Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:00, курсовая работа
В условиях формирования открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объектная необходимость в отказе от таких принципов командно-бюрократического управления, как административное назначение на руководящие должности, строгая иерархия подчинение ориентация на власть, приказ, контроль, которые порождали пассивность коллектива, недооценку творчества и инициативы и низкую организационную культуру. Для изменения такого положения недостаточно отдельных улучшений, необходим поиск новых подходов. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что активный интерес к менеджменту как одна из самых определённых тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.
Современный библиотекарь осознает, что наряду с производством услуг он создает внерыночные культурные ценности, и что помимо информации как рыночного продукта он осуществляет духовное воспроизводство личности. Отсюда появление по инициативе «снизу» инновационных моделей библиотек: музеев, театров, салонов и др., в деятельности которых главным ключевым словом становится «культура».
ведение………………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ПРОФЕСИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА……….6-16
1.1 Менеджер – профессиональный руководитель. Самоменеджмент……6-13
1.2 Функции менеджера………………………………………………………13-14
1.3 Роль руководителя в управлении современной библиотекой…………14-16
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ………………………………….…..17-22
2.1 Опыт управления библиотекой в современной России………………..17-20
2.2 Менеджер в НБ ДГУ……………………………………………………...20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….....25-27
Современный менеджер должен обладать следующими качествами:
Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузку. Роль идет о самоменеджменте, как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал. Частенько руководители в попынке оправдать неумение ссылаются на объективные трудности, не позволяющие им реализовать стратегические решения.
Но главная причина кроется в неумении перестроить свое мышление и использовать резервы, заложенные в самом себе.
Директор библиотеки решает стратегические задачи, поэтому для него на первом плане – широта мышления, стремление к самостоятельным действиям.
В приемной практики каждого директора библиотеки сейчас увидишь компьютер. Существенной тенденцией последнего становится формирование целого научного направления, названного самоменеджментом.
Самоменеджмент, по определению профессора Л.И. Зайверта – ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров, представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Самоменеджмент понимается как средство саморазвития индивида – менеджера в рамках всеобщей организационной науки. [7, с. 1] Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные, возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать негативные собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать негативные обстоятельства как на работе, та ки в личной жизни.
Планирование рабочего времени, ежедневный анализ рабочего дня, его структурирование и другие методы научной организации управленческого труда по-прежнему составляют основу самоменеджмента. Новое здесь – включение методики НОТ в систему управленческих функций целеполагания планирования, принятия решений, организации, контроля, коммуникации.
Целеполагание в самоменеджменте так же, как и в любой другой области управленческой деятельности, означает определение перспектив, ориентацию и концентрацию личностных ресурсов руководителя на том, что должно быть достигнуто. Постановка целей осуществляется в профессиональной и личной сфере проводится на основе ситуационного анализа собственных сильных и слабых сторон, баланса личных успехов и неудач.
После ситуационного анализа следует тщательно оценить успех в работе, определить какие способности, знания, опыт были необходимы, чтобы достичь этих успехов. Это составит потенциал, который обеспечит дальнейшее развитие. С другой стороны, баланс крупнейших неудач и поражений, анализ качеств. Следствием которых они стали, приведет к выводам, как избежать этого в будущем.
Последняя фаза процесса постановки целей – конкретное формулирование целей. Одновременно это переход к следующей функции самоменеджмента – планированию.[7]
Преимущества планирования обнаруживаются в таких сферах менеджмента как достижение целей, обозримость проблематики, установление приоритетов, сроков, резервов времени, повышение эффективности и т.д. Сам процесс планирования аналогичен осуществлению одноименной управленческой функции, поэтому взгляды исследователей сходятся в том, что составляет его основу.
Для того, чтобы планирование превратилось в действительно важный фактор организации труда и не стало формальных правил. Определяющим из них является составление плана лишь на часть своего рабочего времени, как показывает опыт, лучше всего на 60%. Немаловажное правило – работать над своими планами регулярно и систематично, последовательно доводя до конца начатое дело. Фиксировать в планах надо результаты или цели, то есть конечное состояние, а не просто какие-либо действия.
Планирование личного времени руководителя неразрывно связано с разработкой определенного режима рабочего дня, который должен соблюдаться, уточняться, постепенно превращаться в норму.
Внедрение графиков повышает ритмичность работы руководителя любого уровня, устраняя чрезмерную нагрузку, способствует решению всех вопросов. Необходимо, чтобы графики работы для управленческого аппарата библиотеки были скоординированы.
И все же молодому руководителю вряд ли целесообразно начинать работу со строгой регламентации времени. Пользуясь планами, руководитель почувствует удовлетворение от того, что исчезли «горящие» дела, исполнители потянулись к работе, а сам он стал более плодотворно использовать рабочее время.
1.2. Функции менеджера
Работа менеджеров имеет много общих характеристик. Просмотрев множество работ на эту тему, С.П. Хэйлс суммировал отличия управленческого труда от любой другой профессиональной деятельности. Во-первых, в управлении объединяются как элементы собственного руководства с элементами специальности, профессии, когда руководители наряду со своими непосредственными обязанностями выполняют и неуправленческие функции. Во-вторых, существенным элементом управленческого труда является налаживание межличностных отношений. В-третьих, природа управленческого труда переменчива – по продолжительности, по периодам, по многообразию решаемых задач.
Одним из самых популярных
источников на тему, чем занимаются
менеджеры, является книга американского
теоретика в области
Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они оказывают прямое влияние на статус и авторитет руководителя. Директор представляет библиотеку в различных внешних структурах является лидером собственного коллектива, выступает в качестве главы библиотеки, выполняя обязанности правового или социального характера.
Информационные роли включают передачу и прием информации, когда менеджер служит своеобразным информационным центром или представителем по связям с общественностью.
Если директор берет на себя роль инициатора инновационных процессов в библиотеке, то он изыскивает возможности внутри самой библиотеки и за ее пределами, разрабатывает и модернизирует проекты по совершенствованию деятельности. В случае когда руководитель берет на себя ответственность за корректировку действий, для него важна роль человека, устраняющего помехи в избранном курсе. Здесь же важны роли менеджера, распространяющего ресурсы и ведущего переговоры.[16]
1.3. Роль руководителя
в управлении современной
Активный интерес к менеджменту как одна из самых характерных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.[15]
По мнению выдающихся психологов, главными составляющими в жизнедеятельности человека являются осознание и ответственность. Следовательно, в процессе формирования специалиста любой сферы, в том числе библиотечной, первостепенное внимание нужно уделять именно этим составляющим личности. [22, c. 10]
Новая модель позволяет на уровне библиотеки развить многоаспектную управленческую деятельность по планированию стратегии, определению долгосрочных перспектив, изучению факторов внешней среды, организации эффективного взаимодействия и мотивами сотрудников. В центре стратегии концепции библиотечного менеджмента находится человеческий фактор, поскольку человек рассматривается как наивысшая ценность.
Менеджер-профессионал, достигший уровня мастерства. Компетентности и морально-личностных качеств, что может активно осуществлять позитивные вклады как в развитие библиотеки, так и в развитие работающих в ней библиотекарей. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни. [20, с. 33]
Сформировать корпус управленцев нового типа – задача исключительно сложная. Образ менеджера как профессионала, обладающего специальными знаниями в области управления, создается и поддерживается в менеджменте всей системой обучения.
Принцип профессионализма руководства родился одновременно с менеджментом и эволюционировал вместе с ним как незыблемое кредо Ф. Тейлор. С именем которого связано становление менеджмента как самостоятельной области знаний, доказывает, что «принципы научного менеджмента» применимые ко всем видам человеческой деятельности и, если их использовать правильно, они дадут поразительный результат. Ф. Тейлор поставил задачу компетентного управления, отказался от линейной системы организации, разработав в качестве альтернативы функциональную систему управления; обозначил как ведущую в сфере управления функцию планирования.
Административная или классическая школа, развивавшая в 1920-е гг. общие методологические основы научного менеджмента, достаточно строго и определенно указывала на необходимость управленцев чрезвычайно высокой квалификации.
Крупнейший представитель этой школы А. Файоль, писал: «Рассудительный и расчетливый менеджер – это человек, который имеет все знания, необходимые для разрешения стоящих перед ним управленческих, технических, коммерческих и финансовых проблем, а также достаточную физическую и интеллектуальную энергию и работоспособность…»
В других школах и концепциях менеджмента изучались элементы деятельности менеджеров, распределение их времени, неформальные моменты управленческого труда.
Следовательно, искусство управления является чем-то отличным от умений специалиста в том деле, которым управляют. «,Хороший менеджер, - писал В. Ньюмен, - может получить все возможное от своих подчиненных, не зная в точности, как каждый из них выполняет свою работу, но будучи в достаточной степени осведомлен в возможностях каждой области деятельности, путях ее использования для достижения результатов».[12]
Профессионализм как основа управления признает во всех концепциях менеджмента. Более того, несмотря на существенную специфику развития и применения менеджмента в национальном масштабе, менеджер-профессионал является категорией высшего порядка, обусловливающий международный характер менеджмента. Признается, что подготовка и формирование менеджеров в разных странах очень сблизились и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последние два десятилетия. Менеджмент как профессия становится поистине интернациональным.
ГЛАВА 2. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1 Опыт управления библиотекой в России
В последнее десятилетие понятие «менеджер библиотеки» стало использоваться в России гораздо чаще и уважительнее. В современной России можно выделить многих менеджеров, которые проявили себя как достойные профессионалы, знающие свое дело.
Брагина Татьяна Васильевна с 2010 г. — директор Государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской области «Владимирская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького» библиотеки. При непосредственном участии Брагиной Т.В. библиотека стала подлинным центром интеллектуальной, духовной и культурной жизни города и области, ей присвоен статус особо ценного объекта культурного достояния Владимирской области.
По инициативе Брагиной Т.В. традиционными являются ежегодные книжные ярмарки издательств и издающих организаций Владимирской области, Дни памяти Б.Ф. Французова (заслуженный художник РСФСР), межрегиональные краеведческие конференции. При ее активном участии внедрены новые формы обслуживания пользователей: виртуальная справочная служба, электронная доставка документов, создан Центр открытого доступа в Интернет, начат процесс создания полнотекстовой базы данных редких и краеведческих книг. Брагина Т.В. — инициатор создания регионального Центра чтения.
Под руководством Брагиной Т.В. за последние три года библиотека участвовала в следующих Всероссийских социологических исследованиях Российской библиотечной ассоциации: «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России», «Состояние модельных сельских библиотек региона», «Формирование библиотечных фондов и качество комплектования в условиях конкурсных процедур», «Мониторинг деятельности центральных региональных универсальных научных библиотек в сфере поддержки и развития чтения».
Информация о работе Современный библиотечный менеджмент: профессиональные и личные качества