Содержание и пути обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель аттестационной работы состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию путей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности;
Проанализировать основные показатели экономической безопасности Российской Федерации на примере Челябинской области;
Выявить основные тенденции социально-экономического развития РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
4
1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………

7
1.1
Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности……
7
1.2
Основные показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………

16
1.3
Механизм обеспечения экономической безопасности страны……
20
2
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….


27
2.1
Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса……………………………………

27
2.2
Факторы и условия социально-экономического развития Челябинской области………………………………………………...

32
2.3
Основные проблемы обеспечения экономической безопасности Челябинской области……………………………………………….

39
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………..

43
3.1
Основные пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области………………………………………………...

43
3.2
Оценка эффективности предложенных направлений……………...
50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 165.18 Кб (Скачать файл)

5. Определение причин недостаточной  эффективности мер, принятых для  устранения уже имеющихся негативных  воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

7. Выработка рекомендаций по  устранению и предупреждению  негативных воздействий.

8. Оценка стоимости каждой из  предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей выпускной аттестационной работе проведено исследование и разработаны мероприятия по совершенствованию обеспечения экономической безопасности Российской федерации (на примере Челябинской области).

Экономическая безопасность – это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого–либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Основными показателями экономической безопасности являются: достигнутый уровень ВВП (как в абсолютном размере, так и особенно удельный), структура экономики, в том числе характеристика технологического уровня, структура внешней торговли, расходы на образование, науку, НИОКР, цифры по качеству жизни населения, размеры внутреннего и внешнего долга, и многие другие.

Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего, необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.

Исследование механизмов обеспечения экономической безопасности страны показало следующее. Для повышения экономической безопасности страны необходима разработка соответствующего механизма ее обеспечения.

Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально–экономической и военно–политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз.

Во второй главе аттестационной работы проведен анализ показателей экономической безопасности российской федерации на примере Челябинской области. В результате проведенного анализа можно сказать следующее. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.

Правительство Челябинской области отмечает, что основными показателями прогноза социально-экономического развития Челябинской области предусматривается увеличение денежных доходов населения, стабилизация ситуации на рынке труда, рост экономики за счет расширения потребительского и инвестиционного спроса, увеличения промышленного производства и внешнеторгового оборота. Данные тенденции обеспечены реализацией инвестиционных программ, расширением активности банковского сектора, замедлением потребительской инфляции, а также совместной работой органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес-сообщества Челябинской области.

Основными проблемами экономической безопасности, которые оказывают влияние на развитие экономики Челябинской области являются следующие: отмечается нестабильность ситуации на мировых финансовых рынках, сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике на фоне проблем в Еврозоне; рост цен на энергоносители и грузоперевозки; существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций; из-за неблагоприятных погодных условий была потеряна часть урожая; снижение цен на черные и цветные металлы на мировых рынках, и сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в мировой экономике, долговой кризис Еврозоны, замедление темпов роста экономики Китая; нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и другие риски; существенными рисками для металлургического комплекса области является то, что традиционно большая часть продукции ориентирована на экспорт; индивидуальных предпринимателей в регионе (сведения о которых содержатся в ЕГРИП) стало меньше на 13,6 тысяч.

В результате выявленных проблем экономической безопасности которые оказывают отрицательное влияние на развитие экономики Челябинской области предложены пути обеспечения экономической безопасности Челябинской области.

Во-первых, необходим дифференцированный подход к расчету размера страховых взносов для предпринимателей, имеющих низкие доходы.

Во-вторых, необходимо установить «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных предпринимателей.

В третьих, необходимо постоянно заявлять в Минэкономразвития России на софинансирование приоритетных направлений развития предпринимательства Челябинской области из федерального бюджета. И если брать все виды поддержки: имущественную, информационно-консультационные услуги, обучающие курсы, семинары, поддержку, оказанную объектами инфраструктуры и т.д., то количество воспользовавшихся в рамках областных и муниципальных программ увеличится в разы.

В четвертых, рост промышленного производства возможен за счет мер, принимаемых на федеральном уровне. Это госинвестиции, смягчение «бюджетного правила», прежде всего, направление средств Фонда национального благосостояния на строительство инфраструктуры.

В пятых, предпринимателям необходимо оказывать содействие развитию цивилизованных отношений в предпринимательской сфере; предоставлять возможности предприятиям и предпринимателям, ведущим свою коммерческую деятельность открыто и честно, объявить о себе для создания предпосылок установления сотрудничества с потенциальными партнерами; создавать благоприятные условия для принятия коммерческих решений, обеспечение участников рынка достоверной информацией о партнерах.

Шестое и на наш взгляд важное направление для экономической безопасности это борьба с коррупцией. Для борьбы с коррупцией необходимо вести как можно большую разъяснительную работу, освещая гражданам, предпринимателям и чиновникам бесперспективность и откровенный вред для государства и общества от действий или молчаливого поощрения этих действий коррупционными методами.

Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Наиболее показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

В заключении аттестационной работы необходимо отметить, что рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000.
  2. Постановление Правительства Челябинской области «О прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 24 октября 2012 г. N 534-П
  3. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. – 2010.– № 6.
  4. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 10.
  5. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия – XXI. – 2009. – № 23.
  6. Балдин К. В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. – М.: Инфра–М, 2010 – с. 59
  7. Бабанова Ю. В. к.э.н., Теоретико-методологические основы экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Аврореферат. 2011
  8. Барт А. А. Статья. Механизм обеспечения экономической безопасности России. Журнале «Российское предпринимательство». № 11 Вып. 1 (170) за 2010 – с. 4 –9
  9. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. – 2011. – № 2.
  10. Бауэр В. П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. – 2012. – № 9.
  11. Бекетов Н. В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М .Е. Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 8.
  12. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. – 2012. – № 9.
  13. Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. – 2011. – № 8.
  14. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 11.
  15. Блинов Н. Об обеспечении экономической безопасности России / линов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. – 2006. –№4.
  16. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. – 2009. – № 5.
  17. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. – 2010. – № 12.
  18. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // В мире науки. – 2011. – № 3.
  19. Гайфутдинова О.С. Инновационная конкурентоспособность как фактор укрепления национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – N№19.
  20. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико–правовые аспекты. – СПб., 2001. – 316 с.
  21. Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. – 2012. – № 3.
  22. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. – 2011. – №2.
  23. Еляков А. Электронный шпионаж // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 8.
  24. Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. – 2010. – № 7.
  25. Карачаровский В. Организационно–управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. – 2011. – №9.
  26. Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. – 2009. – № 1.
  27. Конарева Л. А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности // США–Канада: экономика, политика, культура. – 2013. – № 11.
  28. Котов В. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность // Экономист. – 2013. – № 5.
  29. Котилко В. В. Экономическая безопасность Челябинской области. Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» 4(7) – 2006
  30. Кривцов А.И. Национальная минерально–сырьевая безопасность. – М., 2003. – 196 с
  31. Кузнецова Е. И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 7.
  32. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 7.
  33. Логинов Е.Л. Актуальные проблемы экономико–правового обеспечения экономической безопасности / Логинов Е.Л., Лукин В.К., Чечулина Ю.С. – Краснодар, 2011 – 128 с.
  34. Матвеев В. Энергетическая безопасность России: политика и экономика / Матвеев В., Литвинов Ф. // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2000. – № 7.
  35. Методика информационной безопасности / Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др.; Моск. акад. экономики и права. – М.: Экзамен, 2004. – 542 с.
  36. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность: справочник. – М.: Экзамен, 2005. – 575 с.
  37. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно–финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – № 5.
  38. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. – 2007. – № 6.
  39. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Теория государственного управления/Государственное и региональное управление – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2013 – с. 174
  40. Фирсов В. А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. – 2012. – № 2.
  41. Цуканова В. Х., Бабанова Ю. В. «Экономическая безопасность: теория и практика (Челябинск: Изд-во ЦНТИ; 2010 – 273 с.
  42. Шевченко М. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. – 2013. – № 2.3.
  43. Министерство экономического развития Челябинской области. Положительные и отрицательные тенденции социально-экономического развития области. [Электронный ресурс] / 27.11.2013. Режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru/socreview?news=2415
  44. Министерство экономического развития Челябинской области. Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области за январь-ноябрь 2013 года. [Электронный ресурс] / 27.11.2013. режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru/socreview?news=2414
  45. Терехов С. А. Технологии разведки для бизнес. [Электронный ресурс] / Терехов С. А. Режим доступа: http://azbez.com/node/734
  46. Сайт: Современная экономика. Показатели экономической безопасности и меры по ее обеспечению. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://artref.ru/?p=431
  47. Цветкова А. Ю. к.э.н., доцент ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (ТУ). Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса. [Электронный ресурс] / Цветкова А. Ю. 2009. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/78.html
  48. Министр экономического развития Челябинской области Е. Мурзина: «Область в текущем году может выйти на докризисный уровень».  [Электронный ресурс] / Е. Мурзина. 15.08.2013. Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Ural/exclusives.asp?id=425497

 

 

 


Информация о работе Содержание и пути обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (на примере Челябинской области)