В цифрах

 

1

               

2

               

3

               

4

               

Интегральный итоговый балл

 

ФИО руководителя, подпись

   

Дата

ФИО сотрудника, подпись

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение б

(обязательное)

 

Таблица Б. 1 – Пример анкеты при оценке методом «360 градусов»

Компетенция

Баллы (1-4)

Индикаторы поведения

Комментарии

1

2

3

4

Профессиональные знания и навыки

 

Знает ассортимент, классификацию, характеристики, предлагаемых товаров. Знает этапы формирования  и движения заказа клиента. Знает условия заключения договоров, кредитные условия и правила отгрузки товара.

 
 

Соблюдает требуемые «шаги визита» при работе с клиентом, умеет преодолевать  возражения. Владеет технологией выявления потребностей. Обладает навыком аргументации.

 
 

Понимает потребности клиентов и особенности их бизнеса. Предлагает конструктивные решения, направленные на развитие бизнеса клиента и увеличение продаж Компании «Исток».

 
 

Владеет основами маркетинга, знает стандарты мерчандайзинга, принятые в компании, использует в работе элементы торгового маркетинга.

 
 

Обладает навыком составления маршрута и графика посещений клиентов, планирования и организации своей деятельности.

 

 

Продолжение таблицы Б. 1

1

2

3

4

   

Оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий.

 

Ориентация на достижения

 

Ставит перед собой  амбициозные, сложные цели.

 
 

Не останавливается на достигнутом. Постоянно повышает «планку» требований к себе.

 
 

Не отступает, столкнувшись с трудностями. Проявляет упорство и настойчивость.

 
 

Обладает высокой работоспособностью (способен выносить перегрузки, стресс).

 
 

Оценивает свой успех по достигнутому результату, а не по количеству приложенных усилий.

 
 

Принимает личную ответственность за результаты своей работы (как за успехи, так и за неудачи).

 

Лидерство

 

Находит возможности оптимизировать рабочий процесс на своем участке.

 
 

Своевременно выявляет и устраняет проблемы.

 
 

Ищет новые методы и подходы  к работе для улучшения результатов.

 
 

Не боится совершать и исправлять ошибки.

 
 

Проявляет разумную самостоятельность.

 

 

Продолжение таблицы Б. 1

1

2

3

4

   

Выступает с инициативами, активно обосновывает свои идеи перед коллегами и руководством, если считает это полезным.

 

Командная работа

 

Проявляет активное, не равнодушное отношение к проблемам своей команды. Не замыкается только на своем участке работы.

 
 

В отношения с коллегами проявляет вежливость и внимание к их проблемам.

 
 

Помогает в решении задач другим членам команды.

 
 

Качественно и в срок выполняет запросы, полученные от коллег и сотрудников смежных подразделений.

 
 

Соблюдает обещания, данные другим

 
 

Нацелен на поиск взаимовыгодных решений. Стремится к «мирному» разрешению возникающих конфликтов и противоречий.

 

Анализ и принятие решений

 

Имеет целостное понимание рабочего процесса, включающее как его участок работы, так и ближайшие смежные участки.

 
 

Способен увидеть ситуацию / проблему «глазами» руководителя и смежников.

 
 

Логично анализирует информацию. В анализе опирается на факты.

 

 

Продолжение таблицы Б. 1

1

2

3

4

   

Предлагает реалистичные решения, устраняющие причину проблемы способствующие достижению результата на своем участке работы.

 
 

Предлагая решения, взвешивает доводы «за» и «против».

 
   

Организует и отслеживает исполнение принятых решений на своем участке работы.

 

Коммуникация и взаимодействие

 

Ясно и четко излагает свои мысли.

 
 

Обосновывает свою позицию объективной информацией.

 
 

Убедительно аргументирует свою позицию.

 
 

Легко устанавливает и поддерживает контакт с людьми.

 
 

Умеет выслушать другого человека, понять его точку зрения.

 
 

С уважением относится к мнениям, отличным от своего собственного.

 

Итого:

Комментарий:


 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Современные формы и методы аттестации персонала (на примере ООО «ИСТОК-СИБИРЬ»)