Современный руководитель, его характерные черты, стиль и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного руководителя. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного руководителя, его стиль и методы и пойдет речь в этой работе.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1 Портрет современного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Вложенные файлы: 1 файл

Портрет современного менеджера.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                       ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СТАТЬ ЛИДЕРОМ

 

       Прежде  всего, это личное желание занять  высокий  пост,  которое   есть

далеко не у всех, а  соответственно и готовность брать  на себя сопряженные  с

этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий  лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном  месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как  и талант, - дар Божий. Но талант без труда – ничто,  поэтому  лидер  должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды,  упорно двигаясь к собственной цели.

       Наконец,  претендент на лидерство на  высоком уровне должен  уже   к  35

годам  накопить  значительный  опыт  выполнения  разнообразных   функций   и «созреть» как крупный руководитель.  Продолжительность такого  созревания западные специалисты определяют в 5 -- 7  лет,  т.е.  стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 -- 28 лет.

       Жить  лидерам  не  просто.  На  своем  пути  они   встречают   немало трудностей,  главная  из  которых  по  всеобщему  признанию  --  руководство

подчиненными. На втором месте  стоит планирование  деятельности  фирмы  и  на третьем – увольнение сотрудников. Среди других, не попавших  на  «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем,  делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание  конфликтов.

       Существует  два психологических типа лидеров: «игроки»  и «открытые».

Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими.  Они  умеют  «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя  исключительно своим интересам.  На  деле  они  не  умеют  работать  с  полной  отдачей  и  плохо справляются с проблемами.

       «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны;  берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во  все  вникнуть,  чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.  Они  тоже  гибки  и действуют  с  учетом  обстоятельств,  но  живут  не  сегодняшним   днем,   а устремлены в будущее. Именно они являются  истинными  лидерами,  обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

       Подчиненным  импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело  принимающий  решения,  честно  признающий  ошибки.  Росту  авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

       Авторитет  завоевывается долго, а теряется  быстро. И  главные  причины

этого  --  бездеятельность  и  перестраховка.   Ошибки   же   на   авторитет практически не влияют -- от них никто не застрахован, а  исправить их  при

желании не трудно.

       Обычно  авторитетный лидер --  руководитель  от  природы.  Но  что  же

делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе  дела  просто

умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы  такого  безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать  качества, которые  ему  в обязательном порядке  должны  быть  присущи.  Существует  три  группы  таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

       К личным  качествам в первую очередь  относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность  и справедливость по отношению  к  окружающим.  Руководитель  должен  стараться понимать своих подчиненных,  видеть  в  них  личности,  достойные  уважения, уметь разбираться в их поведении, быть  человечным  и  заботиться  о  людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

       Руководитель должен  быть   принципиален   во   всех   вопросах,   уметь

противостоять давлению  как  «сверху!»,  так  и  «снизу»,  последовательно и

твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов,  защищать  до  конца  те

ценности, которые они  исповедуют и помогать обретать  эти   ценности  другим посредством личного примера, а не  морализирования,  твердо  держать  данное слово.

       Работа  руководителя чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных  качеств  должно  быть  хорошее  здоровье,  которое   помогает   быть энергичным и жизнестойким,  мужественно  переносить  удары  судьбы,  успешно справляться со стрессами.  Для поддержания хорошего  физического здоровья нужны  постоянные  тренировки,  сбалансированные  нагрузки,   предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении  на другую работу. Силы и энергию необходимо  поэтому рационально распределять между всеми своими  делами,  чтобы  в  каждом  добиться  успеха,  но  нельзя приучать  себя  к  постоянным  стабильным  нагрузкам  и  время  от   времени разрушать  привычные  образцы  действий,  ибо   когда   потребуется   рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

       Однако  одного физического здоровья  руководителю не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто  не  выдержит  всех сваливающихся на его голову перегрузок.

       Поэтому   нужно  загодя  формировать   у  себя  положительные   эмоции:

сопереживание,   делающее   человека   гуманным;   волнение,   стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность,  помогающую  продвигаться вперед,  освоению  новых   сфер   деятельности;   уверенность,   добавляющую солидности.

       Принятие  управленческих  решений  требует   от  руководителей  не  только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая  выражается  в  умении  и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с  ними,  не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на  жизненном  пути любого руководителя.

         Современный  руководитель должен  активно бороться   с   собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни  и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей,  раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться  потерять  авторитет -- в большинстве случаев сотрудники  за  такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

       Другая   группа   качеств,   необходимых    любому    руководителю  -   профессиональные. Это -- компетентность, т.е. система специальных  знаний  и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это  культура -- общая, техническая, экономическая, правовая,  информационная,  психолого-педагогическая.  Важен  и  ряд других моментов.  Прежде  всего  современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так  и внешней,  понимание  целей  фирмы  и  своего  подразделения,  умение  видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны,  быть  восприимчивым к новизне и изменениям. Это   невозможно   без   обладания   умственными способностями  выше  среднего  уровня,   умением   анализировать   ситуацию, создавать и критически оценивать  различные  планы  и  программы,  принимать решения, брать на себя ответственность за  их  выполнение,  много  и  упорно

работать для этого, быть энергичным и решительным.

       Однако  руководитель должен быть не  только  хорошо  подготовленной  и высоко образованной, но еще и творческой личностью.  От  него  требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить  такие  способности в  других,  уметь  их   мобилизовать   и   использовать,   преодолевая   все встречающиеся на пути препятствия. Для этого  необходимо  быть  настойчивым, испытывать  потребности  в   переменах,   уметь   порывать   с   традициями, воспринимать  новые  идеи  и   новаторские   решения,   систематически   ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами,  используя метод мозговой атаки,  поощряет  свободное  выражение  эмоций  и  идей   и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

       Творчество немыслимо без способности находить информацию  и  делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто  они, без способности держать  себя  откровенно  с  коллегами,  добиваться  обратных  связей,   не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя  при этом все под  сомнение,  понимать  позицию  других,  везде  находить  людей, представляющих хоть какой-то интерес для организации.

       Но наиболее  важно для руководителя схватывать  все на  лету,  увязывать вновь приобретаемые знания  со  старыми,  обладать  умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая  при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с  момента  вступления в должность и никогда не прекращается.

       Очередной  группой  качеств  руководителя,  определяющих  его,  собственно говоря, как руководителя, являются организаторские, а также деловые.

       Они  отражают уровень организаторской  культуры руководителя, владение  им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой  и  использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных  планов  и  планов деятельности подразделений, служб,  оперативных  планов  и  планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий  до  исполнителей,  инструктажем, распорядительством, контролем.

       К   организаторским   качествам   нужно    отнести,    прежде    всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от руководителя ясных и обоснованных целей. Без них  он  может  испытывать  недостаток  твердости  и решимости,  упускать  хорошие  возможности,  тратить   время   на   пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на  плаву,  руководитель должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в  том, чтобы цели  устанавливать,  а  упорно  к  ним  стремиться.  Это  и  отличает руководителя от остальных работников.

       Другим  организаторским  качеством,  которое  должно   быть   присуще

руководителю,  является  деловитость.  Она заключается в   умении   четко   и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения,  контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

       Важным  организаторским качеством руководителя является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать  путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

       Руководителю должна быть присуща дисциплина и контроль  над собой.  Без этого он не сможет ни  призвать  к  порядку  других,  ни  контролировать  их деятельность.  Поэтому  руководитель  должен  контролировать   свои   эмоции   и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти  подход  к  их  поведению,  а также контролировать дисциплину подчиненных.

       Отличительной    чертой    руководителя  должна    быть     повышенная

работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя  в жертву и не становясь «работоманом»  (в передовых компаниях считается

дурным тоном для высших руководителей задерживаться в  офисе после  окончания трудового дня или брать работу на дом).

       Силы  нужно беречь для главного, не  растрачивать их по-пустому,  уметь

отдыхать, в  том  числе  и  во  время  командировок.  Руководитель  должен  быть коммуникабельным, контактным,  т.е.  общительным,  направленным  на  внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь  располагать  к  себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

       С   точки  зрения  контактности   можно   выделить   несколько   типов

руководителей.

       Во-первых, те, кто большую часть времени,  примерно  2/3,  тратит  на

своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

       Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому  примерно поровну времени.

       В-третьих,  те,  кто  осуществляет  только  вертикальные  контакты  с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего  уровня.

       В-четвертых,  те, кто  сторонится  вообще  всех  контактов.  Первый  и

второй типы руководителей  хороши для оперативного  управления,  четвертый  -  для стратегического, третий   тип   руководителя   не   отвечает   вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

       Важная  черта руководителя -- реализм. Он должен уметь правильно  оценить свои возможности  и  возможности  подчиненных,  их  поступки,  не  витать  в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

       Хороший  руководитель характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

       Руководить  людьми без уверенности в себе  невозможно.  Уверенные  люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды  на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы  все  об  этих взглядах  знали,  а  поэтому  высказывают  свободно   свою   точку   зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают  других  людей  и их мнения.

Информация о работе Современный руководитель, его характерные черты, стиль и методы