Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы служит рассмотреть понятие, специфику и сущность лидерства, задачами – выявить отличия лидера от менеджера, рассмотреть методологические основы лидерства, изучить поведенческие теории и историко-теоретическую составляющую ситуационного подхода, рассмотреть феномены лидерства на конкретных примерах.
В курсовой работе изложены основные концепции лидерства, подчеркнута уникальность и значимость работы менеджера, его отношение с его последователями, роль в развитии организации, феномен лидерства рассмотрен на конкретных примерах.
Таблица 1.2 – Отличительная характеристика менеджера и лидера
Менеджер |
Лидер |
Назначается руководством |
Выдвигается из коллектива самостоятельно |
Применяет официальные санкции |
Действует неофициальными методами |
Признан руководством |
Признан коллективом |
Поручает |
Вдохновляет |
Основа действий - план |
Основа действий - перспектива |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Нередко лидерство способно переходить в руководство. Таких примеров трансформации достаточно в историческом опыте управления. В наше время хороший руководитель организации единовременно является и неформальным ее лидером, эффективно управляющим подчиненными.
Безусловно, каждый менеджер должен стремиться занимать лидерские позиции в организации, быть достойным образцом подражания для своего коллектива, умением умело и грамотно руководить, реализовать творческий потенциал работников для достижения целей.
Он стремиться сбалансировать интересы коллектива и руководства, удовлетворить требования заказчика, делая дело при помощи других людей, добиваясь коллективной занятости.
Нельзя обозначить лидерство как единую общую систему поведения. Это искусство, мастерство, талант, который дан людям от природы. Лидеры способны внушить к себе доверие, добиться быстрого и качественного выполнения работы.10
Необходимо сказать, что, несмотря на большое количество отличий понятия «менеджер» от понятия «лидер», они достаточно близки. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных. чего нельзя сказать о менеджменте.
1.3. Влияние и власть как типы управленческих воздействий
На сегодняшний день руководители не только обладают профессиональными характеристиками, но и многими личностными качествами, которые помогают им в управлении. Известно множество методов и способов оказания влияния на других, средств вести за собой коллектив.
Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако если кто-нибудь думает, что одного этого достаточно, тот, по меньшей мере, близорук. Для того, чтобы сложная организация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Однако, по аналогии с процессами общения и принятия решений, руководство, лидерство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства.
Как у любого другого вида труда результативность и качество руководителя зависят от многих условий и факторов. Ими могут быть как внешние условия, так и внутренние факторы, структура и динамика которых зависят от самого руководителя. Это: его личностные характеристики; его статусные характеристики.
Под личностью руководителя можно понимать динамическую систему качеств и свойств, которые проявляются относительно постоянно как действия в различных ситуациях.
Одним из основных факторов
воздействия руководителя-
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Во–первых, руководителю необходимо развивать власть, потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она — начальник.
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти в различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции.
Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. 12 В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.13
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.14
Таким образом, власть, хотя
часто и неправильно
Основные виды власти приведены в Таблице 3.
Таблица 1.3 – Виды и источники власти
Тип власти |
Источник власти |
Причина наделения властью |
Власть положения |
Место, занимаемое в организации |
Занимаемая должность |
Власть ресурсов |
Деньги, информация, управляемый персонал и т. д. |
Занимаемая должность |
Власть социальных связей |
Способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д. |
Выявление коммуникативных качеств |
Власть эксперта |
Признание коллективом в человеке наличия несомненного знания в определенных областях деятельности |
Технические знания и знания процесса |
Власть личности |
Личные качества |
Заслуженно уважение и авторитет |
Власть информации |
Полученная информация |
Способность быстрой добычи информации |
Главной особенностью отношений
между лидером и
Власть – это не действие, а скорее, возможность действовать. Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет личных качеств, знаний, умений, навыков. Власть выражается в возможности одного человека (или многих) влиять на поведение человека (или многих людей).16
В основе руководства и лидерства лежат влияние и власть. Власть — это возможность влиять на поведение других людей. Если руководитель не имеет достаточно власти, чтобы влиять на поведение работников, от которых зависит эффективность его деятельности, то он не сможет эффективно управлять организацией. Власть может основываться на использовании разных средств влияния.
Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Как заметил Честер Барнард, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым, сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникнет, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг, линейный управляющий теперь все больше зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей.
Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций.
В данной главе было рассмотрено понятие лидерства, дана подробная его характеристика, проведен анализ отличительных особенностей лидера от рядового менеджера. Дана характеристика основным видам управленческих воздействий – влиянию и власти, определена их важность при построении управленческого процесса. Выявлены доминирующие качества в характерах известных лидеров, способствующие достижению их успеха.
2. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЛИДЕРСТВА
2.1. Поведенческие
подходы как основа
Поведенческий подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Несмотря на все многообразие теорий в данной группе, все они сводятся к определению поведения лидера на основе двух характеристик:
Поведение, основанное на повышении уровня развития подчиненных, создание благоприятного психологического климата и удовлетворения трудом (уважение к идеям персонала, забота о продвижении, интерес к потребностям коллектива). Поведение, основанное на производственных задачах и их выполнении (чаще всего игнорирование пожеланий и потребностей персонала, недооценка способностей).17 Ниже рассмотрим основные теории поведенческих подходов.
1. «Х» и «У» теории Д. Мак Грегора. Автократичное и демократичное руководство.
По традиционной квалификации выделяют автократичный и либеральный стили, которые являются своего рода крайностями в поведении руководителя. Между ними находится третий тип – демократичный. Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”.
Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.
Информация о работе Содержание и отличительные черты понятия «лидерство» в менеджменте