Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы служит рассмотреть понятие, специфику и сущность лидерства, задачами – выявить отличия лидера от менеджера, рассмотреть методологические основы лидерства, изучить поведенческие теории и историко-теоретическую составляющую ситуационного подхода, рассмотреть феномены лидерства на конкретных примерах.
В курсовой работе изложены основные концепции лидерства, подчеркнута уникальность и значимость работы менеджера, его отношение с его последователями, роль в развитии организации, феномен лидерства рассмотрен на конкретных примерах.
Актуальность данной темы состоит в том, что в каждой организации существуют лидеры, которые и ведут компанию вперед. Феномен лидерства необходимо постоянно изучать. Это нужно потому, что время бежит с большой скоростью, меняются приоритеты и изменяются требования к руководителям, и поэтому в организации должны быть современные лидеры, обладающие собственным стилем в управлении и достигающие достойных результатов. Проблема выбора стиля руководства определяет возможность раскрытия потенциала фирмы, улучшение в ней социально-психологического климата за счет верного использования потенциала кадров. 1
Невозможно сразу определить верный и единый стиль руководства для каждой фирмы, потому что управленческие ситуации, с которыми она сталкивается, индивидуальны и не стандартны, а качества личности лидера и подчиненных имеют свойство изменятся, в зависимости от управляемой среды для достижения высоких результатов, повышения эффективности производства.
Проблема соотношения эффективного управления и лидерства является одной из ключевых в теории и практике. Любой менеджер должен стремиться стать лидером. Раньше всего зависимость экономических показателей от лидерства заметили в США, где за это время было разработано значительное количество теорий и подходов к данному вопросу, выпустив труды Д. Дункана, Д.Френсиса, Б.Карлофа, Блейка. Для США лидерство тесно связано с предпринимательством, является его неотъемлемой частью. Мысль об этом в свое время высказал Ральф Стогдилл: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества".2
Не менее остро стоит проблема лидерства и в России. Переход к новым формам хозяйствования в нашей стране обусловливает острую потребность в субъектах управления. Актуальность решения этой проблемы многократно возрастает в связи с образованием все большего числа организаций. Новые руководители, зачастую, не имеют опыта руководящей работы, не обладают лидерскими качествами, и потому очень часто предпочитают волевой подход при решении тех или иных управленческих задач. Можно сказать, что современное управление в России переживает своеобразный кризис, связанный с проблемами лидерства. 3
Целью курсовой работы служит рассмотреть понятие, специфику и сущность лидерства, задачами – выявить отличия лидера от менеджера, рассмотреть методологические основы лидерства, изучить поведенческие теории и историко-теоритическую составляющую ситуационного подхода, рассмотреть феномены лидерства на конкретных примерах.
Объектом исследования данной работы являются современные руководители-лидеры, а предметом – их лидерские качества.
В курсовой работе изложены основные концепции лидерства, подчеркнута уникальность и значимость работы менеджера, его отношение с его последователями, роль в развитии организации, феномен лидерства рассмотрен на конкретных примерах.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Содержание и отличительные черты понятия «лидерство» в менеджменте
Тема лидерства
Из вышесказанного можно
сделать вывод, что «лидер» исторически-
Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. В этом проявляется природа лидерства.
В современных учебниках можно
встретить множество понятий
и разъяснений термина «
Первое определение обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них заключается в том, что оно отражает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признаются группой людей, может являться лидером для данной группы. С другой стороны, остальные группы могут отрицать лидерство и не признавать его достижения как выдающиеся. Второе достоинство такой расшифровки понятия состоит в его операциональности, т.е. указывает определенный и конкретный путь к лидерству.
Приведенное определение обладает и рядом существенных недостатков. Выдающиеся достижения не являются гарантией лидерских позиций. Многие известные и талантливые ученые, такие как Альберт Эйнштейн, несмотря на свои профессиональные заслуги, не являлись лидерами, практически не имели учеников.
Данное понятие формирует необходимые, но не достаточные условия лидерства. Кроме того, оно фактически фиксирует в положении лидера одного человека, в то время, как в любом коллективе происходит его периодическая смена. Понятие является еще и статичным – не отражает динамичность лидерства, не рассматривает его как процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей.
Это свойство лидерства отражено во втором определении, однако, настолько обобщенно, что отличить лидерство от других социальных процессов практически невозможно.
Таким образом, анализ этих определений наталкивает нас на определенный вывод о том, что лидерство – это одновременно и положение человека в коллективе, группе и процесс вовлечения данной группы в некую деятельность, благодаря особым качествам личности лидера для достижения цели. Проблема выявления тех самых типичных лидерских качеств стояла перед менеджерами со времен создания теории лидерских черт. Неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос, что же именно должен уметь делать лидер. Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать. Качества, наиболее часто встречающиеся у типичного лидера, рассмотрим в Таблице 1.
Таблица 1.1 – Наиболее распространенные качества типичного лидера
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные навыки |
Ум и логика |
Инициативность |
Умение заручаться поддержкой |
Рассудительность |
Гибкость |
Умение кооперироваться |
Проницательность |
Бдительность |
Умение завоевывать популярность и престиж |
Способность к концептуализации |
Созидательность и творчество |
Умение брать на себя риск и ответственность |
Образованность |
Честность |
Такт и дипломатичность |
Знание дела |
Смелость |
Умение организовывать |
Умение выражать мысли |
Уверенность в себе |
Умение убеждать |
Потребность в саморазвитии |
Уравновешенность |
Умение изменять себе |
Острая интуиция |
Независимость |
Умение разбираться в людях |
Действительно, анализируя личности многих известных лидеров-бизнесменов, можно найти проявления этих черт. Глава знаменитой сети магазинов по продаже мобильных телефонов «Евросеть» Евгений Чичваркин сначала торговал на рынке, а потом понял – для серьёзного успеха необходимо серьёзное образование. Так родилось решение поступать в Академию Управления. Заручившись поддержкой компаньонов, он сумел организовать свой собственный бизнес. Осуществляя рекламные компании по раскрутке компании, бизнесмен ставил на эпатаж – и не прогадал. Его образованность, уверенность в себе и оригинальность сделали его человеком, обладающим несколькими миллиардами долларов.
Еще одна не безызвестная личность – Роман Абрамович, известный своей уникальной способностью завоевывать популярность и налаживать новые связи в полезных кругах. После создания «Сибнефти» вся последующая деятельность Абрамовича проходилась на фоне активного создания системы лоббирования своих интересов и расширения круга влиятельных связей. Умение разбираться в людях, находя действительно нужных для продвижения бизнеса – конек Романа.
Легендарный Джон Рокфеллер с детства отличался рассудительностью и целеустремленностью, острым умом и огромной энергией. Именно они и стали залогом его успеха.
Эти личности – признанные лидеры, руководители многомиллионных корпораций, легенды бизнеса, иконы предпринимательства, добившиеся всего, что имеют благодаря силе характера и лидерским задаткам.
Как было сказано выше, грамотный лидер – идеальный руководитель, умеющий добиваться личного и профессионального успеха. Но всегда ли руководитель является одновременно еще и лидером? Изучая феномен лидерства, нельзя не отметить его отличия и общности с руководством и менеджментом в целом. Для этого рассмотрим подробнее их сущность. Каждое учреждение может рассматриваться с двух точек зрения: как формальная и неформальная организация.
Соответствуют этим структурам присущие им типы отношений: формальные и неформальные. Первый тип характеризуется должностными и функциональными связями; отношения второго типа – психологические и эмоциональные.
«Руководство, - пишет, в частности, Р.Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений. Лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический».6 Роль менеджера же определена заранее, путем определения его функций, служебных полномочий и целей, поставленных высшим руководством.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей. 7
Следовательно, как бы не стремился человек стать лидером, это невозможно без поддержки коллектива. Менеджера же назначают на его пост вне зависимости от того, воспринимают ли его подчиненные в этой роли. Обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений – обязательные условия лидерства. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Руководитель, назначенный извне, вышестоящим управленческим органом, обладает исключительными правами на применение санкций – позитивных и негативных. Лидер же выдвигается из окружающих его людей, по сути равных, близких ему по статусу и служебному положению, является «одним из нас». Лидер также может применять санкции, но уже неформального характера, применение их не фиксируется официально. Это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.8
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что менеджмент – социальное явление, а лидерство – психологическое. Этот факт одновременно и отличает два понятия друг от друга, и является их сближающим качеством. Руководители же рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами, или не быть таковыми. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.9
И руководство, и лидерство являются побудителями и координаторами действий трудового коллектива, средством управления им. Обе стороны реализуют процессы социального влияния в коллективе. Кроме того, им присущ момент субординации в отношениях. Если в руководстве он жестко и строго закреплен в должностных инструкциях, то в лидерстве его присутствие заранее не очерчено, но заметно. Отличия лидера от менеджера изложены в в Таблице 2.
Информация о работе Содержание и отличительные черты понятия «лидерство» в менеджменте