Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:20, дипломная работа
Основная цель аттестационной работы состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию путей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности;
Проанализировать основные показатели экономической безопасности Российской Федерации на примере Челябинской области;
Выявить основные тенденции социально-экономического развития РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………
7
1.1
Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности……
7
1.2
Основные показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………
16
1.3
Механизм обеспечения экономической безопасности страны……
20
2
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….
27
2.1
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса……………………………………
27
2.2
Факторы и условия социально-экономического развития Челябинской области………………………………………………...
32
2.3
Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области……………………………………………….
39
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………..
43
3.1
Основные пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области………………………………………………...
43
3.2
Оценка эффективности предложенных направлений……………...
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….
5. Определение причин
7. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
8. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей выпускной аттестационной работе проведено исследование и разработаны мероприятия по совершенствованию обеспечения экономической безопасности Российской федерации (на примере Челябинской области).
Экономическая безопасность – это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого–либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Основными показателями экономической безопасности являются: достигнутый уровень ВВП (как в абсолютном размере, так и особенно удельный), структура экономики, в том числе характеристика технологического уровня, структура внешней торговли, расходы на образование, науку, НИОКР, цифры по качеству жизни населения, размеры внутреннего и внешнего долга, и многие другие.
Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего, необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.
Исследование механизмов обеспечения экономической безопасности страны показало следующее. Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения.
Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально–экономической и военно–политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.
Во второй главе аттестационной работы проведен анализ показателей экономической безопасности российской федерации на примере Челябинской области. В результате проведенного анализа можно сказать следующее. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.
Правительство Челябинской области отмечает, что основными показателями прогноза социально-экономического развития Челябинской области предусматривается увеличение денежных доходов населения, стабилизация ситуации на рынке труда, рост экономики за счет расширения потребительского и инвестиционного спроса, увеличения промышленного производства и внешнеторгового оборота. Данные тенденции обеспечены реализацией инвестиционных программ, расширением активности банковского сектора, замедлением потребительской инфляции, а также совместной работой органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес-сообщества Челябинской области.
Основными проблемами экономической безопасности, которые оказывают влияние на развитие экономики Челябинской области являются следующие: отмечается нестабильность ситуации на мировых финансовых рынках, сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике на фоне проблем в Еврозоне; рост цен на энергоносители и грузоперевозки; существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций; из-за неблагоприятных погодных условий была потеряна часть урожая; снижение цен на черные и цветные металлы на мировых рынках, и сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике, долговой кризис Еврозоны, замедление темпов роста экономики Китая; нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и другие риски; существенными рисками для металлургического комплекса области является то, что традиционно большая часть продукции ориентирована на экспорт; индивидуальных предпринимателей в регионе (сведения о которых содержатся в ЕГРИП) стало меньше на 13,6 тысяч.
В результате выявленных проблем экономической безопасности которые оказывают отрицательное влияние на развитие экономики Челябинской области предложены пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области.
Во-первых, необходим дифференцированный подход к расчету размера страховых взносов для предпринимателей, имеющих низкие доходы.
Во-вторых, необходимо установить «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных предпринимателей.
В третьих, необходимо постоянно заявлять в Минэкономразвития России на софинансирование приоритетных направлений развития предпринимательства Челябинской области из федерального бюджета. И если брать все виды поддержки: имущественную, информационно-консультационные услуги, обучающие курсы, семинары, поддержку, оказанную объектами инфраструктуры и т.д., то количество воспользовавшихся в рамках областных и муниципальных программ увеличится в разы.
В четвертых, рост промышленного производства возможен за счет мер, принимаемых на федеральном уровне. Это госинвестиции, смягчение «бюджетного правила», прежде всего, направление средств Фонда национального благосостояния на строительство инфраструктуры.
Шестое и на наш взгляд важное направление для экономической безопасности это борьба с коррупцией. Для борьбы с коррупцией необходимо вести как можно большую разъяснительную работу, освещая гражданам, предпринимателям и чиновникам бесперспективность и откровенный вред для государства и общества от действий или молчаливого поощрения этих действий коррупционными методами.
Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования.
Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Наиболее показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
В заключении аттестационной работы необходимо отметить, что рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ